Конспект урока по сельскохозяйственному труду Ягодные кустарники
Введение
Целью специального образования умственно отсталых детей является их подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Достижение данной цели происходит на уроках сельскохозяйственного труда.
Тема урока «Ягодные кустарники» в 7 классе направлена на формирование у учащихся представления об особенностях ягодных кустарников, их болезнях и вредителях. Урок является коррекционным, т.к. поставленные цели направлены на коррекцию у учащихся речи, внимания. Для проверки правильности восприятия материала используется беседа, кроссворд. Для лучшего осознания и понимания изучаемого материала в ходе урока учащиеся делают в тетради записи: записывают словарные слова, составляют таблицу.
В конце урока дети должны знать:
особенности кустарников;
вредителей ягодных кустарников.
Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривает планирование различных типов урока. Данный тип урока – урок закрепления знаний.
Тема: Ягодные кустарники
Цели урока:
обобщить и закрепить знания обучающихся об особенностях и болезнях ягодных кустарников; Найдите названия ягодных кустарников. (Слайд 3)
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о ягодных кустарниках;
Коррекционно-развивающие: развитие речи обучающихся через беседы, вопросы, рассказ по уходу за кустарниками; обогащение активного словаря при работе со словами из словаря и выполнение кроссворда; коррекция мышления на основе сравнения дерева и кустарника; анализ и сравнение при заполнении таблицы о вредителях ягодных кустарников; развитие внимательности при нахождении слов в лабиринте;
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуру поведения, бережного отношения к природе.
Оборудование: полоски со словами, кроссворд, таблица «Вредители ягодных кустарников», иллюстрации кустов смородины, малины, крыжовника, стебли кустарников.Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
I. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На вопросы отвечать.
II. Закрепление полученных ЗУН
1. Сообщение темы и целей урока. Посмотрите на слайд, что там изображено (смородина, крыжовник, малина)?( Слайд1) В какую общую группу мы из объединяем? Сегодня мы с вами закрепляем изученную тему «Ягодные кустарники». Также повторим с вами уход за ягодными кустарниками и их болезни и вредителей. Но вначале давайте вспомним, что мы называем ягодными кустарниками?
2. Работа в тетради. Составить правильное предложение
Из двух словосочетаний выбрать, то которое характеризует ягодные кустарники и составить определение:
1) многолетние растения,
однолетние растения
2) имеющие несколько ветвей,
имеющие один главный ствол.
3) дающие сухие плоды,
дающие сочные плоды (Слайд 4)
Работ у доски: по желанию выходят к доске и по очереди составляют определение слову «ягодные кустарники».
Ягодные кустарники – это многолетние растения, имеющие несколько ветвей и дающие сочные плоды. (Слайд 5)
В чем сходство и отличия деревьев и кустарников? (дети дают определение)
(Слайд 6)
3. Закончите предложение. (стебли кустарников) (Слайд 7)
- Определите, с каких ягодных кустарников срезаны стебли.
-Устно дополните предложения: (Слайд 8)
1) У смородины стебли _____________________________.
2) На стеблях крыжовника имеются __________________ .
3) Стебли малины покрыты _________________________.
4. Словарная работа (Слайд 9-10)
- Вспомните словарные слова и впишите в кроссворд.
1) Ручной инвентарь для обрезки веток. (секатор)
2) Что образуется у кустарников от корней? (ветки)
3) Красная матрешка – белое сердечко. (малина)
4) Эта ягода бывает черная, красная. (смородина)
5) У этого кустарника на стебле есть шипы. (крыжовник)
6) Лист смородины – сложный, у него 3 …(лопасти)
7) Вид работы выполняемый осенью по уходу за кустарником. (вырезка)
К Л РО В
ЫПЫС Ж А РВ М О С Е
Е М О В Т ЗК У С Т А РН И К
Е К Л О И А
К И И Д К
А Н И Т А Н О А Р5 . Физминутка
Все встают я называю слова если слово относится к ягодным кустарникам поднимаем руки, если нет встряхиваем руки.
( крыжовник, яблоня, дуб, малина, береза, смородина, черемуха, барбарис, шиповник)
Гимнастика для глаз (Слайд 11 - 14)
6. Моделирование кустарников
На каждую парту дается куст, нужно определить какой это куст и прикрепить к нему соответствующие листья и ягоды.
7. Уход за ягодными кустарниками.
- Что необходимо делать, чтобы вырастить у себя в саду хороший урожай ягод? (ответы детей) с использование рисунков инвентаря. (Слайд 15-17)
8. Игра «Болезни и вредители ягодных кустарников» (Приложение 1)
- Чтобы вырастить хороший урожай ягод, необходимо не только соблюдать агротехнику, но и знать вредителей и болезни кустарников. (на доске название болезней и вредителей: соедините стрелкой, заполняют таблицу на карточке)
(Слайд 18-19)проверка таблицы на слайде.
9. Игра «Лабиринт» (Приложение 2) (Слайд 20)
- Найдите названия кустарников.
III. Итог урока. Обобщение. Самооценка обучающихся, оценивание учителя. Выставление оценок.
Приложение 1
таблица «Вредители ягодных кустарников»
Кустарник Вредители Внешние признаки Меры борьбы
Черная смородина
Поражает почки кустарника
Сбор поврежденных почек, опрыскивание химикатами.
Поражает завязи цветков Сбор поврежденных кистей, опрыскивание
карбофосом.
Крыжовник Гусеницы поедают завязи, оплетают ягоды паутиной Сбор поврежденных ягод, перекопка почвы.
Малина Жук откладывает яйца в бутон, подгрызает цветоножку Опрыскивание карбофосом, сжигание опавших листьев, перекопка почвы.
Приложение 2
«Лабиринт»
ц у к с г к о л д м и т б ч в а
ж в в и у пд с м о ро д и н а
а ы с ра а л о а а ррри и ы
с ц а е и с а пл б т у ы м м в
м ф а н т к а л и н а ю о е ч а
и к е ь г о м и н м ч я а у ф пн ч пй в а рл а пт л в м о рс пт о л г ь м в ч ы ц о я и о
у с рв в а к ры ж о в н и к л
а ч е ре м у х а в у а о д з х
е м ч м а ф я ы б ю д э н е к ж
Найдите названия ягодных кустарников.