Программа коррекционных занятий с психологом Сказкотерапия 1класс
Муниципальная специальная (коррекционная) образовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет школы Директор
Протокол № __ от _______Л.И. Гросич
«___» __________2013 г. «____» __________ 2013 г.
Рабочая программа
«Сказкотерапия, как метод коррекционно –
развивающей работы с детьми».
1 класс
Подготовила психолог Хозилкина В.Н.
2014 – 2015 г
Пояснительная записка
Коррекция личностной сферы учащихся, является одной из
актуальных проблем коррекционной школы.
Для решения проблемы по коррекции эмоционально – личностной сферы школьников младшего звена, в последнее время, появилось новое оригинальное направление – СКАЗКОТЕРАПИЯ. (Сказка, лечащая человеческую душу)
Сказкотерапия - это лечение сказками, т.е.совместное со слушателем открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Сказкотерапия – это перенос сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это процесс объективизаци и проблемных ситуаций («Ч. неосознающий» часто становится игрушкой в руках обстоятельств)
Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности (Я могу. Сказкотерапевтический парадокс: пришёл за помощью – ответил сам – «так жизнь сложилась», «ч Испытания даются только сильнейшим и он становится крепче»
Сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребёнка (любящий природу Человек)
Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг нас. (Волшебство в нутри нас)
Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны..
Сегодня Сказкотерапия ( метафоротерапия, сказкокоррекция) синтезирует многие достижения психологии и философии разных культур – всё это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры. «Что только не придумаешь, чтобы вернуться к себе!», шутят сказкотерапевты.
Так что же такое СКАЗКОТЕРАПИЯ? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки Процесс Познания в наиболее созвучной нашей Душе образной форме. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «Банк» жизненных ситуаций».Не будет ситуации и эти знания останутся в пассиве. И. напротив «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И, хочется верить, будет более мудрым и созидательным. Может быть, именно для этого многовековой мудростью человечества послана нам Сказка?
Сказка помогает снять у детей чувство тревожности, страха. Изменить самоотношение, развить творческое воображение, т. е. способствовать более успешной школьной адаптации детей.
Основной ЦЕЛЬЮ программы, является помощь младшим школьникам в адаптации к школе, включающей в себя предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, формирование регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения, развитию разнообразных форм коммуникации и осознанному принятию ЗОЖ.
ЗАДАЧИ данной программы:
1.Способствовать снижению школьной тревожности.
2.Формировать позитивные модели поведения в реальной жизни
3. Учить первоклассников обращаться со школьными атрибутами
4. Прививать навыки самообслуживания и аккуратность
5. Развивать самостоятельность и стремление исправлять ошибки
6. Учить преодолевать трудности
7. Способствовать приобретению познавательного интереса
8. Формировать эстетический вкус
9. Обогащать положительный эмоциональный опыт.
10. Прививать стремление к ЗОЖ.
Ожидаемый результат:
Сокращение времени на психологическую адаптацию
Развитие самосознания
Приобретение навыков школьника
Усвоение школьных правил
Сформированность социально – адекватных способов взаимодействия с внешним миром, друг с другом.
Возникновение позитивного поведения.
Практическая значимость:
Данная программа облегчит процесс адаптации учащимся коррекционной школы. Программа состоит 5 блоков. В течение одного занятия обсуждается по одной сказке.
Режим занятия с учащимися в рамках этой программы предполагает еженедельные 45 минутные занятия с группой учащихся 7 – 10 человек.
Занятия лучше проводить в сенсорной комнате, где достаточно места для передвижения.
На занятиях используются методы ролевой игры, инсценировки подвижной игры, ролевого пересказывания текста, зарисовки понравившихся моментов. Рисование страхов, с их обсуждением, поиском противодействия и, последующим уничтожением. Просмотры подготовленных тематических роликов, слайдов, презентаций, с коментариями.
Содержание программы:
Работа по выработке школьной адаптации. 6 часов
Поступление в школу иногда омрачается тревогой, страхом перед неизвестностью. Избежать данных негативных эмоций у первоклассников, ускорить процесс адаптации к школе помогут сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Им легче рефлексировать свои поступки осознавать причины своих волнений, через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов класса, правил и т.д. позволит снизить школьную тревогу у младших школьников, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Работа по повышению школьной мотивации: 6 часов
В школе учащиеся встречаются с новым миром предметов. Которые имеют отношение к новому для них виду деятельности к учёбе. Для некоторых из них школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с ними, адекватно относиться к ним, развивать аккуратность и самостоятельность помогут сказки.
Работа по повышению школьных ценностей 5 часов
В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки мощный стимул, для других – серьёзное препятствие раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки затраченного труда и усвоения материала.Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом.
Работа по формированию взаимоотношений между детьми. 10 часов
Эти сказки на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда нарастает эмоциональная активность и накапливается усталость. Сказки о животных, о героях из лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой.
Работа по формированию ЗОЖ. 8 часов
Первый класс для детей – это серьёзное испытание выносливости. Нагрузка на мозг, на руку. Сидячий образ жизни, гиподинамия, переутомление – всё это приводит к психосоматическим заболеваниям. А если ребёнок ограничивает своё пребывание на свежем воздухе. Не соблюдает режим, имеет погрешности в питании и увлекается телевизором и компьютером, то на фоне СХУ может приобрести серьёзные заболевания. И требования родителей, и убеждения педагогов здесь малоэффективны. А вот сказкотерапия и в этом случае может ста
·ть хорошим коррегирующим и даже лечебным средством.
Тематическое планирование
№п/п
Темы
Дата
Колич.
часов
Коррекционная работа
Организационный блок
Сообщение на педсовете о методе сказкотерапии в воспитании младших школьников.
До 20.05
Знакомство с инновационным методом и обсуждение пользы сказкотерапии
Утверждение группы учащихся, состоящих на учёте.
До 20.05
Корректировка списка учащихся с
завучем и соцпедагогом
Согласование, корректировка и утверждение программы.
23. 05
Педсовет
1блок
Работа по выработке школьной адаптации
6
Сказки для ускорения школьной адаптации
1
Сказка «Создание лесной школы
1
Слушая и обсуждая впечатления школьников – зверят о школе, учащиеся узнают о школе, о правилах. Снижаются тревожность и страхи перед школой.
2
Сказка «Букет для учителя»
1
Слушая и обсуждая впечатления школьников – зверят о приготовлении букета для учителя, появляется заинтересованность, позитивное отношение к школе. Снижается тревожность и страхи перед школой.
3
Сказка «Смешные страхи», («Сказка про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовок»), «Про Чебурашку» стр 89 и «Про то, что учёба никогда не закончится»
1
Психокоррекционные
«Бумажные мячики»: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем то долго занимались сидя. Снизить беспокойство и напряжение , войти в новый жизненный ритм.
4
Сказка «Четыре дочери года» стр 82
(А. Воскресова) «Игры в школе»
1
Довести до учащихся, что в течении учебного года существуют каникулы, когда дети отдыхают от школы.
Дидактические Игры: «помоги почтальону», «Деревце»
5
Сказка «Школьные правила», Сказка «Спасённые буквы» стр72(Л. А. Храмцовская)
1
Игра «Головомяч» Развивать навыки сотрудничества в парах, в тройках, научить детей доверять друг другу.
2блок
Работа по повышению школьной мотивации
6
Сказки об отношении учеников к вещам
1
Сказка «Собирание портфеля»
1
Научить детей складывать в портфель только необходимые в школе принадлежности
2
Сказка « Говорящий портфель»
1
Закрепить у учащихся умение складывать в портфель только необходимые в школе принадлежности
3
Сказка «Белочкин сон»
1
Закрепить у учащихся умение складывать в портфель только необходимые в школе принадлежности
4
Сказка «Госпожа Аккуратность»
1
Прививать учащимся навык аккуратности и прилежности.
5
Сказка «Жадность»
1
Научить детей делать приятное друзьям
6
Сказка «Подарки в день рождения»
1
Научить детей делать приятное друзьям, и что дарить подарки также приятно, как и получать.
3 блок
Работа по формированию школьных ценностей
5
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
1
Сказка «Школьные оценки»
1
Довести до уч-ся простую истину, что один из способов получения хороших оценок – это внимательность и трудолюбие
2
Сказка «Домашнее задание»
1
Довести до уч-ся простую истину, что один из способов получения хороших оценок – это внимательность и трудолюбие, как в школе, так и при выполнении задания дома.
3
Сказка «Ленивец», «Задача для лисёнка»
1
Справочные слова: ДАЛНОВИДНЫЙ – человек, думающий о последствиях своих поступков. НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ – цель формирование Я - КОНЦЕПЦИИ
4
Сказка «Списывание»
1
Довести до уч-ся простую истину, что списывание во вред знаниям ученика
5
Сказка «Подсказка»
1
Довести до уч-ся простую истину, что подсказки бывают во вред знаниям ученика
4блок
Работа по формированию взаимоотношений между детьми
10
Сказка о школьных конфликтах и о их разрешении
1
Сказка «Спорщик»
1
Проблема «обидчивость» Учить школьников правильно защищать свою точку зрения
2
Сказка « Обида»
1
Проблема «обидчивость» Учить школьников правильно реагировать на замечания
3
Сказка «Заяц с рюкзаком»
Проблема драчливости. Игра «Аэробус»
1
Проблема драчливости. Убедить на основе образного сравнения – как опасно не владеть своими эмоциями. Игра «Аэробус»: научить детей согласованно действовать в группе , показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» даёт уверенность и спокойствие
4
Сказка «Ябеда»
1
Убедить на основе образного сравнения –
5
Сказка «Ёжик»
Проблема «Изгой» (игра «Дракон»)
1
Довести до уч-ся простую истину, что нельзя обижать никого, потому что каждый может оказаться в такой ситуации
6
Сказка «Шапка невидимка»
«Задача для лисёнка»
1
Убедить на основе образного сравнения, что нельзя общаться с друзьями высокомерно
7
Сказка «Крошка Енот», («Зеркальная комната»)
Плакат:
1
Убедить на основе сказки, на основе образного сравнения, что жизнь, как зеркало всё отражает и что в жизни всё возвращается обратно. Плакат: «Как аукнется, так и откликнется»
8
Сказка «Эхо»
1
Убедить на основе сказки, на основе образного сравнения, что жизнь, как зеркало всё отражает и что в жизни всё возвращается обратно.
9
Сказка «О мальчике Пете»
1
Убедить на основе сказки, на основе образного сравнения, что отношение людей к тебе, зависит от тебя самого
10
«Котёнок – матросёнок» Сказка «Слонёнок с шариками»
1
Убедить на основе образного сравнения, что врать и хвастаться – это значит терять друзей, многого требовать – это терять общение с родителями.
5блок
Работа по формированию ЗОЖ
8
Сказки о здоровье и о том, как стать большим, сильным и здоровым
1
Сказка «Режим»
Проблема дисциплины и поведения
1
Убедить на основе сказки, на основе образного сравнения, что от дисциплины, от самодисциплины зависит твоё настоящее и будущее, и укрепляется здоровье
2
Сказка « Бабушкин помощник»
1
Убедить на основе сказки, на основе образного сравнения, что нужно уметь оказать помощь близким, сохраняя им, и укрепляя своё здоровье.
3
Сказка о том, как Петя спорт сменил на телефон, компьютер, телевизор – и, потому растёт он слабаком, больным, капризным».
1
(Дидактическая)
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ!
(сказка авт)
4
Сказка «Больной друг»
1
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ и что здоровье нужно беречь
5
Сказка « Прививка»
1
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ. И что прививки очень нужны для сохранения здоровья
6
Сказка «Жили – были 2 микроба».
1
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ. И, что необходимо уметь противостоять инфекциям.
7
Сказка «Возвращение Жемчужного Ожерелья Здоровья» стр78
1
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ, и что необходимо береречь своё здоровье и
8
Сказка «Возвращение Жемчужного Ожерелья Здоровья» (рассказ о 4 –х главных Точках Здоровья)
ПЛАКАТ: «ЗДОРОВЬЕ К ЗДОРОВОМУ ПРИТЯГИВАЕТСЯ»
1
Убедить на примере прочитанной сказки, что основа нашей жизни – ЗОЖ. Что нужно беречь своё здоровье, закаляться. Что для этого, нужно чередовать умственный и физический труд
итого
35 час
Литература
А. Володькина «Котёнок – матросёнок» психотерапевтические сказки И.«Речь» С– Петербург 2001
Е.А.Екжанова Е.А.Стреблева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Изд «Просвещение» Москва2003
Т.Д. Зинкевич Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» Изд. «Речь» С – Петербург 2001
Р.Киплинг « Про кита» психотерапевтические сказки Изд. «Речь» Санкт – Петербург 2001
Е.К.Лютина Г.Б.Монина»Агрессивные дети» психокоррекционная работа «Генезис» М. 2000
Н Малюткина «Я хороший или советы по коррекции поведения ребёнка» » Сказкотерапия «Каро» Санкт – Петербург 2003
Г.Марсанов «Психоконструирование методом проективного рассказа» Книга в газете2006
Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе»Изд. «Сфера» 2000
М.Панфилова «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших школьников Москва 1999
Д. Родари «Уроки фантазии» Сказкотерапия «Каро» Сант – Петербург 2003
А.А. Романов «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» М. 2004
В.А. Родионова, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие» Тренинги социальных навыков Изд. Академия развития, Академия Холдинг.Ярославль2004
О.Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников». «Учитель» Волгоград 2008
А.Смирнова «Королева капризов» психотерапевтические сказки Изд. «Речь» С – П. 2001
Сатеник Казарян «Жили – были 2 микроба» Дидактическая сказка Изд «Речь»С – П 2001
О.Ю. Ткачёва, Е.А.Шишковец, А.А.Кравцова «Формирование Здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных заболеваний» 2 часть. Изд. «Центр психолого – медико – социального сопровождения» Г.Пермь 2009
Т.А.Шилова «Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении» Практическое пособие Изд. « Айрис ПРЕСС» Москва 2005
Ю.В. Щербинина «Если ребёнок грубиян» Изд. Ювента Москва 2006
Д. Феллини « Первая вершина или путь к поступку» Изд. «Международный Фонд Образования» Лондон 1996
О.В. Хухлаева «Основы психологического консультирования и психологической коррекции» Изд «Академа» Москва 2001
21. Интернет – ресурс.
15