Программа по русскому языку
МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Принято Утверждаю:
на заседании МО на пед.совете Директор школы
учителей естественно- Протокол № 1
математического цикла от «30» августа 2014г _______ /Н.Н. Арцыбашева/
Протокол №1
от «__» ________ 2014г. Приказ № ___
Руководитель МО: от «__» _______________г.
__________ /А.П.Гололобов/
Рабочая
программа
по природоведение
5 класс
Разработала:
Баркова Елена Николаевна
учитель географии
с. Становое,2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модель, по которой реализуется содержание курса
Рабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2001(автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Цели и задачи изучения курса:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Нормативно-правовая база курса:
Закон "Об образовании" ст.9, п.2
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и ученических лабораторных и практических работ.
Количество часов по учебно-тематическому плану – 68.
Количество лабораторных работ по программе Количество лабораторных работ по календарно- тематическому планированию. Количество экскурсий по программе Количество экскурсий по календарно- тематическому планированию.
15 15 3 3
Название раздела и темы Количество часов по программе Количество часов по календарно- тематическому планированию
ВВЕДЕНИЕ 2 2
ТЕМА 1. ВСЕЛЕННАЯ 5 5
ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
11 11
ТЕМА 3. ВОЗДУХ 6 6
ТЕМА 4. ВОДА
3 3
ТЕМА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
3 3
ТЕМА 6. ПОЧВА
4 4
ТЕМА 7. ОРГАНИЗМЫ
6 6
ТЕМА 8. РАСТЕНИЯ
7 7
ТЕМА 9. ГРИБЫ 2 2
ТЕМА 10. ЖИВОТНЫЕ
5 5
ТЕМА 11. ВАШИ ЛЮБТМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ 3 3
ТЕМА 12. ПРИРОДА ЕДИНА
2 2
ТЕМА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ 3 3
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ 6 6
ИТОГО: 68 68
Образовательные технологии:
Проблемно – развивающее обучение.
Технология игрового обучения.
Исследовательская деятельность.
Технология проектирования.
Коллективный способ изучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
68 часов (62 часа + 6 часов резерва)
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (5 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторные работы
№1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
№ 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.
2. Строение и свойства вещества (11 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа
№ 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
3. Воздух (6 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторные работы
№ 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).
№ 5. Описание погоды за месяц и сезон.
4. Вода (3 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Экскурсия № 1.
Результаты работы текущих вод и ветра.
5. Горные породы (3 часа)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы
№ 6. Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств.
№ 7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
6. Почва (4 часа)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7. Организмы (6 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Экскурсия № 2.
Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
8. Растения (7 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторные работы
№ 8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.
№ 9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
№ 10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
Экскурсия № 3.
Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).
9. Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа
№ 11. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
10. Животные (5 часов)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.Лабораторная работа
№ 12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)
Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.
Демонстрация комнатных растений, домашних животных.
Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
Лабораторная работа
№ 13. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
12. Природа едина (2 часа)
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.
Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторные работы
№ 14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
№ 15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Резерв времени — 8 часов.
Летние задания
Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
6.1. График проведения лабораторных работ
Названия лабораторных работ. Дата проведения
Лабораторная работа №1
Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. Лабораторная работа №2.
Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. Лабораторная работа №3
Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Лабораторная работа №4
Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Лабораторная работа №5
Описание погоды за месяц и сезон. Лабораторная работа №6
Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Лабораторная работа №7
Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Лабораторная работа №8
Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. Лабораторная работа №9
Определение названий растений с помощью атласа-определителя. Лабораторная работа №10
Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. Лабораторная работа №11
Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов. Лабораторная работа №12
Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. Лабораторная работа №13
Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. Лабораторная работа №14
Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. Лабораторная работа №15
Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Календарное тематическое планирование по курсу «Природоведение»
№
урока
ТЕМА УРОКА
Д/ЗКол-во
часов Дата проведения
1. ВВЕДЕНИЕ
Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.
Стр. 5-6 2 часа
1
2. Зачем и как изучают природу. Стр. 7-10 1
3. ТЕМА 1. ВСЕЛЕННАЯ
Вселенная. История развития представлений о Вселенной.
§ 1 5 часов
1
4. Планета Земля. Строение Земли. Л/Р. № §2 1 5. Сферы Земли. § 3 1 6. Луна – естественный спутник Земли. § 4 1
7. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Л/Р. № 2 § 5 1
8. ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
Тела и вещества.
§ 6 11 часов
1
9. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л/Р. № 3 § 7 1 10. Вещества чистые и смеси. § 8 1 11. Молекулы. Атомы. Элементы. § 9 1 12. Движение частиц вещества. Диффузия. § 10 1 13. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. §11
1 14. Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества. § 12 1 15. Явления природы. Физические явления. § 13
1 16. Химические явления. Горение. Окисление. § 14, 15 17. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. 1 18. Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества» 1
19. ТЕМА 3. ВОЗДУХ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха.
§ 16 6 часов
1
20. Физические свойства воздуха, § 17 1 21. Вес воздуха и атмосферное давление. § 18 1
22. Изменение давления воздуха с высотой. § 19 1 23. Погода и ее предсказание Л/Р. № 4 1 24. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Л/Р. № 5 § 20 1
25. ТЕМА 4. ВОДА
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
§ 21, 22 3 часа
1
26. Вода – растворитель. § 23
1 27. Экскурсия № 1. Результаты работы текущих вод и ветра 1
28. ТЕМА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Л/Р. № 6
§ 24 3 часа
1
29. Разрушение горных пород. § 25
1 30. Полезные ископаемые. Металлы. Л/Р. № 7 § 26
1
31. ТЕМА 6. ПОЧВА
Почва, ее образование. Разнообразие почв.
§ 27 4 часа
1
32. Состав почвы и ее свойства. Плодородие почвы. § 28, 29
1 33. . Почва и растения. Влияние растений на почву. § 30 1 34. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. § 31 1
35. ТЕМА 7. ОРГАНИЗМЫ
Организм. Свойства живых организмов.
§ 32 6 часов
1
36. Условия жизни организмов. § 33
1 37. Знакомство с увеличительными приборами. § 34 1 38. Клеточное строение организмов. § 35 1 39. Разнообразие организмов. § 35 1 40. Экскурсия № 2. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. 1
41. ТЕМА 8. РАСТЕНИЯ
Характерные признаки растений. .
§ 36 7 часов
1
42. Разнообразие растительного мира. § 37 1 43. Цветковые растения, их органы. Л/Р. № 8 § 38 1 44. Дикорастущие растения, условия их жизни. Лекарственные и ядовитые растения. § 39 1 45. Охрана растений, растения Красной книги. Л/Р. №9 § 40
1 46. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурныхрастенийЛ/Р. № 10 § 41
1 47. Экскурсия № 3. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе и редких, охраняемых и ядовитых). 1
48. ТЕМА 9. ГРИБЫ
Разнообразие грибов.
§ 42 2 часа
1
49. Шляпочные грибы. Л/Р. № 11 § 43 1
50. ТЕМА 10. ЖИВОТНЫЕ
Признаки живых организмов, их проявление у животных.
§44 5 часов
1 51. Дикие животные и условия их жизни. § 45 1 52. Охрана диких животных. Животные Красной книги. Л/Р. № 12 . § 46 1 53. Домашние животные, условия их жизни. § 47
1 54. Связи живого и неживого. § 48 1
55. ТЕМА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ
Растения и животные – ваши любимцы.
3 часа
1
56. Создание благоприятных условий для развития комнатных растений и для жизни домашних животных 1 57. Уход за растениями и животными уголка живой природы
Л/Р. № 13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. 1
58. ТЕМА 12. ПРИРОДА ЕДИНА
Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети.
§ 48 2 часа
1 59. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
1
60. ТЕМА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Общий обзор организма человека. Образ жизни и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика. Л/Р. № 14
§ 49,51 3 часа
1
61. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) § 50 1 62. Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Л/Р. № 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. § 50 1
63. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Вселенная» 6 часов
1
Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Строение и свойства вещества» 1 64. Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Воздух» и «Вода» 1 65. Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Горные породы» и «Почва» 1 66. Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Организмы», «Растения», «Грибы» 1 Повторение и обобщение пройденного материала по темам: «Животные» и «Природа едина» 1 67. Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Человек, его здоровье и безопасность жизни» 1
68. Летние задания 1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010.
Тимофеева Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс».- М.: Дрофа, 2007.
Парфилова Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979
Методическая литература:
Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост. Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.