Обстоятельство, выраженное существительным в Творительном падеже

Тема урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном падеже. Цель урокa: Совершенствовать навыки учащихся в употреблении обстоятельств, выраженных существительными в Т.п. Задачи формирования умений и знаний об обстоятельстве-существительном, воспитывать творчески мыслящую, инициативную личность, формировать интерес к познанию, к предмету, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию. Тип урока: комбинированный  Формы организации учебной деятельности на уроке: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы обучения: опрос, практическая и самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный. Ход урока I.Организационный момент Психологический настрой. Ну, теперь проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят Каждый хочет получать. Только лишь оценку «пять» Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у нас все получиться. ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. II. Опрос домашнего задания Упр.8 стр. 185 Блиц опрос  1. Назовите главные члены предложения 2. Что такое подлежащее и сказуемое? 3. Назовите второстепенные члены предложения 4. Что такое дополнение?  5. Что такое обстоятельство? 6. На какие вопросы отвечают обстоятельство-существительное в дательном падеже? 7. Что обозначает предлог к в дательном падеже? III. Объяснение новой темы. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим тему об обстоятельстве-существительном. Лексическая тема нашего урока «Родина моя». Какие слова ассоциируются у вас со словом «Родина»? (Ученики подбирают слова-ассоциации). Ребята, наша Родина – Казахстан, страна, в которой мы живём, учимся, работаем. Каждому человеку нашей республики дорогого место, где он родился и провёл своё детство, где играл с ребятами, где он получил образование. Народ давно отметил любовь человека к родине в своих пословицах и поговорках, таких, например: Человек без родины – соловей из песни. Всякому мила своя страна. В своём доме и стены помогают. Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной строгой, но справедливой. Наша страна всегда стремиться к миру со всеми государствами. Сохраняя мир на земле, казахстанцы стремятся, чтобы их Родина была богаче, сильнее. А вы школьники, должны помогать, своей стране хорошей учёбой. Это большой и важный труд. Развитие речи. Текст «Родина земля» Слайд (потрет Ч. Валиханова) 1.Чтение текста. 2.Словарно-лексическая работа Влага-сырость, вода которая содержится в чем либо Фонтан – струя воды, выбрасываемая вверх из труб. Яхта – большая лодка с парусом. Учитель: Ребята, прежде чем говорить об обстоятельстве, выраженном именем существительным, вспомним с вами, какие окончания имеют существительные в Т,п Окончания существительных в Т.П 1склонение 2склонение 3склонение -ой,-ей -ом,-ем -ю Мама-мамой папа-папой Ученик-учеником Мать-матерью Школа-школой поле-полем тетрадь-тетрадью -Ребята,обратите внимание на таблицу.Обстоятельства-существительные в Т.п. отвечают на вопросы за чем? Под чем? Над чем? Перед чем? Где? Обстоятельства-существительные в Т.п. употребляются с предлогами за, под, над, перед. 4.Разноуровневые задания I уровень.Разберите по членам предложения Великие моря лежат глубоко под землёй. Над морями трепещут белые паруса. Запишите и запомните схемы словосочетаний. Лежат под землёй. Трепещут над морями. II уровень. Поставьте слова,данные в скобках,в творительном падеже. Физминутка под музыку. Подлежащее-головой покачать Сказуемое-шевелить руками Дополнение-талией вращать Обстоятельство-похлопать. III.уровень.Написать письмо, в тексте должно быть обстоятельство в Т.п.  Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь мы посмотрим, кто из вас хороший переводчик. Упр.10 (Устно) V.Рефлексия Учитель: Ребята, давайте подытожим изученный сегодня материал. Обстоятельство – это Обстоятельство – существительное в Т.п. имеют окончания Обстоятельство – существительное в Т.п. употребляется с предлогами   Обстоятельство – существительное в Т.п. отвечают на вопросы А сейчас мы поднимемся по игре-лесенке «Кто быстрее?» Нам нужно составить словосочетания, употребив предлоги «за», «под», «над», «перед». Поставьте вопросы к существительным. Какими членами предложения являются существительные, входящие в эти словосочетания?  VI.Домашняя работа. Упр.3,4. Пересказ текста « Родная земля». Выучить правила. VII. Оценки за урок.
Тема урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном падеже.
 
Цель урока:
Научить учащихся разбирать предложения.
Выделять второстепенные члены предложения.
Прививать умения и навыки работы с текстом.
Составлять предложения с второстепенными членами предложения.
Развивать устную и письменную речь.
Развивать мышление и внимание.
Раскрывать словарные богатства языка.
 
Воспитательная цель:
Воспитывать творчески мыслящую, инициативную личность, формировать интерес к познанию, к предмету, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.
 
Тип урока: комбированный.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
 
Формы обучения: опрос, практическая и самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.
 
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный.
 
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну, теперь проверь, дружок.
Ты готов начать урок ?
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка ?
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать.
Только лишь оценку «пять»
II. Психологический настрой.
Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у нас все получится.
ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.
III. Синтаксический разбор предложения.
С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ.
Простое, повествовательное, распространенное, полное.
IV. Назвать тему и цель урока.
V. Объяснение новой темы.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Почему?
Например: В лесу раздавался топор дровосека.
Существительное в Творительном падеже с предлогами над, под в предложений выполняет роль обстоятельства, обозначаещего место
Например: Дом построили (где?) над рекой.
         Три девицы (где?) под окном пряли поздно вечерком. 
РАБОТА В ПАРАХ.
1. Какие виды обстоятельств вы изучили?
2. В каких падежах?
3. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
4. какие главные члены предложения?
VI. Развитие речи текст «Родная земля»
1. Чтение текста.
2. Пересказ текста.
3. Слайды.
4. Шокан Уалиханов мечтал, творения лежат, раскрыты тайны, рвутся фонтаны, вы встретите, мы гордимся, трепещут паруса.
VII. Физминутка под музыку.
Подлежащее – головой покачать
Сказуемое – шевелить руками
Дополнение – талией вращать
Определение – потопать
Обстоятельство – похлопать
VIII. Словарно-лексическая работа
1 ряд. Влага- сырость, вода которая содержится в чем либо
2 ряд. Фонтан- струя воды, выбрасываемая вверх из труб.
3 ряд. Яхта- большая лодка с парусом.
IХ. Вставьте вместо точек пропущенные предлоги. Мечтал о просвещении, лежат на полках, лежат под землей, трепещут над морями, стартуют с полей, показывают на выставках.
Х. Слайды с рисунками. Составить предложения.
ХI. Устно отгадать загадки. Подчеркнуть и назвать обстоятельство.
Над реками, над селами
Над пиками лесов, катится веселое
По небу колесо. (солнце)
Под соснами,
Под елками.
Бежит мешок
С иголками. (еж)
ХII. Упражнение 4 письменно. Вставить предлоги.
        1. Работа по карточкам.
ХIII. Сопоставительная грамматика.
        1. МектептіS алдында аCаштар ™сіп тaр.
         Перед школой растут деревья.
        2. БіздіS ауыл ™зенніS арCы жаCында.
        Наша деревня находится по ту сторону речки.
        3. МектептіS жанында спорт аланы.
        Возле школы находится спортивная площадка.
        4. ^йдіS сыртында бір топ бала ойнап ж_р.
         За домом играют много детей.
ХIV. Кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
1. Главный член предложения
2. Из чего состоит алфавит
 3. Главный член предложения
4. В повествовательном предложении на конце ставится
5. Второстепенный член предложения
6. Какая наука изучает часть речи
7. Слова с противоположным лексическим значением
8. Изменение по падежам
9. Второстепенный член предложения
10. Значимая часть слова
11. Служебная часть речи
12.Часть речи, которая указывает, но не называет его
13. У глагола определяем совершенный, несовершенный.
14. Разговор двух лиц
 
ХV. Биопоэма
         1. Имя
         2. Какое
         3. Достижение
         4. Чего бояться
         5. Работает
         6. Проживает
         7. Отчество
Итог урока: Что изучили на уроке?
Домашнее задание. Стр. 173 упр. 11
Стр. 173-174 упр. 12 
Оценки (комментировать)

6 класс Русская речь
Тема урока: Обстоятельство - существительное в творительном падеже
Цели урока: научить учащихся находить обстоятельства, выраженные сущ. в творительном падеже. 2. продолжить работу над развитием умений определять падежные формы существительных; производить разбор по членам предложения. 3. воспитание любознательности и аккуратности. Тип урока: комбинированный.
Ожидаемые результаты: уч-ся могут различать члены предложения - дополнение и обстоятельство, выраженные сущ. в творительном падеже.
Ресурсы урока: слайды с заданиями, учебник, картинки.
Ход урока:
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг момент.
Психологический
настрой на урок



Опрос д/з:
Этап вызова
«Мозговой штурм»
слайд № 1





Игра "Разминка"









Изучение новой темы:





Слайд №3
Слайд № 4

Слайд № 5 с картинками



Слайд № 6

Этап осмысления
Групповая работа
Физ. Минутка
Слайд №7 Игра "А ну-ка переводчики!"
Слайд №8 Игра "Найди лишнее слово с предлогами"



Слайд № 9
Групповая работа
Этап рефлексия

Д/з:
Оценивание
Приветствие учителя с уч-ся
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Делит на микрогруппы.
Упр.8, стр. 185 устно. Выучить правило.
1.Обстоятельство- это...
2.Обстоятельство отвечает на вопросы...
3.Обстоятельство, выраженное существительным в дательном падеже отвечает на вопросы...
4.Существительные женского рода в Д. падеже имеет окончание...
5.Существительные мужского и среднего рода имеют окончание...
1. Какое сегодня число? 2. Назовите весенние месяцы
3. Сколько дней в марте? 4. Какой скоро праздник?
5. Главные члены предложения - это... 6. На улице как?
7. Любимый школьный предмет? 8. Сколько тебе лет?
9. Боишься темноты? 10. Кто сильнее девочка или мальчик?
11. Кем хочешь стать? 12. Нелюбимый предмет?
13. Любимый вид спорта?
Какой падеж отсутствует среди этих падежей? Что вы знаете о ТВ. П. сущ.?
Слово учителя. /слайд №2/ Творительный падеж
Различайте члены предложения:
Существительное в Т. п
Где? Куда? – обстоятельство
Лампа висит (где?) над столом.
Кем? чем?– дополнение
Я иду ( с чем?) с книгой.

Вопросы: (доволен) кем? чем? где? куда?
предлоги: под, над, за, перед, между, с.
окончания: 1 скл: - ой(-ою), -ей(-ею) 2 скл: - ом, - ем.
3 скл: - ю
с картинками (составление предложения)
Лисица спит (где?) под кустом. Медведь стоит (где?) перед деревом. Заяц спрятался (где?) за деревом. Кошка спряталась (где?) под креслом. Девочка нашла мяч (где?) под столом.
- Существительные в творительном падеже с предлогами НАД, ПОД в предложении выполняет роль ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, обозначающего место: Дом построили (где?) над рекой.
Упр.2,5,9 стр. 187, 188 устно.
Упр.4 стр. 188 письменно
Упр.10 стр.173 письменно/
над городом, над солнцем, у леса
на парте, за школой, под речкой
под землёй, у речки, над селом
над парком, перед стадионом, около дома
над деревом, на дереве, под деревом
за шкафом, с окна, под дубом
Поставьте вопросы к словам и определите их род и падеж
над городом, над солнцем за школой, под речкой
под землёй, над селом над парком, перед стадионом
над деревом, под деревом за шкафом, под дубом
- А какой падеж был сегодня главным на уроке? Что вы о нём запомнили?
Упр.11, стр. 174
Оценивается работа детей на уроке.

Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Делятся на группы.




Рассказывают правило.
Отвечают на вопросы







Отвечают каждый ученик.






- Творительный падеж.
Рассказывают, что они знают о творительном падеже.
Записывают в тетради дату и тему урока.
Внимательно слушают учителя.





Работают по картинкам.






1гр: упр.2. 2гр: упр.5.
3гр: упр. 9
Выполняют загадку.
Переводят на русский язык
Находят лишние слова в каждом ряду.




Определяют падеж и род сущ.
Рефлексия по вопросам.

Записывают в дневники.
Оценивают друг друга


15