Конспект урока по литературе Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого 
Урок
литературы в 11 классе на тему:
«Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого»
 
учителя МБОУ «Еланская СОШ № 2» 
Прыймак Татьяны Владимировны
2014 г.
Тема «Жизненные ценности поэта и человека
           Владимира Высоцкого»
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта; совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на  формирование  духовно-развитой личности  обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности, воспитывать чувства исторической памяти, способности воспринимать трагедию страны, как свою собственную; формирование лучших нравственных качеств.
Оборудование: 
Портрет и фотографии В. Высоцкого
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Выставка книг
Выставка газет, буклетов
ПрезентацияМетодические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа, анализ  стихотворения «Я не люблю»
Эпиграфы:
                      То, чего я не люблю!
              
                                                         В.С. Высоцкий
…поэты ходят босиком по лезвию ножа
и режут в кровь свои босые души… 
            
Ход  урока
  Предварительное домашнее задание:
Первая группа готовит сообщения о жизни и личности В.Высоцкого. Учит стихи, посвящённые военной тематике.
Вторая группа готовит сообщения о любовной лирике поэта и о роли женщин в судьбе поэта. Учат стихотворения о любви.
Третья группа готовит сообщения о работе В. Высоцкого в театре и кино.
Слайд  1
 1.Слово учителя.
 Сегодня  на уроке мы должны  мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил великий бард, актёр, поэт и прекрасный человек Владимир Семёнович Высоцкий. Наша задача - познакомиться  с  фактами  биографии  В. Высоцкого и  выяснить, каковы  его жизненные ценности.
В.С. Высоцкий – личность очень  сильная,  яркая,  талантливая. О  его  жизни  и  творчестве  много пишут, спорят,  высказывают   самые  разные  мнения. С  мнениями некоторых  выдающихся  людей    мы  познакомимся.
2. Чтение  высказываний  о  Высоцком    (раздаточный материал) 
1) Когда  люди  слушают  песни  Высоцкого, то  они  вспоминают, что  они – люди.
Писатель  Виктор  Шкловский
2) Высоцкий – подлинный, настоящий  поэт.
Поэт  В. Рутминский3) По  творческому  напору  Высоцкий  был  редким  и  уникальным  явлением.
Режиссёр  Александр  Митта
4) Неповторимость  Владимира  Высоцкого, соединившего  в  себе  несколько  талантов  сразу, состоит  прежде  всего  в  его  авторской  самобытности  как  поэта.
Бард  Александр  Городницкий5) Меня  поражали  и  голос, и  эмоциональная  напряжённость, и  манера  исполнения:  чувствовалась  талантливая  рука.
Бард  Михаил  Анчаров
6) Он  пел, о  чём  молчали  мы, себя  сжигая  пел,
    Свою  большую  совесть  в  мир  обрушив,
    По  лезвию  ножа  ходил,  вопил, кричал,  хрипел,
    И  резал  в  кровь  свою  и  нашу  души.
Поэт  Э.  Лурье
7) В  первую  очередь  Высоцкий  относится  к  литературе. Значение  его  стихов  и  песен  непреходяще. Они  будут  актуальны  всегда.  Его  стихи – огромная  ценность.
Кинодраматург  Эдуард  Володарский
В  чём  едины  те, кто  высказал  своё  мнение  о  Высоцком?
Он  был талантливым  человеком,  подлинным  настоящим  поэтом, у которого были свои убеждения, свои жизненные ценности.
 
Как мы можем заменить выражение «жизненные ценности» - кредо ( убеждения, мировозрение)
Выпишите  высказывание   в  тетрадь  .Это и будет нашей темой урока.
3. Знакомство с  фактами  биографии. 
( В  ходе  работы  обучающиеся  составляют хронологическую таблицу)
 Владимир Высоцкий родился  25  января 1938 года в Москве  на  1-й  Мещанской  улице.                              Слайды  
Детство В.Высоцкого совпало  с периодом  Великой  Отечественной  войны.  В 1941 – 1943 годах – Владимир Высоцкий и Нина Максимовна  находились  в эвакуации, в Оренбургской области,  затем  вернулись в  Москву.    В  детстве  Володя  Высоцкий  был  самым  обыкновенным  ребёнком, очень  любил  общаться  с  другими  детьми,  играть  во  дворе.      Слайды  
С  1946 года  Владимир жил в семье отца и  его новой  жены Евгении Степановны, которая очень  хорошо относилась  к  юному Высоцкому.  В 1947 – 1949 годах   отец служит в Германии, куда увозит и семью.  Слайд  
Время  было  послевоенное  и  Володю больше интересовали мальчишки во дворе  да  неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе.  Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями:  оказалось, что  рванули с ребятами гранату. Родители  были  очень обеспокоены  произошедшим. Чтобы отвлечь мальчика от  таких  опасных  игр, пришлось пойти на хитрость и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино. Началось соревнование: кто лучше  выучит урок. Таким  образом,  Евгения Степановна стала первым человеком, который приобщил  маленького Володю к музыке. Дела пошли лучше, но все же  юным  Высоцким  всё  ещё  владела  война.  Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек, оставшихся  без  отцов,  и одному из них щедро подарил свой новый велосипед: "Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому". А потом пристал к родителям, чтобы сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца
4.Юность  В.Высоцкого. Годы  учёбы  (сообщение учащегося)
Ещё  в  юности  Высоцкий  мечтал  стать  артистом. С 1953 года  он  посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа               В. Богомоловым. 
В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. Но после первого семестра уходит из института. Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. 
ИгорьКохановскийвспоминал:«Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но как-то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остаткикофеначертёж. - Тычто,спятил?- Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный. А это — не моё…» 
 В 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение.  1959 год  ознаменован  первой актерской  работой Владимира Высоцкого – это  роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А. М. Достоевского на сцене Московского дома учителя. В том  же  году  была сыграна  первая  роль  в  кино  в  фильме  «Сверстницы»       Слайды   
 В 1960 окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Театре миниатюр. Слайд  18  В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке.   Слайд  19
 В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу  друзей. Так появилась в жизни Высоцкого бардовская песня.  С  1965г. он  начал  исполнять  свои  песни  со  сцены.              Слайд  
5. Творческая деятельность  В. Высоцкого (сообщение учащегося)
В конце 1964-го В.Высоцкий поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до 1980 года. Самой значительной работой Владимира Высоцкого в театре осталась его заглавная роль в шекспировском “Гамлете” , которая была им сыграна 317 раз; спектакль был удостоен театральных премий в Югославии, Франции, Польше.
Песни В.Высоцкого звучали во многих спектаклях  театра на Таганке. В 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены. 18 января 1967 года в ленинградском клубе “Восток” состоялось его первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в институты, на заводы, в клубы. Взлет его популярности приходится на выход фильма “Вертикаль” с его песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных кинофильмов. Известны его работы в кинофильмах “Хозяин тайги” (1968), “Четвертый” (1972), “Плохой хороший человек” (1973), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесла  роль  Жеглова в фильме  “Место встречи изменить нельзя”, 1979г. Слайд 
6. Анализ  стихотворения  «Я  не  люблю». Словарная работа.
  (по группам)
Тема, проблема, авторская позиция.
У  каждого  большого  поэта  есть  стихотворение,  в  котором  выражена  его  жизненная  позиция  поэта  и  человека. У  Высоцкого  это  стихотворение «Я не  люблю», которое  стало впоследствии  песней   и  к  которому  он  относился  особо. Во  время  одного  из  интервью  у  него  спросили: «Каково  ваше  кредо?»  В  ответ  он  сказал, что  исполнит  песню  «Я  не  люблю». Сделал  первые  аккорды  и  остановился.  «Я  встану, - сказал  он. – Такие  песни  поют  стоя».  И  зазвучал  страстный  откровенный монолог, который  был  сравним  с  криком  души. Это, наверное, и  был  самый  полный  ответ  на  заданный  вопрос  об  убеждениях.
Послушаем  эту  песню. Подумайте  над  вопросами: 
 Каким  вам  представляется лирический  герой?
Что  не  принимает  герой  в  жизни, в  нравственном  облике  человека?
Слайд 
Звучит  песня  «Я  не  люблю».
Что  презирал  и  не  принимал  Высоцкий?
Каким  человеком  представляется  сам  поэт?
Не  любил  ложь, несправедливость, насилие, трусость, не  мог мириться  с  тем, когда  обижали  слабых  и  невинных,  не  любил, когда  люди  проявляли  излишнее  любопытство  к  его  личной  жизни,  сплетничали  по  этому  поводу  и  выдвигали  свои  версии.
В. Высоцкий  старался жить  по  законам  совести,  стремился  быть  человеком  честным,  порядочным, отзывчивым, с  чувством  собственного  достоинства  и  сильным  характером.
  Сегодня  мы  понаблюдаем, в  каких  условиях  формировалась  сильная  личность  Высоцкого.  Обратимся  к фактам его  биографии.
Работа с раздаточным материалом (анализ стихотворения «Я не люблю») Работа в группах и в парах. 
Однажды в  Америке  Высоцкий  встречается  с 
И. Бродским. Они очень долго беседуют, обедают в каком-то кафе, и Бродский приглашает Высоцкого  к себе в гости. И когда встреча закончилась, Бродский подарил ему книгу, подписав посвящение, как поэт поэту. Впервые признанный поэт увидел в 
Высоцком, равного себе. Владимир Семёнович был очень горд, как священную реликвию показывал всем книгу. Его собственные сборники «Нерв» и «Прерванный полёт» вышли только после смерти.
Чтение стихотворения Никиты Высоцкого  «На смерть В.Высоцкого»
Никита ВысоцкийПророков нет в отечестве моем,А вот теперь ушла и совесть.Он больше не споет нам ни о чем,И можно жить, совсем не беспокоясь.Лишь он умел сказать, и спеть умел,Что наших душ в ответ дрожали струны.Аккорд его срывался и звенел,Чтоб нас заставить мучаться и думать.Он не допел, не досказал всего,Что было пульсом и в душе звучало,И сердце разорвалось от того,Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдетТак просто, вместе с тем и так достойно.Он умер! Да! И все же он поет,И песни не дадут нам жить спокойно.
июль--август 1980 г. Москва
- С каким багажом каждый из нас идет по жизни... Наверное, это одна из главных тем его творчества. В последней записке Высоцкий написал «Что же будет с Россией? Кто мне ответит?»
       Вам есть, о чём подумать. Вас ждёт истинно талантливая поэзия Высоцкого. Успехов и удачи вам. Спасибо.
7. Рефлексия
Дать письменный ответ. Урок понравился? Что я узнал о Высоцком?
8. Домашнее задание: Почитать сборник  стихов В.С. Высоцкого, выбрать наиболее понравившиеся,  подготовить для выразительного чтения.  Составить свое жизненное кредо или стихотворение « Я не люблю…»
Литература: 
Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 
Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г
Приложения 
Словарь. 
Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.Стихи-песни, авторская песня (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора)Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт и музыкант,исполнитель собственных песен.// бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36Бюрократизм – 1.Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.// бюрократический, бюрократ.Гражданственность – 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.
События  жизни  В.С. Высоцкого
Владимир Высоцкий родился  25  января 1938 года в Москве.
 1941 – 1943 гг. – эвакуация, жил в Оренбургской области.
В  1946 -1949гг.  Владимир жил в новой семье отца в Германии, где начал заниматься  музыкой.
1949 год – после возвращения из Германии семья поселилась в Москве, в Большом Каретном переулке. 15
В 1955 г. закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт, но после первого семестра уходит из института.
1956-1960гг.- учился  в  школе-студии МХАТ.                                                                                В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке.  Самая значительная роль – Гамлет.                                                                                                                                       В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу  друзей. С  1965г. он  начал  исполнять  свои  песни  со  сцены.              
Схема анализа стихотворения:
1.Время (место) написания, история создания. 
  2.Жанровое своеобразие. 
  3.Место данного стихотворения в творчестве поэтов или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.).
 4.Пояснение неясных мести и прочие расшифровки. 
  5. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 
 6. Тема, проблема, авторская позиция, затронутые в стихотворении. 
 7. Композиционные решения.
  8. Средства художественной выразительности.
  9. Ритм, строфика, графика, их смысловая роль.
 10. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).