Конспект урока по познанию мира на тему : Органы чувств человека


Урок № 9
Дата: ____________
Тема урока: Глаза. Уши. Кожа. Нос. Язык. Уход за органами чувств.
Цель: Формирование знаний учащихся об органах чувств человека; Задачи: раскрыть значение органов чувств для восприятия окружающего мира; учить правильно ухаживать за органами чувств, воспринимать окружающий мир, чувствовать его красоту, уметь осознать себя частицей природы; активизировать и пополнять словарный запас, воспитывать бережное отношение к себе и окружающему миру.  Ход урока Организационный момент. Психологический настрой. - Какой сегодня день? Дайте характеристику. Актуализация опорных знаний. Игра «Что изменилось?» Игра проводится по типу игры «День-Ночь». Дети закрывают глаза. В это время я что-нибудь изменяю: включаю звуки капающей воды, проезжающей машины, звон колоколов. Затем меняю на доске расположение геометрических фигур и букв. По окончании игры спрашиваю детей: - Какие органы помогли вам определить произошедшие изменения? -Сегодня на уроке мы будем говорить об органах чувств. Вступительная беседа Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (глаза) Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть? Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины. Как прекрасен этот мир, посмотри! - С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту? Глаза – органы чувств человека. Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает – смотреть, видеть. Проблемная ситуация - Помогите мне понять, что мы различаем при помощи зрения? (видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам установить, движется предмет или он неподвижен. Глаза позволяют нам читать. С помощью глаз человек воспринимает большую часть окружающего мира. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза). - Как природа оберегает глаза? - Что есть у каждого из нас для их защиты? (Веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли. Если в глаз попадет соринка, ее смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза). При неосторожном обращении с острыми предметами глаз можно поранить, и он вытечет, как яйцо. Потерянный глаз ничем не заменишь! Гимнастика для глаз. Загадка. Двое слушают. Двое нюхают, Двое смотрят, Один жует. (уши, нос, глаза, рот) Роль органов зрения и слуха нам помогла понять игра. Теперь давайте поговорим о том, как вы можете определить вкус и запах? (языком и носом) Исследовательская деятельность Давайте докажем, что человек может определить по вкусу, что он ест и по запаху, что ему пожили на ладонь, даже если он этого не видит. Дети по трое выходят к доске. Двоим завязываем глаза. Третий ученик одному дает понюхать кусочек фрукта, а второму кладет его в рот. Эксперты, сидящие за партами спрашивают у каждого, что тебе дали понюхать,а что ты съел? Ребята сами делают вывод о способностях носа и языка. - Может без определения запахов и вкусов прожить человек? (нет) - Почему? Сделать вывод: ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ ВКУС ЯЗЫКОМ , А ЗАПАХ – НОСОМ, ОНИ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ. -Как вы думаете, возможны ли в жизни ситуации, когда обоняние (нос) или язык могут спасти здоровье, а может даже жизнь человеку? Подтвердите свою мысль примерами. (Утечка бытового газа, пожар). Несвежая пища (угроза отравления). -У нас без внимания остался последний орган чувств – кожа. Для чего она нам? Что человек может почувствовать с ее помощью? Исследовательская деятельность Продолжим наши эксперименты. Ребенку, который выходит к доске завязывают глаза. Затем на ладонь ему кладем разные небольшие предметы: карандаш, ручку, ластик, кисточку, линейку и т.п. И просим определить, что это за предмет. После опыта дети сами делают вывод о чувствительности пальцев. -Ребята, ученые доказали что, чем чувствительнее будут ваши пальцы, тем умнее голова! Помассируйте ваши пальчики. Эти простые действия добавят вам здоровья. Массаж кончиков пальцев. Затем заранее подготовленные дети рассказывают о жизни слепых людей. -А ещё кожа нас спасает от сильного мороза и … продолжите мою мысль. (Ответы детей). Принимает на себя все удары, царапины и т.д., защищая при этом внутренние органы. Физминутка. Правила гигиены. Составление кластера: Уход за органами чувств. Дети из набора картинок, расположенных на доске, выбирают те, которые иллюстрируют правила гигиены. Отдельно размещают те действия, которые приносят вред здоровью органов чувств. 
Итог урока. Рефлексия.
-Всегда ли вы соблюдаете эти нужные правила? 
-Что вам понравилось на уроке больше всего? Что узнали новое?