Реферативная работа по литературе на тему: Образы животных в лирике С. А. Есенина
Реферативная работа
на тему:
«Образы животных в лирике С. А. Есенина»
Содержание.
1.Введение.................................................................................................................................3
2. Культ животных....................................................................................................................4
3. Анимализм в литературе......................................................................................................9
4. Поэты серебряного века о животных.................................................................................12
5. Новокрестьянские поэты.....................................................................................................13
6. Образы животных в лирике С. А. Есенина........................................................................14
6.1. Лошадь...............................................................................................................................15
6.2. Собака.................................................................................................................................18
6.3. Корова.................................................................................................................................21
6.4. Кошка..................................................................................................................................22
6.5. Лисица................................................................................................................................23
6.6. Лебедь.................................................................................................................................24
6.7. Ворон...................................................................................................................................26
6.8. Воробей...............................................................................................................................27
6.9. Сова.....................................................................................................................................28
7. Образы животных у современных авторов....................................................................... 30
8. Метафоризация образов........................................................................................................31
9.Заключение………………………..........................................................................................36
10. Список используемой литературы.....................................................................................37
11. Приложение..........................................................................................................................38
Введение.
В конце XIX и особенно в начале ХХв. многим казалось, будто реализм в поэзии себя исчерпал и будущее не за ним. Именно в это время появляются в печати удивительно сердечные стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году кто-либо предположить, что неизвестный автор, скрывающийся под псевдонимом Аристон, - человек, которому суждено стать достойным преемником пушкинской славы. Поэт, который в эпоху становления нового, революционного искусства одним из первых сумел решительно повернуть к наследию и традициям русской классической поэзии.
Творчество C.А. Есенина неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у российского и зарубежного читателя. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ. М.Горький в очерке «С.Есенин» отмечал, что Сергей Александрович «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Именно поэтому я обратилась к его творчеству.
Изучая произведения С.А.Есенина в рамках школьной программы мы касаемся лишь малой части его наследия. Более подробно я буду знакомиться с поэзией Есенина в 11 классе. Но уже сейчас на уроках литературы, МХК, истории меня интересуют вопросы глубокого русского гуманизма, которые у Есенина сливаются с идеей «милости» к животным. Я считаю, что именно в этом познаётся человеческая забота о своём ближнем.
Я решила выяснить, как поэт сумел «открыть новую поэтическую область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира.
Это и определило цель моей работы: выявить особенности изображения внутреннего мира животных в лирике С.Есенина.
Для реализации этой цели я определила следующие задачи:
подробно проанализировать стихотворения поэта, соответствующие заявленной теме;
раскрыть понятие анимализма в творчестве А.С. Есенина;
систематизировать полученные материалы и оформить результаты исследования в виде реферативной работы и мультимедийной презентации.
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: поэзия Есенина в последнее время стала популярной. Об этом свидетельствует недавно снятый фильм «Есенин», который повествует о жизни и творчестве русского поэта, а также его стихи были переложены на музыку. Эта тема актуальна ещё и потому, что прослеживается связь творчества Есенина с фольклором и традициями русской литературы ХIХ века и современностью.
Всё это возбуждает дополнительный интерес ко всему творчеству С.Есенина, а значит и дополнительную мотивацию в процессе школьного обучения. Этот материал может быть использован в проектной и исследовательской деятельности учащихся, стать основой элективного курса литературного профиля.
Культ животных.
На заре развития человечества первобытных людей мучил тот же вопрос, что мучает и наших современников: откуда мы произошли, кто или что нас создало? Попытка найти себя в этом мире, объяснить свое существование с одной стороны, и в то же время неразрывная связь с внешним миром привели наших предков к созданию теорий о своем происхождении, в основе которых лежало обожествление природы. Удивительная наблюдательность наших далеких прародителей, буйство фантазии, которому не было предела, способствовали развитию самых потрясающих идей. Любое природное явление они не только наделяли сверхъестественной силой, но и логически связывали его с человеком. Природа — неисчерпаемый источник для творческого воображения. Посмотрите на ночное небо, усыпанное звездами. Что вы видите? Миллионы сверкающих точек. А вы сможете найти без труда созвездия Льва, Волопаса? В лучшем случае, некоторые из нас, долго "водя пальцем по воздуху", пытаясь провести линии между звездами, смогут показать созвездие Большой Медведицы.
Древние же люди, обладая абстрактным мышлением, видели на небе фантастические фигуры и образы. Мифы о созвездиях, сочиненные древними греками, до сих пор поражают нас. Помните ли вы сказания о двенадцати подвигах Геракла? Оказывается, все эти подвиги греки "перенес ли" на небо и в честь них назвали двенадцать созвездий: созвездие Льва, созвездие Гидры и т.д. Многие племена на нашей планете считали своими прародителями различные виды животных, не подозревая о том, что являются в определенной степени "сподвижниками теории Дарвина". Только представьте себе, что в древнем Китае полагали, что их предком является некая обезьянка. На Тибете существует легенда: "Давным-давно на земле царствовали духи, природа была девственной и невинной. Когда в лесах звенели чистые родники, шумные водопады спадали с величественных гор, поляны были залиты солнцем, буйная растительность покрывала всю поверхность планеты, тогда Высший Дух наделил обезьян разумом... Однажды одна из обезьян сидела на вершине горы и занималась самосозерцанием, в этот момент и увидела ее Ведьма Гор. Обезьяна понравилась Ведьме, и, превратившись в прекрасное создание, решила она стать женой этой обезьяны. Но обезьяна осталась равнодушна к красоте Ведьмы. Долго стояла и плакала Ведьма у хижины обезьяны, не выдержала та, и стали они мужем и женой. У них родилось шесть детей, которые расселились по всему Тибету и стали родоначальниками шести племён, живущих до нашего времени..." Жители Австралии и индейцы Латинской Америки были убеждены, что каждое племя ведет свое начало от разных животных и поэтому каждый род носил свое название: род Медведя, род Волка, род Ящерицы, род Улитки и т.д. Животное в этом случае возводили в ранг бога, оно охраняло от несчастий, оберегало от бедствий и привлекало удачу. Так возникла религия — тотемизм. Животное-тотем становилось объектом почитания, его считали священным, охота на него была запрещена, а его убийство, употребление в пищу признавалось кощунством и строго каралось. Поклонение животным часто сопровождалось всевозможными ритуалами, им были посвящены особые обряды, целью которых являлось воздействие на тотем.
В честь тотема возводились столбы-талисманы с высеченными на них фигурами животных. Вокруг него устраивались празднества, во время которых инсценировались мифы о животных. Случалось так, что во время вражды между племенами талисманы пропадали, это считалось очень плохим признаком, поэтому свои тотемы люди старались оберегать. У народов, населяющих север России, культ тотема также широко распространен. Эти народности намеренно употребляли в пищу мясо тотемных животных, так как через него, по поверью, к человеку переходила сила и мудрость их божества. Если же охотник хотел стать ловким, он должен был прикрепить кусок шерсти животного-тотема к своей одежде. В более развитых цивилизациях, таких как древнеегипетская, древнегреческая и древнеримская, животные были символами существующих богов. В этом случае животные не только передавали качества, которыми обладало то или иное божество, но, как считалось, имели те же способности, что и их хозяин. Вся древнеегипетская религия была построена на символизме. Бога солнца Ра отождествляли с котом. Превратившись в кота, он боролся со страшным змеем Апопом, олицетворением зла. Культ кошек был распространен по всему Египту, кошек мумифицировали и помешали в саркофаги. В стране сохранились богатые захоронения. Символизм Древней Греции и Римской Империи несколько схож с древнеегипетским. Бог-громовержец, всесильный Юпитер, изображался с орлом, греческий Зевс — с быком. Величавая Гера, супруга Зевса, — с павлином, в мифе о Гермесе, сразившем стоглазого Аргуса, Гера оживила последнего в виде павлина, поместив ему глаза на хвост. Грозный Нептун всегда был в сопровождении лошадей, греческий Посейдон — с дельфином. Богиня любви и красоты, прекрасная Венера, — с голубем. Бог войны, непобедимый Марс, — с петухом. А в Греции петух был символом солнечного бога Аполлона, кроме того, его сопровождал еще и ворон. Змея, обвившаяся вокруг сучковатого посоха, являлась спутником греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа).
Древние греки и римляне любили носить талисманы в виде животных, так как верили, что в этом случае боги будут более милостивы по отношению к ним. У христиан тоже находит свое отражение вера в магическую силу животных. Вспомните библейскую историю о потопе и Ное: "В десятый день месяца таммуз Ной выпустил ворона посмотреть и сообщить ему, не прекратился ли потоп. Но ворон нашел плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлекшись этим делом, он забыл вернуться к Ною с докладом..." За это ворон попал в разряд нечестивых по христианскому вероучению. "... Спустя неделю Ной выпустил голубя, который после третьего полета вернулся наконец, держа в клюве оливковую веточку..." И голубь был причислен к священным птицам, приносящим мир и радость.
Еще более удивительная библейская легенда повествует о Моисее. Он по совету Господа создал талисман, охраняющий от укусов змеи: "Когда легендарный Моисей вывел израильтян из Египта, где они попали в рабство, и вел в землю обетованную, на их долю выпало множество лишений и невзгод. Долгая дорога, трудный переход через пустыню без воды и хлеба вызвали недовольство народа. В наказание за ропот господь послал на них ядовитых змей, от укусов которых многие умерли. Израильтяне раскаялись и стали просить Моисея, чтобы он помолился за них. Тогда Господь сказал Моисею: "Сделай медного змея, и вставь его на знамя. Тогда ужаленный пусть только взглянет на него и останется жив." Моисей исполнил повеление Божие, и все ужаленные, которые с верой и молитвой глядели на вывешенного змея, остались живы".
У древних славян существовал свой религиозный культ животных. Они считали, что ворон, филин, сова, галка, лиса, заяц, кот, мышь, змея, ящерица — слуги "нечистой" силы; а голубь, петух, пчела, медведь, волк — враги нечистой силы и защищают человека от нее.
Отголоски тотемизма долго звучали в русской культуре (например, гербы многих древних городов включали изображение животных, а символика двуглавого орла до сих пор сохраняется в гербе России).
Анимализм в литературе.
Прежде всего, следует сказать, что термин «анимализм» имеет несколько значений, которые различаются не столько по сути, сколько по направленности. Так в "Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка" Чудинова А.Н.[1] можно найти следующую словарную статью: «Анимализм (ново-лат., от лат. animal - животное). 1) жизнедеятельность животного. Совокупность особенностей животного тела, в отличие от растений. 2) животная жизнь в противоположность высшей, духовной». Социологический словарь определяет анимализм, как 1. Совокупность черт, свойственных животным; звериная натура. 2. Поклонение священным животным. 3. По В. Зомбарту - подход к изучению человека и общества, ищущий объяснений в биологическом происхождении человека и его связи с миром животных. Уже более подходящее для нас определение даёт Ефремова в своём толковом словаре «Анимализм - жанр изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), основным объектом которого являются животные».
Впервые термин “анимализм” был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда трое молодых французских скульпторов – Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне – выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных».
Одно из наиболее полных и точных определений анимализма даёт академик В.А. Ватагин[3]: "Анимализм является особой, самостоятельной специальностью, выбранной художником по склонности и интересу, я бы сказал, пристрастию к изображению животного. Животное является главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника..." Тем не менее, здесь явно выделяется художественная направленность.
В своей работе я придерживаюсь мнения Алексея Караковского[4] – прозаика, поэта, музыканта, публициста и переводчика. В своей статье «Литературный анимализм как метод и руководство к действию» он сначала приводит определение Ефремовой[2], рассматривая анимализм, как «направление в искусстве, связанное с описанием животного мира». Но, по его мнению, анимализм – это нечто большее. Он говорит о том, что «узконаправленное восприятие какого-то одного проявления жизни без определённой концепции и базы — вещь бессмысленная», ведь «для разработки авторской художественной концепции, опытов безотносительного описания животного мира недостаточно». Потому, на его взгляд, «точнее и практически полезней принять анимализм как один из динамических методов жизненного цикла художественной философии».
В поэзии ХIХ в. преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После А. С. Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Большим многообразием мотивов, сюжетов, типов анималистическое искусство начало отличаться в XX в.
К концу 1960-х гг. анимализм приобрёл объективную оценку в отечественном искусстве, значимость которой еще не была выявлена в ХIХ в. Процесс развития анималистического жанра был поступательным. 1900–20-е гг. явились первым этапом.
1930–60-е гг. отмечены активизацией анималистического жара. В это время успешно формируется московская школа анималистики. Это время отмечено решением больших градостроительных задач, где скульптура участвовала в синтезе с другими видами изобразительного искусства. Об анималистическом искусстве стали писать как о плодотворном, интересном жанре.
В начале 1970-х гг. картина развития анималистического искусства меняется. В связи с решением современных проблем 1970–90-е гг. отмечены поисками новой художественной образности.
Анималистика XX столетия стала открытым искусством, своего рода ареной философских раздумий и рассуждений о мире природы, человека и животного в нем.
Анималист всегда видел ценность в животном, в отображении его достоинств, разных проявлений жизни. Ведя разговор о том, что мир диких животных является миром, организующим свою жизнь независимо от человека, всем строем своих мыслей анималисты подводят нас к выводу о значимости этого мира, о необходимости всесторонних знаний о нем, чтобы отвести присущее и необходимое место животным в совместном существовании с человеком. К тому же мир животных не менее ценен для искусства, чем мир человека. Животное как объект изображения наряду с другими явлениями окружающего мира, обладающее визуально-воспринимаемыми параметрами, представляет модель, наделенную чувствованием. Так же, как образ человека, для художника оно приобретает ценностно-смысловую, эстетическую характеристику.
Давние традиции национальной культуры отмечены интересом к миру животных. В русской литературе целая плеяда писателей посвящает свое творчество проникновенному описанию природы, зверей и птиц (И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, Б. Житков, М. Пришвин, В. Бианки и др.).
В литературе разных времен образы животных служили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе "нового времени", в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному. Тенденции, созвучные идеям русских писателей, присутствуют и в отечественном изобразительном искусстве. То теплое чувство, которое пронизывает изображения животных в народном творчестве и у художников-станковистов XIX в., дополняется проникновенной передачей точных черт их поведения яркая впечатлительность, тонкое понимание природы и животных, эстетическое чувство – все эти качества, неустанно развиваясь и обогащаясь, оформились в целостную систему взглядов художников. Эстетические, этические, научные взгляды, которые органично и взаимосвязанно выстраиваются в их теории, являются значимым В XX в. получила распространение теория «родственного внимания» (М. Пришвин), которая подразумевает «глубину проникновения» в жизнь зверей, птиц, растений. У каждого из них своя неповторимая «судьба», свое место во Вселенной. Природа предстает пронизанной мыслью и переживаниями. Животные, как и люди, наделяются чертами индивидуальности. Восхищение красотой животного мира и понимание ее рождает высокое нравственное чувство.
Поэты серебряного века о животных.
Широкое распространение в поэзии XX в. получает само слово «зверь», которое ранее практически не употреблялось и неприменимо к домашним животным. В лирике Гумилёва слово «зверь» в прямом значении фигурирует 13 раз, что немало. Поэтическая фауна в произведениях мэтра акмеизма весьма богата и разнообразна, в ней обитают все классы мира животных: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, рыбы и представители микрофауны.Наиболее многочисленными являются экзотические, чаще хищные, животные и птицы. Например, лев фигурирует в стихотворениях Гумилёва 21 раз, слон — 8, гиена — 7, верблюд — 6, обезьяна — 5, носорог — 4, тигр — 4, удав — 3, крокодил — 3, попугай — 3, павлин — 3, жираф — 2, шакал — 2. То что Гумилёв населяет свой поэтический мир большей частью необычными животными, не странно и в целом характерно, как замечает М. Н. Эпштейн[5], для поэзии Серебряного века. В 1894 г. в стихотворении В. Брюсова «Предчувствие» появляются ящеры и удавы, в 1895 — в стихотворении «Опять сон» — лев, гиппопотам, зебра. Любимые животные К. Бальмонта — «меткий леопард» и пантера. К поэтам Серебряного века, благоволящим к «зверям», М.Н. Эпштейн также относит В. Хлебникова, С. Есенина, К. Бальмонта. Заметим, что все перечисленные поэты, включая Гумилёва, — представители различных литературных течений, а следовательно, так называемый «бестиализм» был в целом характерен для поэзии рубежа веков. В животных поэтов привлекала таинственность, непостижимость, отчужденность от человеческого мира. Экзотика служила раскрытию иноприродности самой звериной души. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного".
Новокрестьянские поэты.
Самобытным явлением в литературе 910-х годов стала так называемая новокрестьянская поэзия, в русле которой начинали выдающиеся русские лирики Н. А. Клюев и С. А. Есенин, а также близкие к ним С. А. Клычков (1889—1937), А. В. Ширяевец (настоящая фамилия Абрамов, 1887—1924), П. В. Орешин (1887—1938), П. И. Карпов (1887—1963). Их объединяли — при всех различиях творческого почерка и меры таланта — истовая любовь к деревенской России (вопреки России «железной»), желание высветить исконные ценности ее верований и морали труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и «звук» новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту. Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой». В 30-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.
Народная поэзия подарила России великого Сергея Есенина, его товарища, прекрасного поэта Николая Клюева. Есенин называл его своим учителем, не отрицая этого даже в период своего резкого расхождения с ним. Сергей Есенин утверждал, что он не смог бы состояться творчески, если бы не Клюев.
Образы животных в лирике Есенина.
Сердцевину поэзии Сергея Есенина составляет, как он сам точно определил,
чувство Родины. Эта тема – основная в его стихах. Каждый раз, когда Есенину, поэту и человеку, было особенно трудно, обращался он душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную силу и энергию для своих стихов и поэзии о России. Он знал, что человек и природа, человек и Родина – вечные темы поэзии. В своих стихах поэт сумел сохранить для будущего, для потомков красоту родной природы, красоту души русского человека, красоту русского слова, русской песни. Есенин как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновение, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо…
Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. По мнению Прокушева[6], они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера и нашего гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может совершаться вне его отношения к животному царству.
В своей поэзии С.Есенин довольно часто использует образы животных. Как и Бунин, Гумилев, Маяковский, он вводит мотив «братства человека и животного». Отношения обнаруживают черты семейного уклада. Поэтому в поэтическом творчестве поэта преобладают домашние животные: лошадь, собака, корова, кошка. Он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
( Мы теперь уходим понемногу"., 1924 г.)
Новаторство и своеобразие Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, двор, деревня и т.д.), он не является только анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного лишь как биологическое существо. «Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека» (Марченко[7] ,1972). Из 200 рассмотренных мною стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Это ворон, пес, соловей(6), телята, кошка, голубь, журавль(5), овца, кобыла(4), жеребенок, лебедь, петух, сова(3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лягушка, лиса, мышь, синица(2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, горилла, жаба, змея, иволка, кулик, куры, коростель, осел, попугай. сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок(1). Среди названий животных, по «Словарю С.Есенина», самое употребляемое животное – это конь (61 раз), лошадь (27 раз), корова (25 раз), собака (19 раз).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
Естественно, что в русской народной культуре образ лошади/коня один из самых распространенных. В языковой картине мира Есенина конь не только воплощает здоровую удаль, силу, но является и символом удачи, счастья. Конь/лошадь входят в состав многих тропов, ярких, цветистых сравнений:
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
(«Осень», 1914 г.)
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани...
(«Нивы сжаты...», 1917 г.)
Меня вы не любили
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком...
(«Письмо к женщине», 1924 г.)
У каждого поэта имеется своя символика, но в основном все они опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных. Попробуем взглянуть на образ коня с другой стороны. Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо , связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян : " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца , то блистающей молниями тучи…".В стихотворении "Голубень" ( 1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же , как жили его предки.
В дорогу дальнюю, ни к битве, ни к покою,
Влекут меня незримые следы,Погаснет день, мелькнув пятой златою, И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен .
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.
Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца
Шерсть буланая в туман.(Отвори мне, страж заоблачный...", 1918 г.)
Но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ". В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком". И если в стихотворении "Табун" (1915 г.) мы видим " в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Покосившаяся избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
(Этой грусти теперь не рассыпать..., 1924 г.)
Деревня пришла в упадок, и гордый и величественный конь "превратился в лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы. В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя ? иль ты приснилась мне ? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. ( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. )
"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей , невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня , благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" ( 1924 г. )
Все прошло. Поредел мой волос. Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.
Если обратиться к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то, я думаю, никого не сможет оставить равнодушным «Песнь о собаке»(1915 г.). Это история о собаке, потерявшей своих семерых щенят по вине человека. Это самый трагический момент в ее жизни. Измученной, потерявшей своих щенков, месяц ей кажется одним из погибших детѐнышей. В этом стихотворении слышится голос, призывающий нас к сочувствию всем живым, страдающим существам:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звѐздами в снег.
Есенинская собака способна на глубокие чувства, её горе безмерно и беспредельно, но совершенно недоступно разуму «хмурого хозяина», равнодушно и привычно исполняющему обычное в крестьянском быту «дело» – «утопление» слепых щенят. «Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Есенинская собака - это не просто животное, выполняющее своѐ дело - охранять дом, а животное, способное на глубокие чувства. Она может и мыслить, и страдать, и радоваться. Этим стихотворением Есенин говорит о том, что не может быть чужой боли в мире, где всѐ взаимосвязано. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.
Также лирический герой обращается к образу собаки, вспоминая юность:
Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.
("Сукин сын".1924 г.)
В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.
Та собака давно околела, Но в ту ж масть , что с отливом в синь…
С лаем ливисто ошалелымМеня встрел молодой ее сын.
Одно из наиболее известных произведений поэта также посвящено собаке. Это-стихотворение "Собаке Качалова", написанное в 1925 г. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовал и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.
Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин предлагает псу:
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я с роду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?
Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.
Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бениславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бениславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.
Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бениславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.
Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.
Поэтому в последних строчках стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бениславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.
В стихотворении "Корова" (1915 г.) Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию-старость животного:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
и его дальнейшую участь:
Скоро...свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Он отождествляет старое животное и старого человека:
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Это, казалось бы, совершенно не поэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Летом 1921 г. поэт говорил И. Грузинову, энергично жестикулируя руками: "Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Без коровы нет России." И поэтому совершенно не случайны в его стихах подобные строки:
О, родина, счастливый
И неисходный час!
Нет лучше, нет красивей
Твоих коровьих глаз.
("Октоих",1917 г.)
Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает " человека по жизни - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
("В хате", 1914 г.)
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменными "атрибутами" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.
Поведение домашних животных и так может быть нам понятно. Мы догадываемся о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своём творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества.
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо,
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы – дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принёс столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того, как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создаётся контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин: пожара и холодного снега.
Желтый хвост упал в метель пожаром,На губах — как прелая морковь...Пахло инеем и глиняным угаром,А в ощур сочилась тихо кровь.
Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – в моем
исследовании их 20 наименований. Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи
и воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист,
голуби и даже канарейки и попугай.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь-
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
(«За горами...», 1916 г.)
Всем знакомы выражения «лебединая чистота», «лебединая верность», «лебединая песня». Есенин создает большое лиро-эпическое стихотворение, в котором показана трагедия лебедя-матери.
В своем стихотворении «Лебедушка» поэт описывает жизнь дикой
природы. Центральным образом является лебедь с маленькими «лебежатушками». Когда читаем это стихотворение, в воображении рождается прекрасный пейзаж – все гармонично слито в единое целое. Лебеди плавают по пруду, даже цветы «улыбались дню веселому».
Возникает вопрос – что может быть прекраснее? Но, к сожалению, у дикой природы есть свои суровые законы и порядки. В середине стихотворения появляется орел-хищник, который в поисках добычи увидел «лебедь белую». Читатель чувствует напряжение, в голове рождается вопрос: что же будет дальше? Удастся ли лебедушке спасти себя и детишек? Но, как правило, хищник, увидев свою жертву, никогда не останавливается:
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Хотя лебедь-мать и погибла, «лебежатушки» смогли спастись от хищника. И есть надежда, что они вырастут и будут радовать глаз своей снежно-белой красотой. Это стихотворение – сюжетное, полное драматизма. Читатель становится свидетелем драмы.
Лебедушка-мать вызывает у нас чувство возрастающей тревоги, ужаса и сострадания. И если орел у Гумилева властелин воздуха, поэтизируется и мифологизируется его царственный полет в небо, то у Есенина орел – хищник, насильник.
Образ лебедя в поэзии Серебряного века использовался довольно часто. Он появлялся и у И. Анненского, и у Н. Гумилева, и у В. Иванова.
Если мы обратимся к другим представителям птиц, например, к воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
("Русь, 1914" г.)
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года.
Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу родины.
В трех стихотворениях в моем исследовании Есенин упоминает о воробьях. Воробей в славянской народной традиции не пользуется почитанием и воспринимается как "нечистая" птица. В символике воробья выделяется два аспекта. Один из них связан с вредом, который он наносит различным злакам на полях, а другой-с такими присущими воробью качествами, как легкость и притворство.
Для Есенина воробей - это пташка нежная, которая вызывает у читателя чувство жалости и сострадание:
Воробьишки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
( "Поет зима - аукает", 1910 г.)
В стихотворениях поэта мы встречаем и образ совы, которая в народной символике является зловещей птицей, а крик совы вблизи жилья предвещает смерть, и в стихах Есенина сова становится предвестником трагических событий в жизни поэта:
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
(По-осеннему кычет сова...", 1920 г.)
Есенинские птицы ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры. И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.
Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевлѐнной, разумной. У его зверей есть свои думы и заботы, свои горести и радости. По словам М. Горького, С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных».
Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. Например, по цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(«Вот оно глупое счастье…»)
Или же по близости к сходству функции:
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня…
(«О пашни, пашни, пашни…»)
Образное воплощение, чуткое восприятие фольклора лежат в основе
художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование
анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Образ животного у современных авторов.
В пространстве русской классической литературы ХХ века и современной прозы в данном аспекте можно отметить взаимодействие нескольких тенденций. Следует различать такие типологические общности, как анималистика, в которой фигурируют животные, существующие в природе, и бестиарий, в котором наличествуют звери, не существующие в природе. Думается, что по мере усложнения формы и эстетики происходит переход от анималистики к бестиарию, поэтому пусть условно, но необходимо дифференцировать эти понятия. Вопрос о разделении этих понятий, безусловно, спорный. Непонятно, к чему, например, отнести «синего буйвола, и белого орла, и форель золотую» из стихотворения Б. Окуджавы «Виноградную косточку в землю зарою».
У Рубцова.
Один из исследователей творчества поэта, В. Белков, совершенно справедливо считая, что у Рубцова человек и “братья наши меньшие” равноправны, пишет: “Животные у Николая Рубцова имеют - и это самое важное - свой самостоятельный голос, не ущемляемый поэтом. Не часто встретишь такое в литературе, в том числе современной”. Именно поэтому В. Белков полагает, что Рубцову удалось сказать “новое слово” в поэтическом осмыслении живой природы. Но, во-первых, Н. Рубцов был не одинок: по мнению М. Эпштейна, “новизна поэтического анимализма 60-х-70-х годов - это прежде всего снятие таких оппозиций прежнего мышления, как превосходство человека над животными...” А во-вторых, еще в русском фольклоре, в сказках и в лирике природа (в том числе животные) и человек никогда не противопоставлялись друг другу; более того, в поэтических представлениях народа души человека и животных были однородными. Животные в фольклоре даже наделялись определенными чертами человеческого характера. Рубцов знал об этой особенности народного творчества: в его стихотворениях медведь предстает зверем могучим, но добрым, заяц – трусливым и беззащитным.
Встречи странствующего лирического героя Рубцова с животными далеко не случайны. Он одинаково нежен и добр и к ним, и к человеку, он любит и хранит «сей образ прекрасного мира», в котором жеребенок «смешной и добрый», ласточка «родная», заяц «бедный»; он переживает горе медведя, воробья, вороны как свое собственное, и в его словах слышится неподдельное удивление и восхищение природной гармонией, в которой нет зла в человеческом его понимании.
Ласточка в народной лирике является символом материнской любви и непрочности счастья – в стихотворении Рубцова тот же смысл:
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летела,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Такое стихотворение, - отмечает критик И. Ростовцева, - несмотря на кажущуюся простоту, написать необычайно трудно. В особенности специально, даже числясь детским поэтом. Ласточка, потерявшая птенца, вызывает такое же человечнейшее чувство сострадания, как и мать, потерявшая ребенка. Последние строки – это укоризна, а не назидание. Ни одной фальшивой ноты. Стихотворение, казалось бы, созданное без всяких художественных средств, - «высокохудожественное» (потому что высоконравственное)».
Метафоризация образов.
Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору. В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора-сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.
Вот, например, образ луны:
" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается".
Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образом животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения:
" Как скелеты тощих журавлей, стоят ощипанные вербы", "Синий сумрак, как стадо овец...".
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(«Вот оно глупое счастье…»,1918 г.);
по близости и сходству функций:
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня…
(«О пашни, пашни, пашни…»,1917-1918 г.);
по какому-либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
("Письмо к женщине", 1924 г.)
Цветовое сходство используется нередко в сравнениях, когда Есенин использует птицу-лебедь, с лаской "лебеденочком" называет Божья Матерь сына:
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
("Вот оно, глупое счастье...",1918 г.)
А в "Песне о хлебе"(1921 г.) выстраивается сложное сравнение:
И свистят по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей...
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.
Чаще всего лебеди выступают в качестве символа красоты:
"Руки милой - пара лебедей".
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии-песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:
Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.
("Хороша была Танюша...", 1911 г.)
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
("Осень", 1914-1916 г.)
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушенка", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица", печь - "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы(лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
("Гаснут красные крылья заката", 1916 г.);
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
("Небесный барабанщик", 1918 г.);
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
("Дорогая, сядем рядом", 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: "красный конь" - символ революции, "розовый конь" - образ молодости, "черный конь" - предвестник смерти.
Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафористическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Рассмотрев образы животных и птиц в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания("Этой грусти теперь не рассыпать", "Прощай, родная пуща", "Голубень"). В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края ("Осень", Гаснут красные крылья заката", "Вот оно, глупое счастье", "Спит ковыль. Равнина дорогая...").
Заключение.
Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия.
Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. В этом сила его поэтического таланта.
Есенин не только любил по-настоящему «разумную плоть», но и понимал
«неизречённые души» зверей – дар редкостный, уникальный, почти начисто
утраченный современным человеком.
Поэт «открыл новую поэтическую область», включив в границы поэзии всё
многообразие животного мира – не только давно опоэтизированных лебедей и
журавлей, собак и коней, но всякую «живность», причём и в нарочито приземлённой
форме. Объединив в своём художественном мире живое и неживое, поэт так определил природную окраску и сострадательную
тональность своих стихов:
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
("Хулиган", 1920 г.)
В своем отношении к животным Есенин продолжал выразительную линию
русских классиков, которая начиналась «Муму» Тургенева и продолжалась
«Холстомером» Л. Н. Толстого, «Каштанкой» Чехова, «Изумрудом» Куприна.
Евангельское выражение «блажен, иже и скоты милует» Есенин
так переводил со славянского: «Достоин славы и уважения тот, кто не только к
людям, но и к животным относится с добрым чувством».
Пора почувствовать и в животном личность – сознающую, думающую,
радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем
понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро.
Итак, мы увидели, что в стихотворениях Сергея Есенина очень часто встречаются животные и птицы. Их образы помогают создать «звуковой фон» стиха, художественно–изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), показать реалии крестьянского быта, нарисовать образ лирического героя и раскрыть тему Родины.Сергей Есенин выразил в своём творчестве тоску человека XX века по матери–природе. Поэт с горестью переживал наступление цивилизации на природу, которое с тех пор невероятно ускорилось. Мы говорим об экологии, о защите окружающей среды, протестуем и возмущаемся: «Не стреляйте в белых лебедей!» И Сергей Есенин говорил о бережном отношении к природе, вступался за зверьё, взывал к гуманности. Но среди всех его природных образов есть один – обобщённый, глобальный, в котором современное человечество (мы) поставлено перед лицом всей ПРИРОДЫ: «Как в смирительную рубашку, мы природу берём в бетон». Возможно, сам поэт тогда ещё не осознавал страшного смысла этого образа, который мы теперь воспринимаем как предостережение. Может быть, поэтому нам так близка есенинская поэзия с ёё трепетной влюблённостью в природу и щемящей жалостью к «братьям нашим меньшим».
Список использованной литературы.
Литературный энциклопедический словарь. Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева.1987.
Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А. А. Воротников.1995.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т.1987.
Словарь культуры 20 века. В. П. Руднев.1997.
Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л. И. Тимофеева и М. П. Венгрова.1963.
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров.1987.
Словарь русской литературы. Под ред. М. Г. Уртминцевой.1997.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь.1995.
Интернет-ресурсы.
feb-web. ru
slova. org. ru
www. litocean. ru
Приложение.
Александр Николаевич Чудинов (26 февраля (10 марта) 1843, Полтавская губерния — 1908) — русский писатель, педагог и просветитель.
Татьяна Фёдоровна Ефремова – автор толкового словаря, лексикограф.
Василий Алексеевич Вата́гин (1883/1884 — 1969) — русский и советский график и скульптор-анималист, академик.
Алексей Владимирович Караковский – прозаик, поэт, музыкант, публицист, переводчик.
Михаи́л Нау́мович Эпште́йн (род. 1950, Москва) - философ, культуролог, литературовед, эссеист.
Ю́рий Льво́вич Про́кушев (1920—2004) — литературовед, литературный критик, писатель, издатель, популяризатор наследия Сергея Есенина.
Марченко, Анатолий Тихонович (1938—1986) — советский писатель, правозащитник.