Урок географии в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Охраняемые природные комплексы Нижегородской области»

Конспект урока географии в 9 классе МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида.
Подготовила: учитель Андреева Т.В.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Раздел: Краеведение.

Тема урока: Охраняемые природные комплексы Нижегородской области.

«Рыбе вода, птице воздух, зверю лес,
степь, горы. А человеку нужна родина.
И охранять природу значит охранять родину».
М.М.Пришвин

Цель урока:
Изучение особо охраняемых объектов Нижегородской области.
Задачи урока:
Развитие мировоззрения школьников на примере изучения географии Нижегородской области.
Воспитание бережного отношения к природе своего края.

Ход урока.
Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о красоте природы нашего края и подумаем о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить красоту и богатства нашей Родины.
Видео «Природа», муз сопровождение, стихи о природе.
Учащиеся читают стихи о природе.
Как много нам даёт природа. Мы постоянно дышим, пользуемся пресной питьевой водой, недра Земли дают нам полезные ископаемые, человек занимается различными видами промысла – занимается охотой, рыболовством, собирает лекарственные растения, грибы, ягоды. Человек является частью природы, и жить без неё просто не может.
(Слайд «Загрязнение природы»)
Но природа не безгранична. На протяжении многих десятков лет люди исчерпали многие недра, уничтожили леса, отходами промышленных предприятий загрязняют природу.
В нашей стране, в нашей области, в нашем городе проводятся охранные мероприятия, способствующие восстановлению и сохранению природы.
(Слайд «Охрана природы Нижегородской области»)
Сегодня на уроке мы узнаем, как в нашей Нижегородской области охраняют природу, и какие созданы охраняемые природные комплексы.
Вопросы учащимся:
-Что означает слово «заповедник»?
-Что запрещается делать в заповеднике?
(ЗАПОВЕДНИКИ – территории, на которых охраняются все виды животных, растений, их посещение возможно при наличии специального разрешения. Разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами, шуметь или кричать, вести отстрел животных или производить сбор лекарственных растений категорически запрещено).
(Слайд «Керженский заповедник»)
Демонстрация карты Нижегородской области.
На территории Нижегородской области один заповедник – Керженский.
Показать территорию заповедника. Отметить табличкой с названием.
Работа с контурными картами.
Отметьте территорию заповедника цветным карандашом (квадрат)
Доклад учащегося «Керженский заповедник»
Керженский заповедник расположен на левом берегу реки Керженец в 50 км от ее впадения в реку Волга, в Семеновском и Борском районах Нижегородской области. Основан в 1993 году и в этом году заповедник отмечает свой 20-летний юбилей. Площадь около 50 гектар. Рельеф заповедника равнинный. Вдоль Волги и Керженца широкой полосой тянутся болота. Большая часть заповедника покрыта сосновыми лесами.
В заповеднике охраняется много редких растений.
(Слайды «Животные заповедника», «Птицы заповедника»)
Животный мир богат, здесь встречаются такие редкие животные, как бобр, выхухоль, выдра, беркут. Из млекопитающих - волк, лисица, бурый медведь, рысь, барсук, крот, хомяк. Зарегистрировано 144 вида птиц, 110 видов из них гнездящиеся.

С целью охраны отдельных видов растений и животных на территории нашей области созданы 18 заказников. Найдите их на своих картах (овал)
Назовем заказники, расположенные вблизи города Арзамаса.
(ЗАКАЗНИКИ – территории, на которых охраняются отдельные виды животных или растений, их можно посещать. Запрещается разводить костры, засорять мусором или бытовыми отходами, шуметь, кричать, отстреливать животных, взятых под охрану, или собирать охраняемые растения).
Демонстрация карты Нижегородской области.
Показать территорию Пустынского заказника. Пустынский заказник лесной массив площадью свыше 6 гектар в бассейне Серёжи между с. Старая Пустынь и д. Меньшиково Арзамасского района.
Работа с контурными картами.
Отметьте территорию заповедника цветным карандашом (овал).
(Слайд «Пустынский заказник»)
Ученик: Сообщение о Пустынском заказнике.
Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14м) карстовых озер. От самого названия этих озер, заповедного уголка природы Нижегородской области, веет чем-то романтическим, загадочным: Великое, Глубокое, Свято, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус, Карасево, связанных в единую водную систему.
Пустынский заказник отличается необычайным богатством флоры и фауны, здесь представлены редкие и исчезающие виды растений и животных России. Здесь встречаются деревья-сторожилы, которым уже больше двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м в диаметре.
Пустынские озера являются одним из источников водоснабжения города Арзамаса.
Демонстрация карты Нижегородской области. Показать территорию Ичалковского заказника.
Ичалковский заказник площадью 10650 га. В него вошли Ичалковский бор, участки южной поймы реки Пьяны, прилегающие поля и перелески. Ичалковский бор расположен на правом возвышенном берегу реки Пьяны к востоку от села Ичалки, в Перевозском лесничестве, Сергачском районе.
Работа с контурными картами.
Отметьте территорию заповедника цветным карандашом (овал).
(Слайд «Ичалковский заказник»)
Ученик: Сообщение о Ичалковском заказнике.
Ичалковский бор - это массив со скалистыми обнажениями известняка и разнообразными карстовыми формами рельефа как будто перенесён в сердце Русской равнины из горных стран.
Территория бора представляет большой интерес. Здесь много карстовых провалов, часть которых представляет пещеры глубиной до 30 метров. Часто встречаются гроты, рвы, скалы, вытянутые впадины. Очень много воронок глубиной до 20 метров и диаметром 60 метров. Наиболее крупная их них – Кулева яма, шириной до180 метров и глубиной 25 метров.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ – категория природных объектов, взятых под охрану государством или местными органами власти. К ним относятся необычные деревья, исторически ценные деревья, объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью замечательных людей или известные из произведений искусства и литературы, водопады, озёра, родники, участки рек, пещеры, скалы, валуны, интересные геологические обнажения, болота, и места обитания редких видов животных, парки, аллеи, рощи.
Особое место среди памятников природы занимает озеро Светлояр - жемчужина природы Нижегородского края и России.
Демонстрация карты Нижегородской области. Показать местонахождение озера Светлояр.
Расположено около села Владимирского Воскресенского района, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Площадь его 12 гектаров, длина озера – 210м, ширина-175м.
Работа с контурными картами.
Отметьте территорию заповедника цветным карандашом (треугольник).
Ученик: Легенда об озере Светлояре.
Легенда гласит Давно это было. В те далёкие времена совершал хан Батый свои опустошительные набеги на нашу страну. На месте озера тогда был красивый, славный, дивный город Китеж. Люди в нём жили добрые, любили и уважали друг друга, молодые почитали старших.
В городе было много храмов, соборов, церквей. Хан Батый узнал о дивном городе и решил его уничтожить. Долго он бродил со своими воинами по заволжским лесам в поисках города. Подошло войско хана к городу, а сам предводитель представлял как будет гореть город. Только перед самым входом в город под ногами пришельцев зажурчала водичка и ко всеобщему удивлению город со всеми жителями стал медленно погружаться под воду. Через несколько минут на месте города образовалось озеро, которое впоследствии назвали СВЕТЛОЯР.
(Слайд «Красная книга Нижегородской области»)
28 мая 2004 издана Красная книга Нижегородской области, в которую включены
редкие и исчезающие виды животных и растений, находящиеся под охраной государства.
(Слайд «Водяной орех чилим»)
Водяной орех чилим, реликт межледникового времени. Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками. Плод орехообразный, в основном, четырехрогий. Он встречается среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания.
Демонстрация плода чилима.
Рассказ учителя:
Русская выхухоль. Этот зверёк занесён в Красную книгу Российской Федерации и Всемирную организацию охраны природы, в Красную книгу Нижегородской области.
Смешное слово «выхухоль» слышали, наверное, все, но мало кто себе представляет, что это за зверёк. Давайте познакомимся с эти животным.
Просмотр видео «Выхухоль».
(Выхухоль-это один их самых интересных обитателей рек Нижегородской области. Длиннохвостый зверёк размером с крупную крысу, легко узнаваем по длинному подвижному хоботку. На лапках перепонки, хвост голый, сплюснутый с боков. Окраска тёмно-бурая сверху, светлая снизу, с сильным блеском. Обитает в заросших пойменных озерах и речных заводях. Питается водными насекомыми, пиявками, лягушками, реже корневищами растений. Активна круглый год. Строит в берегах норы длиной от 1 до 10 метров с подводным входом. Увидеть выхухоль удается очень редко, чаще в период половодья, когда норы заливает вода. Очень дружно уживается с бобрами, может иногда жить в их хатках, строя для себя отдельную комнату).

«Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу значит охранять родину».
Эти слова замечательного русского писателя являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь ее так же, как мы любим и бережем нашу Родину. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают ее к сердцу, писал М. М. Пришвин, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Проверочная работа.
Учитель: «почувствовать свою душу» Смогли ли мы приблизится к этой цели, узнаем, ответив на вопросы.
(Слайд «Ответим на вопросы»)

Заключение урока:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.

Домашнее задание:
Подводя итог всему сказанному, увиденному на уроке, вы составите обращение на тему “Люби и охраняй родную природу”. С этим обращением познакомятся все ученики нашей школы в ходе проведения Недели экологии. Надеюсь, что ваши слова никого не оставят равнодушными.
15