Урок русского языка в 8 классе «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами»


Подробный конспект образовательного мероприятияОрганизационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность) Сабинская Татьяна Ануприевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы Самарской области
Республика/край Самарская область
Город/поселение С. Кинель-ЧеркассыПредмет Русский язык
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа 8 класс (общеобразовательный)
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами.
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Разумовской М.М. - М.: Просвещение, 2010.
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Вид урока: интегрированный урок.
Технологии: развития критического мышления, активных методов обучения, модерации.
Урок словесности в 8 классе после изучения темы «Однородные члены предложения». Урок посвящен анализу использования экспрессивных возможностей конструкций с однородными членами в языке художественных произведений. .Краткая характеристика класса /коллектива/группы В 8 классе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ" с. Кинель-Черкассы обучается 20 человек: 13 девочек и 7 мальчиков.
Большинство ребят обладают средними способностями к учению (68%). Часть школьников отличается низкой активностью на уроках. 7 человек имеют повышенный уровень успеваемости.
Цели урока/ занятия/ мероприятия
Познавательная: Создание представления об использовании экспрессивных возможностей конструкций с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала».
Развивающая: Развитие навыков исследовательской работы над прозаическим текстом.
Воспитательная: Воспитание любви к произведениям русских писателей, к о произведениям Л.Н.Толстого.Задачи урока/ занятия/ мероприятия Дать представление о работе конструкций с однородными членами в языке художественного произведения
Развивать умения анализировать и интерпретировать прозаический текст.
Развивать воображение, ассоциативное мышление и творческий потенциал учащихся.
Воспитывать культуру чтения и эстетический вкус учащихся.
Формировать нравственные ценности учащихся.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия Предметные знания, умения, навыки и качества.
Знание определения однородных членов предложения.
Знание содержания рассказа «После бала».
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по русскому языку.
Навык осознанного, творческого чтения художественных произведений разных жанров.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). Общеучебные умения, умения и качества.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Рефлексивная деятельность
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, оснащенный аудиоустройством (колонками).
Интерактивная доска
Печатные листы с темой урока, целью, портретом писателя.
Запись мазурки Ф.Шопена
Толковые словари.
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)
Этап урока/занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Подробное описание АМО по установленной схеме (если есть) Описание действий участников образовательного процесса Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)
Инициация
3 мин. «Приветствие»
Цель: создать благоприятный психологический настрой, способствовать установлению контакта между учениками.
Участники: все обучающиеся
Время проведения: 3 минуты Приветствие учителем детей, установка на хорошее настроение. Давайте повернёмся друг к другу лицом, посмотрим в глаза и широко – широко, во весь рот, улыбнёмся. Вот так вот! А теперь обратимся друг к другу с пожеланием:
«Доброе утро! Как я рад тебя видеть!» Вхождение или погружение в тему
2 мин. «Поэтическая минутка»
Цель: развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях
Участники: все обучающиеся
Время проведения: 2 минуты
Необходимые материалы: музыкальное сопровождение, Учитель читает стихотворение А.Фета «Это утро, радость эта…».
- Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А. Фета. Как вы думаете, почему?
- А что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами? («Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движения человеческой души».) Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся 2 мин Метод ученического целеполаганияЦель: формирование умения ставить и формулировать цели и задачи.
Участники: все обучающиеся
Время проведения: 2 минуты
Проведение: учащиеся формулируют цели урока, а также осуществляют выбор целей из предложенного учителем набора. Учитель резюмирует высказывания детей.
Учитель: Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Как вы думаете, зачем писатели и поэты используют в своих произведениях конструкции с однородными членами предложения?
Резюме: О выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами пойдёт речь на этом уроке. Мы посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке Л.Н.Толстого, понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся узнать некоторые особенности взглядов Л.Толстого, погрузившись в его язык.
Проработка содержания темы
2 мин.
20 мин «Погружение»
Цель: на первоначальном этапе настроить учащихся на восприятие текста, создать необходимый для чтения эмоциональный настрой.
Участники: все обучающиеся
Время проведения: 5 минут
Проведение: Учитель предлагает провести лингвистический эксперимент.
«Интерактивное чтение» (Коллективная исследовательская работа)
Цель: формирование умения анализировать художественный текст.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 20 минуты
Проведение:
Учащиеся читают текст рассказа и отвечают после прочтения эпизодов на вопросы учителя. Вопросы подбираются учителем таким образом, чтобы помочь учащимся раскрыть тему, определить, какие цели преследовал писатель, а также какие средства художественной выразительности помогают раскрыть авторский замысел.
Оценка результатов: Ответы учащихся помогают выявить степень сформированности умения анализировать текст. - На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам лингвистический эксперимент.
Допишите предложение, взятое мною из рассказа: Она была прелестна:…
Предложения, написанные учащимися, сравниваются с предложениями Толстого.
Делается вывод:
- Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ярко описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.
- Что значит величественная? Обратитесь за помощью к словарю.
- Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в следующих эпизодах: портретные описания героев, описание мазурки, сцена наказания татарина.
- Наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему?
Читаются отрывки с описанием портретов Вареньки и её отца.
Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.
Какой вам представляется Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. (Варенька – нежная лилия, распустившаяся роза, звезда).
Восстановление авторского текста.
- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.
Текст на интерактивной доске:
Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в (белых атласных) башмачках.- Сопоставьте ваши варианты с текстом автора. Проведите исследование. Какие определения преобладают в предложении? (Преобладают определения. передающие цвет).
Как называется такой приём? (Цветопись).
-Как ещё автор передаёт душевное состояние героя?
(Через музыку).
Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность?
(Это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и).
- Как вы думаете, зачем союз и повторяется?
(Мысль выражается более эмоционально).
Подведение итогов 3 мин Лингвистический эксперимент.
Цель: выявить достигнуты ли цели урока, поставленные в его начале.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 3 минуты
Проведение:
Учащиеся делают вывод, опираясь на изученный во время урока материал.
Оценка результатов: Если учащиеся вернулись к цели урока, то цели и задачи, поставленные учителем, были достигнуты в ходе проведения урока. - Перестройте предложение по схеме: о,о,о.
Что меняется?
(Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению).
Рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами, помогающими точно и ярко передать детали внешности и особенности характера, создавать определенное настроение.
Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдаем сегодня, как «работают» предложения с однородными членами. Помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя. Домашнее задание (если имеется) 1 мин. Подготовить индивидуальные исследовательские работы по теме «Частотность употребления конструкций с однородными членами в рассказах Л.Н. Толстого» Дополнительная информация
Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) Составленный урок представляет интерес для учителей русского языка и литературы.
Может быть использован в процессе преподавания по альтернативным УМК по русскому языку, во внеурочной деятельности.
Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) Метод ученического целеполагания (исследовательский метод).
«Интерактивное чтение» (технология развития критического мышления).
Интерпретация высказываний (авторский метод).
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия Проведенное занятие получило положительные отзывы педагогов и учащихся.
По окончании урока были получены следующие результаты:
- проанализирован рассказ Л.Н.Толстого «После бала»;
- во время работы осуществлялся процесс интеграции русского языка и литературы;
- получено представление о работе конструкций с однородными членами в языке художественного произведения;
- прочитанный рассказ Л.Н.Толстого «После бала» оставил глубокий эмоциональный след в душах восьмиклассников и пробудил интерес к другим произведениям писателя.
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась) Применение технологии активных методов и модерации позволило эмоционально заинтересовать и мотивировать учащихся на работу, обеспечило наиболее полное вовлечение школьников в образовательный процесс, а также оптимально использовать время урока, способствовало поддержанию высокой активности обучающихся на протяжении всего урока и достижению поставленных целей и задач.
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. Приложение 1 Аннотация урока для размещения на сайте
Приложение 2 Описание урока
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) АМО способствуют оптимизации процесса обучения, влияют на концентрацию внимания учащихся на уроке, осуществляет деятельностный подход к обучению, усиливает активность, повышает интерес школьников к предмету
Технология модерации позволяет эффективно решать поставленные учителем задачи, позволяет получить максимальный результат от урока и помогает осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Использованная литература, источников информации. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М.Разумовской. - М.: Просвещение, 2010.
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - В 2ч../ В. Я. Коровиной. М.: Дрофа, 2010.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=231 (Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования).
http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo (бесплатный электронный курс «Активные методы обучения»).
http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm (КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИПедагогический университет «Первое сентября»).
Примечания автора/овПриложение 1Аннотация урока для размещения на сайте
Название Конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»
Тема урока: Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами.
Предмет: русский язык.
Класс: 8 класс.
Автор урока: Сабинская Татьяна Ануприевна, учитель русского языка и литературы.
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с Кинель-Черкассы (государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы Самарской области)
Республика / край: Самарская область.
Село Кинель-ЧеркассыКраткое описание (3-5 предложений)
Урок словесности в 8 классе после изучения темы «Однородные члены предложения». Урок посвящен анализу использования экспрессивных возможностей конструкций с однородными членами в языке художественных произведений. Основным видом исследовательской деятельности на уроке является лингвистический эксперимент по рассказу Л.Толстого «После бала».
Приложение 2Описание урокаТип урока: урок обобщения изученного материала.
Цели урока:
Познавательная: Создание представления об использовании экспрессивных возможностей конструкций с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала».
Развивающая: Развитие навыков исследовательской работы над прозаическим текстом.
Воспитательная: Воспитание любви к произведениям русских писателей, к о произведениям Л.Н.Толстого..Краткое описание хода урока (до 15 предложений)
Часто учителя русского языка и литературы сталкиваются с отсутствием интереса к литературе, чтению. Интегрированный урок позволяет мотивировать учащихся на чтение (изучение) книг. Отвечает на вопрос: зачем нужно читать прозу Толстого и чему она нас может научить?
На первом этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Следующим этапом на уроке является чтение и анализ рассказа «После бала». Учитель использует приём лингвистического эксперимента. Учащиеся наблюдают, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; узнают некоторые особенности взглядов Л.Толстого, погрузившись в его язык.
Данный прием позволяет настроить учащихся на эмоциональный отклик, глубокое восприятие текста и интерес к художественного произведения. На этапе чтения и анализа эпизодов учитель выполняет роль модератора.
На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно делают вывод об использовании экспрессивных возможностей конструкций с однородными членами в языке художественных произведений.
Предметные знания, умения, навыки и качества.
Знание однородных членов предложения.
Знание содержание рассказа «После бала».
Умение анализировать художественное произведение, используя сведения по русскому языку.
Навык осознанного, творческого чтения художественных произведений разных жанров.