Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир » 4 класс (УМК «Школа России)


Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир » 4 класс (УМК «Школа России)
1. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » 4 класс (УМК «ШколаРоссии)Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Значение курса состоит в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. год на изучение
рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
- программы, рассмотренные на заседании МО учителей начальных классов 27.08.2014г. (протокол № 1);
- рассмотрение рабочих программ на заседании Методического Совета –29.08.2014г. (протокол № 1);
- утверждение и.о. директора школы всех рабочих программ учителей
комплекса – 30.08.2014г. (Приказ № 01-04/239)
Основные цели программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Программа составлена на основе «Примерных программ начальногообщего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение.
Авторы: Плешаков А.А. Учебник: «Окружающий мир» 4 класс
Учебник общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.: Просвещение, 2014 г. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб, для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013. Плешаков, А. А. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас. 4 класс А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.
Содержание программы. В 4 классе продолжается курс в теме «Природа России», которая знакомит с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. В теме «Наш край – часть большой страны» изучается формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы. Следующая тема программы – страницы всемирной истории – формирует у обучающихся представление об основных периодах человечества. Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями.
Требования к результатам освоения дисциплины
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
-проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
-целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
-внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
-осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
Метапредметные результатыРегулятивные
Обучающийся научится:
1.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
2.сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
3.выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
4.планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
5.планировать свои действия в течение урока;
6.фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
7.оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
8.соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
9.контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
10.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
-выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по различным признакам;
-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Ученик будет знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
 государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Формы контроля
ответы на вопросы учителя по прочитанному и рассказанному;
выполнение заданий в рабочих тетрадях по пройденному материалу;
рассказ по рисункам и иллюстрациям (характерные признаки предметов и явлений);
доклады;
выполнение тестовых заданий и вопросов викторины.