Статья СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Землянская Н.А.
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Хонина Косиева»
«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
Восточная мудрость

Новое тысячелетие. Как все изменилось за последнее время. Мы живем в век компьютеризации, новых технологий, прогресса, что, несомненно, является положительными тенденциями нового времени. С другой стороны, стремительное развитие вышеназванных факторов, экономическая нестабильность стали причиной массового психологического стресса.
А что же семья, семейные взаимоотношения? Здесь тоже происходят большие изменения. Сегодня редко можно встретить семью, где отец хозяин, а мать хранительница домашнего очага. Сложные экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги.
Понятие «семейное воспитание» теряет свой смысл в современных условиях. А ведь именно в семье закладываются морали и принципы, нравственные устои и традиции, здесь происходит главное воспитание подрастающего человека.
Проблемами семейного воспитания занимались многие ученые и практики: М.И. Лисина, М.А.Иванов, М.И.Буянов, В.Н.Соколова, А.Фромм, А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, З.Матейчик и многие другие.
Общаясь с ребенком и наблюдая за ним, опытный специалист сразу определит, из какой семьи ребенок, какой в ней психологический климат, как общаются члены семьи, чему учат своих детей. От того как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Микроклимат семьи оказывает воздействие на моральный облик и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. А перевоспитание ребенка практически невозможно. Ребенок усваивает определенные правила и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в его воспитании. Семья готовит ребенка к жизни. Является его первым и самым глубоким источником идеалов, закладывает основы социального поведения.
На встречах с родителями я часто привожу пример: семья – это почва, в которую посадили зерно, в которой оно произрастает, земля дает ему силы и тепло, а мы все: общество, школа – внешняя среда, в которой развивается росток, мы – соучастники процесса воспитания, верные помощники, готовые прийти на помощь в любой ситуации.
Мы проводим анкетирования родителей по состоянию воспитания в семье наших учащихся. Эти исследования позволили нам сделать следующие выводы:
1. родителям свойственно идеализировать свои отношения с детьми;
2. в каждой второй семье родители уверены, что их детям удается реализовывать свои планы;
3. треть семей сталкивается с серьезными и частичными трудностями в воспитании детей.
Родители называют разные трудности в воспитании: недостаток материальных средств, нехватка времени, недостаточный педагогический опыт, влияние улицы, и лишь на последнем месте – неблагополучная ситуация в семье.
Анонимное анкетирование среди учащихся по данной проблеме, определило, что 35–40% детей своими проблемами обозначили взаимоотношения в семье. Единственный параметр, совпадающий с родительским – «нехватка времени на общение».
Поэтому, работа с семьей стала одним из приоритетных направлений в моей работе. Если не помочь детям и родителям наладить или укрепить взаимопонимание, дети будут искать его на стороне, а что из этого получится, констатирует статистика: безнадзорные, беспризорные дети, преступления, беременность, ранние аборты, растущее число случаев раннего ухода из жизни - суицидов.
Безусловно, причин такой печальной статистики много, и одна из главных причин- это несовершенство государственной политики по отношению к семье.
Мне хочется привести слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Поэтому на своих занятиях и тренингах я учу детей главному – позитивно воспринимать любую проблему, ситуацию, себя, других, быть толерантным. Ведь большинство конфликтов происходит из-за того, что мы не можем принять позицию другого человека, и слышим только себя. Занятия провожу в форме диспутов, используя мультимедийную технику, с применением арт-терапии, регулярно использую притчи, которые помогают осмыслить многие непростые ситуации. После таких занятий детям проще разобраться в вопросах семейных отношений, конфликтов в семье, формировании личности в семье и т. д. Они учатся находить позитивное в любой ситуации. Стремление и умение увидеть ситуацию в целом, оценить ее с разных позиций позволяют детям находить альтернативные решения.
Конечно, мы понимаем, что одних усилий со стороны детей мало, необходима работа с родителями.
У нас в гимназии сложилась определенная система профилактической работы помощи родителям в воспитании детей и подростков. Здесь мы работаем в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, администрацией гимназии, инспектором ПДН, районной КДН, районным Центром реабилитации. Составлен совместный план мероприятий.
В течение года мы проводим общегимназические родительские конференции, заседания «круглых столов» с приглашением специалистов заинтересованных ведомств, где кроме получения различного рода информации и диспутов, мы демонстрируем тематические видеоблоки, презентации, проводим психологические практикумы с разрешением проблемных ситуаций, обмениваемся опытом. Стараемся, чтобы эти встречи проходили в теплой, уютной атмосфере, с чаепитием, психологическими разминками.
Согласно разработанному графику совместно с социальным педагогом проводится патронаж семей, где нами оказывается психологическая помощь, а также мы ставим перед собой задачи разобраться в сложившейся неблагополучной ситуации, стараемся найти возможные пути решения, при необходимости к семье прикрепляются общественные наставники.
По итогам психологических исследований удовлетворенностью родителями работой образовательного учреждения разработаны рекомендации, с учетом которых в гимназии стали больше организовывать спортивных мероприятий и творческих конкурсов, фестивалей, которые содействуют выявлению совместных детско-родительских интересов, достижению единой цели в деле сплачивания семьи.
С целью более детального подхода к разрешению семейных проблем я провожу индивидуальные консультации. Надо отметить, что количество обращений от родителей год от года становится все выше, а, следовательно, можно сделать вывод, что увеличивается психологическая культура родителей. Консультации проводятся не только с целью помощи в воспитании детей, но и оказания родителям помощи в умении разобраться в своих жизненных ситуациях и с собственными личностными проблемами. Тем самым стабилизируется психологический настрой человека и, в общем, психологический климат в семье.
Результаты опроса родительской общественности за последние три года, позволяют сделать вывод: данные мероприятия способствуют повышению взаимопонимания детей и родителей. Родители прислушиваются к рекомендациям, активнее посещают мероприятия, проводимые в гимназии, помогают классным руководителям в воспитательной работе. Все это в целом содействует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в гимназии.
Воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в тоже время самого простого и искреннего.
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя сделать ребенка человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека свободного и современного.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии его личности и демократичность в отношении с ним.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15