ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ЦЕНТРЕ ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА


Дементьева Татьяна Вячеславовна

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
Областной Центр экологии, краеведения и туризма
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ХОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ЦЕНТРЕ ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА
Приоритетность экологического образования становится одним из основных факторов преодоления глобального экологического кризиса. Важным этапом обновления современной образовательной системы стал отказ от «знаниевой» парадигмы образовательного процесса в пользу так называемой экологической парадигмы (Г.Соломон).
Основой экологической парадигмы становится тесная связь знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными ситуациями учащегося. Для реализации экологической парадигмы необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных ситуаций реальной жизни, специфические для окружающего мира действия должны быть дополнены универсальными учебными действиями.
Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, т.е. использование полученных знаний и умений на практике. Содержание экологического воспитания предполагает анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции. Эффективное формирование экологических компетенций возможно в ходе проведения тематических экологических экскурсий.
Экскурсии обладают широкими возможностями для формирования у школьников экологической культуры и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Экскурсии проводимые в Центре носят ознакомительный и тематический характер. Тематические экскурсии в Центре – одна из форм изучения живой природы, когда учащиеся не в лабораториях, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни. Они позволяют расширить рамки учебных занятий и реализовать программы дополнительного образования. Тематические экскурсии посвящены изучению древесных пород ( « Лес –наше богатство»), изучению цветочно-декоративных растений («Мир цветов»), изучению насекомых и птиц ( «Лесные санитары», « Наши верные друзья» , «Крылатые доктора леса»), изучению лекарственных растений («Зеленая аптека», деятельности человека в природе («Главный враг леса», «Друзья природы»).
Основной целью тематических экскурсий остается формирование знаний при непосредственном контакте обучающихся с объектами и явлениями живой природы в естественной среде и развитие у детей ценностного отношения к живой природе, воспитание экологической культуры, приобретения опыта исследовательской деятельности.
Одной из компетенций, формируемых в процессе экскурсий, является соблюдение правил поведения в природе и участие в акциях по охране природы. Ведение практической деятельности способствует эффективному формированию экологически грамотного поведения в природе. Низкий уровень экологической культуры населения остается серьезной проблемой ведущей к ухудшению состояния окружающей нас природы. В ходе экологических экскурсий дети наблюдают антропогенное влияние на природные объекты, учатся бережно относиться к природе, а участвуя в акциях по уборке территорий, пополняют жизненный опыт, формируют ответственную экологически грамотную личность.
На первом этапе экскурсий формируется компетенция репродуктивного уровня, а именно умение вести наблюдения в природе. Обучающиеся узнают, как определять виды или охарактеризовать экосистему. Самостоятельность дети могут проявить, выполняя задания в ходе экскурсий по описанию встречающихся объектов, различных компонентов экосистемы. В результате работы на этом этапе формируется умение наблюдать, распознавать, описывать объекты и явления живой природы.
На следующем, частично-поисковом, этапе формируются компетенции анализа биологических объектов или процессов, сравнения и обобщения, установления причинно-следственных связей в биологических процессах. Движущей силой мышления и условием активности обучающихся становится затруднение в поиске ответа на проблемный вопрос. Находя общие черты и различия между природными объектами, дети учатся основам анализа, перенесения знаний и известных способов деятельности в необычную проблемную ситуацию.
Дополнительное образование позволяет формировать, еще одну мало применяемую в основном образовании компетенцию, находящуюся на более высоком уровне деятельности, это - исследовательскую работу, проводимую в ходе экологических экскурсий. Специфика обучения в природе по своей сути уже является исследованием. Учебная исследовательская задача, стоящая перед обучающимися, должна быть реально существующей экологической проблемой, решение которой опирается на уже сформированные ранее компетенции. Решая предложенные педагогом задачи, обучающиеся самостоятельно проходят все этапы научного исследования, входе которых формируются различные УУД, предполагающие проведение наблюдение и изучение биологических и экологических фактов и явлений; установление непонятных явлений, подлежащих исследованию - постановка проблемы; выдвижение гипотезы, как научного предположения о решении проблемы; построение плана исследований; выяснение связей изучаемого явления с другими; формирование решения и его объяснения; проверка решения; выводы о возможности и необходимости практического применения полученных знаний.
Биологические и экологические экскурсии позволяют формировать компетенции различного уровня, способствующие личностной самореализации, ведущие к активной жизненной позиции, осознанию собственной значимости.
Заголовок 115