Рабочая программа XXI век окружающий мир
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Метапредметные результаты:
интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во втором классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 70 часов, в том числе на внутрипредметный модуль «Юные исследователи» 15 часов. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века».
Введение. Что окружает человека
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия
“Читать” информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Универсальные учебные действия
Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. “Золотое кольцо России”. Достопримечательности древних городов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V- IХ веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы - граждане России. Как возникло и что обозначает слово “гражданин”. Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии “Родина”, приводить примеры синонимов к слову “Родина”.
Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.
Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
Ориентироваться в понятии “Конституция РФ”: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Универсальные учебные действия
Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота). Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия
Различать “этажи” леса. Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные растения и ядовитые растения. Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
Отличать водоём от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды.
Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. “Читать” информацию, представленную в виде схемы. Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Внутрипредметный модуль «Юные исследователи»
Кто такие ученые. Научные исследования. Свойства воды. Очистка воды в домашних условиях. Свойства воздуха. Растения нашего края.Универсальные учебные действия
Проводить несложные опыты по определению свойств воды, воздуха. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса родного края. Приводить примеры лекарственных растений нашего края. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/rabochaya-programma-po-okruzhayushchemu-miru-dlya-2-klassa-p-0"
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Предметные знания Предметные умения
1 Что тебя окружает.
Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа». Называние объектов «живой», «неживой» природы.
2 Я, ты, он, она...
Все мы люди… Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества». Рассказ о себе, составление словесного портрета.
3 Наши помощники – органы чувств.
Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)». Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)».
4 Что такое здоровье?
Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня. Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня.
Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь».
5 Режим дня. Практическая работа
«Составление режима дня для будней и выходных». Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха. Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его.
6 Физическая культура.
Создание условий для знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека. Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека.
7 Почему нужно правильно питаться. Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)». Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.
8 Модуль. Кто такие ученые. Научные исследования. Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру Закрепление достигнутого результата обучения.
9 Умеешь ли ты есть?
Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания». Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.
10 Почему нужно быть осторожным.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты.
11 Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.
12 Модуль. Оборудование исследователя. Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. Закрепление достигнутого результата обучения.
13 Что такое семья?
Практическая работа «Составление семейного «древа». Создание условий для знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.
14 Труд в семье. Как семья отдыхает?
Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции». Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.
15 Проверочная
работа по итогам 1 четверти.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. Достижение необходимых результатов обучения по программе.
16 Твои друзья – взрослые и дети.
Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения.
17 О правилах поведения.
Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.
18 О дружбе.
Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.
19 Модуль. Свойства воды. Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.
20 Родина – что это значит?
Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к
Родине. Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.
21 Родной край – частица Родины.
Создание условий для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство. Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.
22 Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей.
Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее.
23 Модуль. Вода в нашем кране. Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.
24 Зачем человек трудится?
Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни. Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме.
25 Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца. Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.
26 Как работают в пекарне (на хлебозаводе).
Экскурсия на предприятие.
Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб. Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме.
27 Модуль. Очистка воды в домашних условиях. Создание условий для знакомства с очисткой воды в домашних условиях. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.
28 О труде фермера и экономиста,
программиста. Создание условий для знакомства с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий.
Умение называть несколько профессий.
29 Города России. Москва. Экскурсия в краеведческий музей.
Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком.
30 Древние города России.
Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.
31 Мы – граждане России. Народы России.
Виртуальная экскурсия в музей народов России.
Создание условий для знакомства с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для знакомства с разными национальностями людей, живущих в России. Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.
32 Проверочная
работа по итогам 2 четверти.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. Достижение запланированных результатов обучения.
33 Солнечная
система.
Создание условий для знакомства с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет. Понимание понятия «Солнечная система».
Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.
34 Земля – планета Солнечной системы.
Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. Воспроизведение. Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме.
35 Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше. Осознание, что глобус является моделью Земли.
Умение находить несколько географических объектов на глобусе.
36 Царства живой природы.
Бактерии. Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях. Понимание, что в природе есть большие разделы – царства.
Умение называть некоторые из царств
природы.
37 Грибы. Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о грибах. Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.
38 Жизнь животных.
Какие животные живут на Земле.
Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.
39 Модуль. Свойства воздуха. Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру Закрепление достигнутого результата обучения.
40 Какие животные защищаются,
питаются, строят жилища. Создание условий для знакомства с питанием и жизненными условиями животных. Понимание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.
41 Как животные
воспитывают
потомство. Создание условий для знакомства с особенностями воспитания животными своих детенышей и играми с потомством. Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей.
42 Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Осознание разнообразия растительного
мира.
43 Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений). Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.
44 Модуль. Растения нашего края. Создание условий для знакомства с разнообразием растений нашего края. Осознание разнообразия растительного
мира.
45 Как развиваются растения.
Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием. Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.
46 Деревья леса.
Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями. Понимание, что такое «паспорт» дерева.
47 Кустарники леса.
Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках). Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.
48 Модуль. С лукошком за грибами. Организация знакомства с некоторыми ядовитыми и съедобными грибами. Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов.
49 Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса). Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов.
50 Звери леса.
Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками. Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме.
51 Проверочная работа. Оценить результаты освоения программы. Достижение необходимых результатов освоения программы.
52 Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками. Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.
53 Насекомые леса.
Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками. Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.
54 Модуль. Цветы вокруг нас Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе
55 Путешествие
капельки.
Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.
56 Свойства воды.
Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.
57 Рыбы – обитатели водоёмов.
Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.
58 Модуль. Родина растений Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе
59 Болото – естественный водоём.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема). Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот. Узнавание и называние нескольких обитателей болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот.
60 Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.
Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). Создание условий для знакомства с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.
61 Модуль. Лекарственные растения Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами. Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов.
62 Модуль. Свойства света Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе
63 Будем беречь природу.
Создание условий для знакомства
с представителями Красной книги. Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.
64 Проверочная работа.
Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе.
65-66 Будем беречь нашу Землю Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе
67 Промежуточная аттестация. Тест. Проверка качества усвоение программного материала и достижения планируемого результата обучения. Умение выполнять работу самостоятельно. Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
68 Модуль. Обман зрения. Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру. Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе
69-70 Модуль. Самые мудрые люди в моей семье.
Модуль. Любимый семейный праздник. Создание условий для знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции». Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.