Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ. МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ. МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ.
ЗАЙЦЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(zaiceva_olya@list.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 77
С чего начать работать с проектами в начальной школе на уроке? Интеллект-карты в начальной школе можно представить как проект или проектную задачу на уроке, где учащиеся будут учиться работать в группах, а итогом будет реальный детский «продукт».
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который предполагает применение педагогических технологий деятельностного типа. Одной из форм технологий деятельностного типа является метод проектов.
Метод проектов возник в начале 20 века, и направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике...
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Однако, по мнению ученых (Воронцова А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В., и др.) полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности в основной школе для младших школьников могут стать проектные задачи.
Проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск пути достижения результата, которая ориентирована на применение учащимися ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в специально создаваемых учителем образовательных пространствах. Отличие проектной задачи от полноценного проекта заключается в том, что для её решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Кроме того, проектная учебная задача — менее объемная дидактическая единица по сравнению с проектом.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Метод интеллект-карт в начальной школе
Интеллект-карты (ИК) в начальной школе можно представить как проект или проектную задачу на уроке, где учащиеся будут учиться работать в группах, а итогом будет реальный детский «продукт».
“Метод интеллект-карт”, создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Карты памяти, или интеллект-карты – это термины обозначают сравнительно новый способ альтернативной записи информации. Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во – первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями – ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта- это изображение информации в графическом виде.
При составлении ИК работают оба полушария мозга. ИК могут помочь учиться, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия.
Рисование ИК – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого ИК и были придуманы. Карты можно использовать на всех этапах урока.
Использование ИК вооружит учащихся самым важным умением – умением приобретать самостоятельно знания и использовать их в своей деятельности.
Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Метод интеллект-карт является отличным инструментом переработки информации в знание. Он позволяет сформировать у учащихся умение работать с информацией, выделять главное, обобщать и анализировать. ИК можно использовать на разных ступенях обучения. Для младших школьников это будет интересно, ведь они рисуют её цветными карандашами на бумаге, их никто не ограничивает в том, что должно быть нарисовано, ученик рисует всё, что ему приходит на ум.
В начальной школе можно использовать для:
1. Объяснение нового материала. Интеллект-карта характеризуется такими свойствами как наглядность, привлекательность и запоминаемость, что позволяет окидывать всю карту одним взглядом, яркость и красочность пробуждает интерес разглядывать её, а запоминается карта благодаря работе обоих полушарий мозга.
2. Закрепление нового материала. В данном аспекте можно отметить поиск и выделение необходимой информации, преобразование модели с целью выявления связей между объектами.
3. Контроль изучения нового материала. Интеллект-карта позволяет структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить модель полученных знаний.
4. Составление планов-пересказов. Интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа. В ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст.
5. Проектная деятельность. Даже для реализации проекта можно использовать ту же интеллект-карту: разбить проект на простые составляющие, если это коллективный проект – кто будет участвовать и какие функции выполнять, если индивидуальный – какие задачи нужно решить, какие результаты получить на выходе.
Я использую ИК при изучении нового материала на уроках обучения грамоте. А так как дети только начинают учиться, то составляю «скелет» карты сама, а дети дополняют ее теми знаниями, которые были получены на уроках. Заполняя ИК, ученики работают в парах и группах, это одно из условий проектного обучения. Такие карты можно использовать на уроках в 1 – 3 классах. Эти карты являются как бы прообразом интеллект - карт, но работа с ними подготавливает учащихся к более серьезной работе в старших классах.
Тема урока: «Согласные звуки д, д’, буквы Д, д» (УМК «Школа России»)
http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/11/21/urok-obucheniya-gramote-soglasnye-zvuki-d-dТема урока: «Согласные звуки б, б’, буквы Б, б»
Тема урока: «Согласные звуки г, г’, буквы Г, г»
Тема урока: «Согласный звук ж, буквы Ж, ж»
Тема урока: «Согласный звук ш, буквы Ш, ш»
Тема урока: «Согласный звук ч’, буквы Ч, ч»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/06/27/intellekt-karty-na-urokah-obucheniyaВ 3 классе можно расширить работу с ИК за счет подготовки материала или иллюстраций дома. На уроке окружающего мира по теме «Организм человека» (УМК «Гармония»), ученики, составляя памятку «Как сберечь свое здоровье?» используют не только знания на уроке, но и тот материал, который готовили дома – пословицы о здоровье человека, рисунки.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/06/27/urok-okruzhayushchego-mira-3-klass-organizm
ИК можно создавать и работать в рамках одного урока, так и на протяжении нескольких уроков. Такой опыт представлен в статье Бершадской Е., Соколовой И. «Мыслить системно с первого класса».
В 4 классе я уже не использую какую – либо определенную заготовку карты, а только даю ученикам основные направления, которые должны быть отражены в ней.
Например, на уроках русского языка в 4 классе по теме «Повторение изученного материала по теме «Глагол»» (УМК «Гармония»), я предлагаю детям применять свои знания об одной из самых сложных частей русского языка – глаголе.
Даю задание выполнить небольшой проект – памятку о глаголе (ИК). Причем так, чтобы мы могли предложить эту карту использовать на уроках как памятку не только в своем классе, а в любом 4 классе, где идет изучение материала о глаголе.
2007235114300024149051143000
207708514795500
115316012192000115316012192000
Солнце оно постоянно – было в начале – начальная форма (инфинитив). Постоянные признаки у глагола – это вид, а для нашего солнышка – глаз, а другой глаз - это спряжение. У глагола вспомним непостоянные признаки – это будут лучики (Спрятались, скрылись, опять появились..), например, наклонение. Пока будем работать, не забываем, что делаем памятку не только для себя, а для других.
Подведение итогов работы по группам, оценивание и контроль учащиеся выполняют с помощью таблиц. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/28/urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-povtorenie-izuchennogo
Заложив основы работы с ИК в начальной школе, учащимся будет легко и интересно работать с ними в старших классах.
По мнению учителей 2 и 3 ступени, этот метод будет эффективным и интересным методом обучения на любом типе уроке и по любому предмету. Учителя предметники отмечают, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения, с помощью ИК можно написать сочинение по предложенному тексту (аннотирование), очень легко научить учащихся запоминать стихотворение, пересказывать произведения, обучать устному монологическому высказыванию, запомнить и классифицировать большое количество информации и т.д.
Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда. Описывая метод интеллект-карт, Бьюзен постоянно подчёркивает, что он не является лишь ещё одним приёмом обучения. По его мнению, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением ― умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.
Несомненно, метод интеллект-карт скоро может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Литература и интернет - источники:
Воронцов А.Б., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе. (Стандарты второго поколения). – М. Просвещение, 2010. – 176 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с.
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010. – 215 с.
Бершадская Е., Соколова И. Мыслить системно с первого класса //интернет – журнал Лицей [Электронный ресурс] – 2014. – URL: http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/6485-uchimsya-myslit-sistemno-s-pervogo-klassa Зайцева М.А., Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. //СибАК: Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. 2012. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1996-2012-04-17-09-26-34 (дата обращения: 12.05.2014).
Перминова Е.П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. №13. С.135-140.
Технология применения интеллект-карт на уроках русской литературы http://www.myshared.ru/slide/368445/Зуева Т.В.Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
http://badar.tulunr.ru/index.php/pedagogicheskaya-masterskaya/81-obobshchenie-opyta-qprimenenie-intellekt-kart-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literaturyqhttp://cat.convdocs.org/docs/index-157984.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/602963/http://tmo.ito.edu.ru/2014/section/229/94876/index.html