Рабочая программа. Окружающий мир 1 класс. УМК Начальная школа 21 век
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ
_____/ Михайлова Н.Ф руководителя по УВР «СОШ № 9
ФИО МОУ «СОШ № 9» _____/ Белов А.Л.
Протокол № ____ от _____/ _Назарова И.В ФИО
«____» ____________20___г. ФИО Приказ № _____от «____» ____________20___г. «____» ____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплина (модуля)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №9
Михайловой Федоровны, высшей категории
по окружающему миру, 1 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ______ от «____» ____________ 20 г
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Окружающий мир» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (автор Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2008), примерной программой начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир», созданной на основе Концепции ФГОС НОО, примерной программы по окружающему миру в рамках проекта . Курс « Окружающий мир» занимает особое место в реализации программы, примерной программы по окружающему миру в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» с учётом национально - регионального компонента. Именно в 1 классе объёмно и предметно раскрывается структура понятий окружающего мира в единстве трёх его составляющих: природа, культура и человек как культуро-созидающий субъект.
Цели изучения окружающего мира:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом, природой
Задачи содержание нового курса и методики обучения:
личностное развитие – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения;
развитие коммуникативной компетентности – умения организовывать и осуществлять совместную деятельность.
Программа по окружающему миру основана на использовании УМК «Начальная школа XXI века» и рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов на их изучение.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:
– Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твое здоровье».
– Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».
– Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
– Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».
Результатами освоения программы по окружающему миру являются:
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, желании участвовать в её делах и событиях;
-- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
-- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира;
-- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры.
Предметные результаты:
-- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности.
-- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира.
В результате изучения окружающего мира учащиеся:
овладеют знаниями:
— своего домашнего адреса и адреса школы;
— правил безопасности при переходе улицы;
— правил поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правил поведения во время
экскурсий по городу и за городом;
— основ взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
научатся:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов
старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их
профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
--- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
получат возможность научиться:
--- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
--- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня,
правила рационального питания и личной гигиены;
--- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;
--- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности в информационной образовательной среде;
--- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и
ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё и чужое поведение.
Формирование УУД при работе по учебникам комплекта «Начальная школа XXI века» для 1 класса
(окружающий мир)
Тема Общая цель Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Мы и наш мир Формировать представление о человеке и мире, который его окружает. Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться отвечать на заданный вопрос. Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью. Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.
Наш класс Формировать представление о школе и классе, как части целого мира, и отношениях в нем. Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками, учителями (в учебной и во внеклассной деятельности); учиться монологической и диалоговой речи. Умение выполнять задание в соответствии с целью. Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.
Наш дом и семья Формировать представление о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди.
Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье.
Освоение способов выражения позитивного отношения к семье и семейным ценностям; к планированию и целеполаганию в семье Осмысление понятий, связанных с темой «Семья». Осознание своей роли в семье.
Город и село Формирование представления о городе и селе как о малой родине. Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине. Овладение способами существования в городе и селе. Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живет.
Родная страна Формирование представления о стране, в которой родился и живешь, как о родном Отечестве, любимой Родине. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Формирование представления о стране, в которой родился и живешь, о культуре и природе страны – как о ее национальном достоянии.
Человек и окружающий мир Формирование представлений о том, что каждый человек уникален и неразрывно связан с культурой и историей своего народа, своей родной страны. Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей. Умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему.
Учебно-тематическое планирование
окружающий мир и ОБЖ
Класс 1 БУчитель Михайлова Наталья Федоровна
Количество часов
Всего 66 часа; в неделю 2 часа.
Плановых проверочных работ, , тестов
Административных контрольных уроков
Учебник:
«Окружающий мир» учебник для 1 класса в 2 ч: / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011г
«Окружающий мир. Рабочая тетрадь» / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011г
Дополнительная литература:
«Поурочное планирование. Окружающий мир 1 класс по учебнику Н. Ф. Виноградовой / Т. В. Бут, Н. В. Лободина - М.: Вентана-Граф, 2012г
Тематические презентации в электронных образовательных ресурсах.
Календарно-тематическое планирование
окружающий мир
№ Тема урока Кол-во
час Тип
урока Характеристика дея-тиучащихся или виды учебной деятельности Виды
контроля,
измерители Планируемые результаты
освоения материала Учебник Дата
проведения
план факт
1. Нас окружает удивительный мир 1 Комбинированный Работа с иллюстрированным материалом и беседа «Что нас окружает». Выполнение заданий на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты природы». Выполнение заданий в рабочей тетради Текущий
Индивидуальный
Фронтальный Понимать, что такое окружающий мир; понимать, что такое живая и неживая природа
с.4-5 с 1.09
по 5.09 2 Давайте познакомимся 1 Комбинированный Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстрированным материалом «Придумаем детям имена», « Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение « Сравним портреты двух девочек» Текущий
Индивидуальный
опрос. Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
знать название своего города, страны, столицы.
знать полное имя, домашний адрес;
с.6-7 с 1.09
по 5.09 3 Мы – школьники 1 Урок-экскурсия Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник» Практический Знать какие помещения есть в школе, для чего они предназначены, их расположение; уметь ориентироваться в школе; уважать труд работников, оказывать им посильную помощь. с.8-12 с 8.09
по 12.09 4 Правила поведения в школе 1 Комбинированный Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе ; как вести себя в столовой, в раздевалке; работа с текстом стихотворения «Первый урок» Текущий
Индивидуальный
опрос.
Практический Знать и выполнять правила поведения в школе
знать и соблюдать правила поведения в школе с.13-14 с 8.09
по 12.09 5 Сентябрь – первый месяц осени 1 Экскурсия Рассматривание различных деревьев, сравнение их внешнего вида. Наблюдение за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков. Текущий
Индивидуальный
опрос. Знать признаки неживой и живой природы; сезонные изменения.
Умение наблюдать, замечать изменения в природе, определять причину и следствие явления, отвечать на вопросы по наблюдению. с.15-17 с 15.09
по 19.09 6 Что нам осень подарила. 1 Комбинированный Дидактическая игра «Что нам осень подарила». Работа с таблицами и текстом учебника. Ролевая игра «Узнай по описанию». Выполнение заданий в рабочей тетради. Текущий
Индивидуальный
опрос. Развитие описательной речи, умения составлять описательный рассказ. Формирование умения работать с таблицей.
классифицировать по признаку «овощи-фрукты». с.18-20 с 15.09
по 19.09 7 Грибная пора 1 Комбинированный Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов и плодов разных деревьев и кустарников. Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов. Текущий
Индивидуальный
опрос. Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды кустарников и деревьев. Формирование умения работать с таблицей с.21-22 с 22.09
по 26.09 8 Семья 1 Комбинированный Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом». Работа с текстами стихотворений И. Мазнина «Простое слово», Е. Трутневой « Бабушка» Текущий
Индивидуальный
опрос. Знать членов своей семьи, профессию
оказывать маме посильную помощь.
Уметь рассказывать о своей маме;
составлять рассказ о своей семье. с.23-25 с 22.09
по 26.09 9 Любимые занятия 1 Закрепление знаний. Форма - игра Дидактическая игра «Узнай сказку по описанию». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста Текущий
Индивидуальный
опрос. Знать членов своей семьи, их увлечения.
Уметь различать нравственно-этические понятия: сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие. с.26-30 с 29.09
по 3.10 10 Как из зерна получилась булка 1 Комбинированный Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстрированным материалом. Заданий в РТ. Текущий
Индивидуальный
опрос. Выполнять правила ролевой игры;
работать со схемами; составлять
рассказ о профессиях. с.31-32 с 29.09
по 3.10 11 Человек и домашние животные 1 Комбинированный Решение проблемной ситуации «Кого называют домашним животным. Дидактическая игра «Угадай, кто я ». Выполнение заданий в рабочей тетради. Текущий
Индивидуальный
опрос. Рассказывать о домашних животных;
знать правила общения с животными. с.33-34 с 6.10
по 10.10 12 Октябрь уж наступил 1 Прогулка в парк. Урок - экскурсия Экскурсия в лес, парк. Наблюдения за сезонными изменениями в парке, в лесу; закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить, какие из них перелётные, какие – оседлые. Текущий
Индивидуальный
опрос. Знать и называть перелётных птиц.
Уметь различать времена года; называть основные условия жизни растений и животных с.35 с 6.10
по 10.10 13 Птицы осенью 1 Закрепление знаний. Форма – игра. Решение проблемной задачи. Работа с иллюстрированным материалом и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Знать как животные готовятся к зиме; названия перелётных птиц. работать над выразительностью;
Уметь придерживаться правил игры; играть свою роль; с.36-39 с 13.10
по 17.10 14 Явления природы 1 комбинированный Работа с иллюстрированным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы. Дифференцированная работа.
Текущий.
Индивидуальный
опрос. Наблюдать за живой природой
Знать сезонные явления природы с.40-43 с 13.10
по 17.10 15 Где ты живёшь? 1 Комбинированный Работа с иллюстрированным материалом учебника. Игра «Имя улицы» ( игра с пиктограммами). Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради
Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать маршрут
«Школа – Дом».
Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома с.44-45 с 20.10
по 24.10 16 Правила дорожного движения 1 Комбинированный Моделирование «Улицы города» Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес»
Текущий.
Индивидуальный
опрос. Уметь различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях с.46-49 с 20.10
по 24.10 17 Ты и вещи 1 Комбинированный Игра на классификацию « К чему относятся эти предметы?». Беседа по стихотворению «Федорино горе» и работа с текстом учебника. Дидактическая игра « Я – аккуратный» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Знать правила отношения к вещам и окружающим предметам. Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью и т.д. с.50-53 с 27.10
по 31.10 18 Кто работает ночью 1 Урок - игра Дидактическая игра: «Угадай профессию»;
работа в рабочей тетради. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Рассказывать о профессии не называя её.
Знать профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества
Уметь оценивать результаты своей и чужой работы с.54-55 с 27.10
по 31.10 19 Урок исследования. Твои помощники – органы чувств 1 Комбинированный Дидактическая игра: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Беседа по рассказу учителя «Что такое здоровье». Демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, приёме пищи. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать органы чувств, как их охранять.
Знать и выполнять основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ)
Уметь выполнять упражнения: соблюдать правильную позу при чтении, просмотре телевизора;
с.56-58 с 10.11
по 14.11 20 Правила гигиены 1 Комбинированный Конкурс загадок о предметах гигиены; фрагмент учебного фильма, работа с текстом и заданиями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать и соблюдать правила гигиены;
понимать значение гигиены для здоровья человека
Знать предметы личной гигиены.
Уметь пользоваться предметами личной гигиены с.59-60 с 10.11
по 14.11 21 О режиме дня 1 Комбинированный Дидактическая игра «Кто быстрее ответит на вопросы?» упражнение с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Дидактическая игра «Угадай что за часы»
Текущий.
Индивидуальный
опрос. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Знать понятия : организованный – неорганизованный
Знать о режиме дня школьника.
Уметь соблюдать режим дня с.61-62 с 17.11
по 21.11 22 Урок в спортивном зале 1 Комбинированный Игры – соревнования на ловкость и быстроту
Практический Знать основные правила закаливания организма.
Знать о преимуществе процедур закаливания.
с.63-65 с 17.11
по 21.11 23 Ноябрь – зиме родной брат 1 Экскурсия в парк Изменение в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать названия времен года, животных; правила поведения (безопасности) на экскурсии. Уметь называть основные изменения в природе в ноябре; рассказывать, как дикие животные готовятся к зиме. с.66-67 с 24.11
по 28.11 24 Дикие животные 1 Комбинированный Дидактическая игра «О ком рассказали?»
Минутка для юбознательных «О чём я хочу узнать?» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать название животных и их детёнышей.
Уметь различать животных по внешним признакам. с.68 с 24.11
по 28.11 25 Звери – млекопитающиеся1 Изучение нового материала Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Классификация животных. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Иметь представление о млекопитающих животных;
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных с.68-71 с 1.12
по 5.12 26 Что мы знаем о птицах 1 Комбинированный Ролевая игра «Расскажу вам о себе» работа с дневником наблюдений. Обсуждение рассказа «Воробьи» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Понимать причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, наступление холодов. с.72-76 с 1.12
по 5.12 27 Город - село 1 Комбинированный Творческий рассказ по образцу «Где ты живёшь?» беседа «Край в котором мы живём, - наша Родина» Текущий.
Знать различные объекты села и города.
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью с.77-79 с 8.12
по 12.12 28 Дом, в котором ты живёшь 1 Урок - игра Работа с иллюстрированным материалом учебника. Беседа «О чем рассказывают вывески?» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Описание зданий различных функциональных значений : учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске.
с.80-83 с 8.12
по 12.12 29 Зачем люди трудятся 1 Экскурсия в библиотеку, музей Дидактическая игра: «Угадай профессию»;
работа в рабочей тетради. Чтение и анализ рассказа Е. Пермяка. Составление своего рассказа «Как я тружусь дома» Практический Понимать выражение «рабочие руки» Уметь составлять рассказ описание. Знать, почему, в каких случаях руки, голову называют золотыми. Уметь выразительно читать. с.84-86 с 15.12
по 19.12 30 В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в парк. 1 Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе. Характеристика времени года Практический Определять и называть свойства воды, льда, снега Уметь различать представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.)
с.87 с 15.12
по 19.12 31 Какая бывает вода? 1 Закрепление знаний Опыты с водой: определение свойств воды как вещества
Работа с учебником и рабочей тетрадью. Наблюдение разных состояний воды Текущий.
Индивидуальный Работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»
умение работать коллективно Уметь различать состояние воды с.88-89 с 22.12
по 27.12 32 О дружбе 1 Комбинированный Беседа с использованием рассказа В. Осеевой «Синие листья» ;
воображаемая ситуация «Цветик - трехцветик (мои желания). Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать основные правила дружбы. Уметь различать основные нравственно-этические понятия; выполнять трудовые поручения взрослых с.90-91 с 22.12
по 27.12 33 Идём в гости 1 Закрепление знаний . форма - игра Дидактическая игра «Ждем гостей» (Накроем стол для чая, обеда, «Подготовим программу концерта для гостей»). Обсуждение воображаемых ситуации, составление письма заболевшему другу Текущий.
Знать и придерживаться правил этикета.
Уметь строить диалог; различать основные нравственно-эстетические понятия. с.92 с 12.01
по 16.01 34 С Новым годом! 1 Праздник
Ролевая игра Обсуждение сценария праздника на Новый год
Развитие речевого творчества, дикломированияТворческая работа Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли с.93 с 12.01
по 16.01 35 Январь – году начало, зиме – середина 1 Комбинированный
экскурсия Просмотр видеофильма
«Природа зимой»;
дидактическая игра: «Узнай дерево по силуэту».
Наблюдения из окна. Сезонные изменения в природе. Виды деревьев твоей местности. Текущий.
Индивидуальный
опрос.
Практический Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе.
Уметь делать выводы по итогам наблюдений за природой с.4-6 с 19.01
по 23.01 36 Хвойные деревья 1 Урок - игра Практическая работа с гербарием.
Работа с текстами учебника. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать отличие хвойных деревьев от лиственных; хвойные деревья, сбрасывающие на зиму листву.
Уметь сравнивать и рассуждать. с.7-8 с 19.01
по 23.01 37 Жизнь птиц зимой 1 Комбинированный Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва.
Беседа «Что умеет делать клюв?» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать классификацию животных.
Уметь анализировать и сравнивать, решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» с.9-12 с 26.01
по 30.01 38 Наша страна – Россия 1 Изучение нового материала Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со всеми атрибутами государства: гимн, флаг, герб, Текущий.
Индивидуальный
Знать достопримечательности столицы России; какие народы живут в России, свою национальность.
Уметь различать государственную символику. с.13-17 с 26.01
по 30.01 39 Богата природа России 1 Урок – путешествие Путешествие по карте России. Ориентировка по карте: значение цвета, условное обозначение на карте. Текущий.
Знать цветовые условные обозначения на карте.
Уметь работать по карте, находить леса, моря, горы. с.18-24 с 2.02
по 6.02 40 Мы – россияне 1 Урок - игра Ролевая игра «К нам в гости приехали люди разных национальностей. Они рассказывают, где и как живут». Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать народное творчество своего народа: песни, танцы, сказки, игрушки.
Уметь составлять рассказ о жизни народа..с.25-28 с 2.02
по 6.02 41 Народная сказка и народные игрушки 1 Изучение нового материала Игра «Вспомни сказки разных народов».
Ролевая игра «Магазин «Российский сувенир» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать народные промыслы, предметы декоративного искусства разных народов России. Уметь пересказывать сказку;выразительно читать фольклорные произведения. с.29 с 9.02
по 13.02 42 Февраль – месяц метелей и вьюг 1 Изучение нового материала Ролевая игра «Лесные картинки» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать приметы февраля: третий месяц зимы; снега много, стоят морозы; месяц метелей и ветров; зимующие птицы с.30-31 с 9.02
по 13.02 43 23 февраля –День защитника Отечества 1 Изучение нового Беседа о названии праздника, практическая работа – изготовление открытки. Текущий Знать название праздника.
Уметь проявлять внимание и заботу к родным и близким.
с.52 с 23.02
по 27.02 44 Звери – млекопитающиеся1 Изучение нового материала Беседа по материалу учебника и просмотре видеофильма; составление кроссворда и загадок о животных. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать о способах передвижения и питания млекопитающих животных.
Уметь рассуждать, анализировать, составлять текст.
с.32-35 с 23.02
по 27.02 45 Наш уголок природы. Животные уголка природы 1 Комбинированный Комнатные растения: название, внешний вид, условия роста. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Оформление уголка природы. Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать основные условия благополучного роста растений.
Уметь выполнять основные поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки с.36-39 с 2.03
по 6.03 46 Растения уголка природы 1 Урок - практикум Текущий.
Индивидуальный
опрос. с.40-42 с 2.03
по 6.03 47 8 Марта – праздник всех женщин 1 Комбинированный Практическая работа: приготовление салата из фруктов Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать о празднике 8 марта, иметь представление, как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. с.53-54 с 9.03
по 13.03 48 Мы – граждане России 1 Урок – закрепление Рассказ учителя о правах гражданина России, обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри», составлять рассказ описание по картине. Текущий.
Знать основные права и обязанности и почему их надо выполнять.
Уметь отвечать на вопросы, соблюдать и выполнять правила и обязанности в коллективе. с.43-48 с 9.03
по 13.03 49 Правила поведения 1 Комбинированный Обсуждение воображаемых ситуаций, беседа о культуре разговора по телефону, правила дружбы, как разрешать споры и ссоры. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать основные правила поведения в обществе и общественных местах. Уметь соблюдать и выполнять правила поведения в школе, гостях, транспорте, в общественных местах. с.49-51 с 16.03
по 20.03 50 Март – капельник 1 Изучение нового материала Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Пушистый незнакомец» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать какие изменения происходят в природе ранней весной.
Уметь называть приметы весны, знать пословицы. с.54 с 16.03
по 20.03 51 Птичьи разговоры 1 Комбинированный Обсуждение текста «Птичьи разговоры»
Практическая работа «Жаворонки» Текущий.
Знать правила поведения в природе и отношения к птичьим гнёздам.
Уметь соблюдать этику поведения в лесу. с.56-60 с 1.04
по 3.04 52 Если хочешь быть здоров – закаляйся! 1 Комбинированный Беседа с иллюстрированным материалом «Как можно закаляться» Дидактическая игра «Я знаю виды спорта …» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать правила закаливания.
Уметь правильно закаливать свой организм, стремиться вести здоровый образ жизни. с.61-62 с 1.04
по 3.04 53 Здоровая пища 1 Комбинированный Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается» Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката «Будем питаться правильно!» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать основные правила здорового образа жизни; какие продукты приносят пользу;
Уметь решать логические задачи; вести себя за столом. с.63-64 с 6.04
по 10.04 54 Какое бывает настроение 1 Комбинированный Работа с иллюстрированным материалом учебника. Упражнение «Раскрась шарики» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать от чего зависит настроение человека? Каким оно бывает? Что нужно делать, чтобы настроение было хорошим?
Уметь контролировать своё настроение. с.65 с 6.04
по 10.04 55 Апрель – водолей 1 Экскурсия на водоём Наблюдения: сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоёме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава? Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать приметы весны, отличительные признаки апреля.
Уметь замечать изменения в живой и неживой природе; рассказать об увиденном явлении в природе, обобщить и проанализировать. с.66-67 с 13.04
по 17.04 56 Жизнь насекомых весной 1 Закрепление. Урок – игра Работа с текстом «Лесные картинки», творчество и фантазия: «Вылез из под снега подснежник, обернулся и увидел…», «Вылез из берлоги медведь, посмотрел и сказал…» Текущий.
Знать название животных и первоцветы.
Уметь описывать предмет; выполнять творческие задания. с.68-71 с 13.04
по 17.04 57 Весенние работы 2 Экскурсия в парк ( сквер) Наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей. Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать об основных видах весенних работ на полях и в садах.
Уметь составлять рассказ о труде взрослых. с.72-74 с 20.04
по 24.04 58 Кто работает на транспорте 1 Урок – викторина Создание плаката «Транспорт»
Работа с учебником
Сравнение: выделение сходства и различия различных видов транспорта Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать основные виды транспортных средств; профессии людей.
Уметь составлять рассказ о профессиях людей. с.75-77 с 20.04
по 24.04 59 День космонавтики 1 Комбинированный Беседа «Как всё начиналось»
Работа с учебником и рабочей тетрадью, составлять описательный рассказ по иллюстрации Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать первый спутник Земли, первого космонавта, первая женщина –космонавт.
Уметь вести беседу. с.78-79 с 27.04
по 1.05 60 Май весну завершает 1 Урок – экскурсия «Вспоминаем название месяцев года и сравниваем их.
Беседа с использованием иллюстративного материала «Повсюду цветущие сады» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать приметы весны, приметы лета
название летних месяцев.
Уметь различать времена года по их признакам. с.80-82 с 27.04
по 1.05 61 Жизнь земноводных весной 1 Комбинированный Сравнение лягушки и жабы
Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки» Текущий.
Индивидуальный Знать, кто такие земноводные;
иметь представление о фазах развития земноводного. с.83-84 с 4.05
по 8.05 62 Животное – живое существо 1 Комбинированный Работа с иллюстративным материалом.
Составление плаката»Что умеют животные» Текущий.
Знать признаки живых существ.
Уметь различать животных, описывать их повадки.
с.85-86 с 4.05
по 8.05 63 Природе нужны все! 1 Комбинированный Работа с иллюстративным материалом
Сочинение рассказа «как семья лесника спасла оленёнка» Текущий.
Индивидуальный
опрос. Знать о роли природы в жизни человека; иметь представление о редких животных и что такое «Красная книга»
Уметь называть редких животных. с.87-90 с 11.05
по 15.05 64 Скоро лето! Ты – пешеход! 1 Урок-отчет Работа с учебником и рабочей тетрадью Текущий.
Индивидуальный
Знать основные дорожные знаки и правила поведения на дороге.
Уметь переходить дорогу в нужном месте, соблюдать правила поведения на дороге, на улице. с.91-92 с 11.05
по 15.05 65 Повторение и обобщение знаний по окружающему миру за 1 класс 1 Контроль знаний, умений и навыков Тест, экспресс-опрос. Контроль усвоения учащимися учебного материала Практический Уметь систематизировать, анализировать и обобщать, применять знания в практических и учебных (смоделированных) ситуациях 66 До свидания первый класс! 1 Урок-праздник Проведение праздника - отчёта Практический Уметь себя организовывать, общаться со своими сверстниками и со взрослыми.