Интегрированный урок (экология + краеведение) по теме: «Красная книга и охраняемые территории Саратовской области». ФГОС.
6 класс экология
Интегрированный урок № 33 (экология + краеведение) по теме: «Красная книга и охраняемые территории Саратовской области»
Цель: Познакомить с понятием «Красная книга» и с особо охраняемыми территориями Саратовской области.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с «Красной книгой», «Красной книгой Саратовской области» и с охраняемыми территориями Саратовской области;
учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
учить детей правильному поведению в природе.
Развивающие:
развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу.
Воспитательные:
воспитывать гуманную, творческую личность, бережно относящуюся к живым существам;
воспитывать способность к сопереживанию;
воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Здоровьесберегающие:
следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
обеспечивать частую смену видов деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу.
Метапредметные УУД:
познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, путевых листах;
регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану;
коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;
личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.Оборудование:
путевой лист для работы в парах или в группах;
презентация к уроку, видеоролик;
книги «Красная книга России», «Красная книга Саратовской области», книги по теме для выставки.
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Вид урока: урок-прогулка;
Приёмы: разъяснение, вывод правил;
Формы: общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа в парах;
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Ученики, внимание – Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок.
(Приложение 1)
(Слова Природы)
– Здравствуйте, ребята! Я – Природа. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но чтобы узнать много нового вы должны помнить о правилах поведения, быть внимательным ко всему окружающему, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, уметь правильно задавать вопросы другим.Ну что в путь?!
(фотослайды) Подготовка к работе Личностные: самоопределение.Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – Не правда ли прекрасны творения природы. Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Без растений не было бы жизни на земле. Ими б только восхищаться, насколько щедра природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли. Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.Познавательные: умение внимательно слушать.Логические: анализ материала;
3. Постановка учебной задачи Слайд-шоу (слова за кадром)
На Земле исчезают цветы,С каждым годом заметно это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,Если все и я, и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны, и не будет красоты.
– Почему на Земле становится меньше растений и диких животных?– Действительно на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Они нуждаются в охране.– Над какой темой будем работать во время прогулки? (Выясним, почему исчезают растения)– Сегодня мы с вами узнаем, что такое Красная книга, зачем люди издали эту книгу. Познакомимся с «Красной книгой России», Саратовской области. Составим правила поведения в природе. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
4. Построение проекта выхода из затруднения 1. Объяснение нового материала
(Слова Природы)
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни.
– Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения стали редкими, а есть и такие, которых мы никогда не увидим. – Скажите, почему стали редкими некоторые виды растений?
2. Работа по учебнику:
– Посмотрите задание 1 стр. и ответьте на вопрос, почему нельзя совершать такие поступки?– Какой сделаем вывод? (От того, как человек будет вести себя в природе, будет зависеть благополучие окружающего мира. Нанося вред природе, мы наносим вред в первую очередь себе. Ведь человек – это часть природы).(Слова Природы)
Не убивайте – кричат животные!Остановитесь – шепчут растения!И человек услышал мольбу природы.
– Что нужно сделать человеку, чтобы растения не исчезли с лица Земли? (Создавать заповедники, парки)– Что такое заповедники, национальные парки? – Давайте прочитаем, что такое – заповедник, национальный парк на стр. 94
3. Словарная работа:
Заповедник – место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы.Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами.
– Ребята, кто знает, что такое «Красная книга»?– Почему её назвали красной? (Сигнал опасности, тревоги)– Правильно. Её цвет, как сигнал светофора, предупреждает: ОСТОРОЖНО! МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ БЕДА!Первую «Красную книгу создали в 1948 году. Учёные стали изучать, каким животным и растениям планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом эти списки издали в виде книги и назвали её «Красная книга фактов». Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.Коммуникативные: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слова Природы)– Посмотрите, одна семья пришла в лес. Можно ли так вести себя на природе?– Давайте выработаем правила поведения на природе.
1. Работа в группе по карточкам
– Перед вами карточка. – Соедините линиями левую и правую части, и мы узнаем правила поведения на природе.
Вывод: Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы и пели птицы. Как это сделать вы уже знаете. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: самоопределение.
ФизминуткаМы немножко отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём,Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрелиИ их лучики согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами детиА потом все дружно встали,Великанами мы стали.Бабочки летали,Крыльями махали.Дружно хлопаем, ногами топаем.Хорошо мы погуляли И немножечко устали.Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
1. Наша Саратовская область, как и вся страна не стала исключение. Здесь тоже погибали и исчезали растения и животные. Поэтому первую «Красную книгу Саратовской области» выпустили в 1996 году. В неё было занесено 404 вида растений и 155 видов животных. В 2006 году было выпущено второе издание.
Проект Особо охраняемые территории Саратовской области.
2. В Татищевском районе расположены 13 памятников природы общероссийского и областного значения, где есть растения, которые занесены в Красную книгу и находятся под охраной.
Это Карамышский парк был заложен во второй половине 19 века. Здесь растут липы, берёзы, клён остролистный.
Большеивановский парк: вяз шершавый, боярышник, ясень пушистый, бузина кистистая.
Вязовская дубрава – дубы исполины высотой до 13 метров, в диаметре ствола до 1 метра.
Вязовский черноольшаник – таволга, хвощ, недотрога, ольха и другие растения, которые занесены в «Красную книгу»
В Вязовском учебно-опытном лесхозе насчитывается более 120 видов растений: пихта, тис ягодный, хмелеграб обыкновенный и другие.
6. Первичное закрепление. – Ребята, мы с вами сегодня прогулялись по нашим родным местам, давайте вспомним, что вы запомнили?– Почему книгу с исчезающими растениями и животными назвали Красная?– Что такое заповедник, национальный парк?– Какие памятники природы есть в нашем районе?– Как человек должен относиться к природе? Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Познавательные: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
7. Рефлексия деятельности (итог) – Понравился вам прогулка по родным местам?– С каким настроением вы пришли с прогулки в класс?
Информация о домашнем задании
Стр. прочитать, нарисовать растение или дикое животное, занесенную в Красную книгу.Оценивание работы учащихся
(Слова Природы)
– Спасибо, ребята. С каким настроением вы вернулись с прогулки?Я рада, что вы с хорошим настроением вернулись в класс и очень много интересного узнали. Я хочу вручить вам небольшие сувениры. Они лежат в волшебном сундучке.– Спасибо всем! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Познавательные: рефлексия.Личностные: смыслообразование.
Тема урока_______________________________________
Задание №1
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни.
– Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения стали редкими, а есть и такие, которых мы никогда не увидим. – Скажите, почему стали редкими некоторые виды растений?
ответьте на вопрос, почему нельзя совершать такие поступки?– Какой сделаем вывод?
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Задание №2
Не убивайте – кричат животные!Остановитесь – шепчут растения!И человек услышал мольбу природы.
– Что нужно сделать человеку, чтобы растения не исчезли с лица Земли?
__________________________________________________________________________
___________________________________________________
Словарная работа:
Заповедник –_______________________________________________________________________Парк – ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Задание №3
Правила поведения на природе.
Соедините линиями левую и правую части, и мы узнаем правила поведения на природе.
НЕ ломайте ветки
оставляйте мусор на природе,
ловите бабочек,
жгите костры,
рвите цветы, убирайте его за собой!
стрекоз, жуков!
не подготовив почву!
берегите прекрасный мир!
деревьев и кустарников!
Задание №4
Перечислите особо охраняемые территории Саратовской области.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
– Почему книгу с исчезающими растениями и животными назвали Красная?– Что такое заповедник, национальный парк?– Какие памятники природы есть в нашем районе?– Как человек должен относиться к природе?
– Понравился вам прогулка по родным местам?– С каким настроением вы пришли с прогулки в класс?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники группы
№ Ф.И. ученика Отметка