Конспект урока на тему:Подлежащее,выраженное существительным и местоимением
Конспект урока русского языка для 6 класса
Тема урока: «Подлежащее,выраженное существительным и местоимением»
Цели и задачи урока:
1. Образовательный аспект:
- обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах;
- выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;
- определять способы выражения подлежащего;
- правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
- формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
3. Воспитательный аспект:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развивать культуру речи;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» (, дидактический раздаточный материал).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Элементы технологий, используемые на уроке: проблемное обучение.
Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием.
Методы обучения: эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
Организационный момент.
Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Этап мотивации.
Только идущий одолеет путь.
(Китайская пословица)
Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эту китайскую пословицу?
Я также желаю вам успешно одолеть путь длиною в урок.
Запишите дату в тетради.
Слушают. Отвечают.
Оформление тетрадей: запись даты.
Актуализация знаний.
Заполните пропуски в предложениях
Подлежащее – это ________________ , который обозначает _______________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
(задание№1 в рабочей карте урока)
Мы знаем, что подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Чаще всего выражается существительным или местоимением.
- Запишите предложение, выделите его грамматическую основу и укажите, чем выражено подлежащее. Сделайте вывод.
Завтра (нар.) обязательно наступит.
В роли подлежащего выступает наречие, а не существительное или личное местоимение, как мы привыкли.
Сообщение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
- Какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями?
Итак, ребята, кто-то из вас уже определил тему урока?
Запишите тему урока в тетрадь.
- Исходя из сказанного, сформулируйте цель урока и проблемный вопрос.
Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее.
Подлежащее и способы его выражения.
Создание условий для решения проблемной ситуации.
Проведём наблюдения (см. задание №3 в рабочей карте урока)
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания.
1.Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Кто-то позвонил. 3. В гостиной взрослые смотрели телевизор.4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот разлетелось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.
Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в схему.
Способы способы
выражения
подлежащего
Проверим свои выводы по учебнику. Откройте § 17 (стр. 46-47) и прочитайте правило. Заполните таблицу. Задание №2.
Возьмите на заметку!
Необходимо уметь разграничивать подлежащее, которое выражено инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.
Сравните: Учиться интересно. – Интересно учиться (сказуемое).
Физминутка.
Река (сущ.), кто-то (мест),взрослые(прил),присутствующие (прич),восемь (числит),завтра (нареч),ау (межд),золотое сердце (фраз),дед с бабушкой (словосоч),стрелять (н.ф),
Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием.
Читают, запоминают.
Первичное закрепление знаний.
Работа с текстом (см. приложение 1).
Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной,заметно поредел. Это его роскошный наряд упал на землю.Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавнийбархат и шёлк в жалкие лохмотья. Подсушат ветер и солнцеопавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом,будто маленькие гномики снуют по земле, разыскиваясокровища. Это и есть тот единственный звук, которыйнарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Нострашен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья,раскачивая голыми вершинами, низко пригибаясь к земле,будто пытаются спасти обнаженные ветки от холода. Осенью ты долго можешь бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы.
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
Доказать, что это текст :
Тема текста : Основная мысль текста :
Стиль текста (доказать мнение) :
Тип текста (доказать мнение) :
- Выпишите грамматические основы и укажите, чем выражены подлежащие.
-Какой вывод вы можете сделать?
Выполнение упражнения 94.
- Выпишите грамматические основы, подчеркните подлежащее.
Сравните предложения.
Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого: какую особенность при согласовании подлежащего и сказуемого вы заметили?.
Сущ.,
Сущ.
Сущ.
Сущ.
Сущ.
Сущ., с.сл.(опред.мест)
Сущ.
Мест.
Сущ.
Мест.
Осенний лес.
Предложения связаны по смыслу играмматически.
«Голый» осенний лес
Осенью лес угасает, теряя яркиелетние краски, и пустеет.
Художественный, т.к.много картин осеннего леса, много средстввыразительности
Описание, т.к. в этом текстеизображается, описывается лес осенью; текст отвечает навопрос, какой лес осенью?
Подлежащее чаще выражается существительным и местоимением.
Работают учащиеся с низкой мотивацией обучения.
Работают учащиеся с высокой мотивацией
1. Мать с дочерью уехали – мать уехала.
2. Георгий с сыном были – Георгий был.
3. Коля с товарищем шли – Коля шёл.
(если сказуемое в единственном числе, то в составе подлежащего одно слово, если во множественном числе, то подлежащее выражено синтаксически неразложимым словосочетанием.)
Контроль
Выполнение разноуровневых заданий по карточкам с ключами
Выполнение задания №4 в рабочей карте урока.
Итог урока
- Что такое подлежащее?
- Какая часть речи может занять место подлежащего?
Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием.
Рефлексия
- Что на уроке было самым трудным, неинтересным?
Интересным?
- Какие чувства испытываете: удовлетворения,
уныния, радости?
- Продолжите фразу: «Я научился»
Домашнее задание
выучить правило.
Выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, создать презентацию (индивидуально)
Отметки
Рабочая карта урока
учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________
Тема урока: Подлежащее и способы выражения
Повторение. Заполните пропуски в предложениях.
Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________
___________________________________________________________________________________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
Рабочая карта урока
учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________
Тема урока: Подлежащее и способы выражения
Повторение. Заполните пропуски в предложениях.
Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________
___________________________________________________________________________________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
Рабочая карта урока
учащегося (учащейся) 6 «А» класса __________________________
Тема урока: Подлежащее и способы выражения
Повторение. Заполните пропуски в предложениях.
Подлежащее – это __________________________ , который обозначает _____________________
___________________________________________________________________________________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________. Подлежащее выражается __________________.
3.Упражнение для индивидуальной работы. ФИО ученика_________________
Воды светлые катила в яркой зелени река. 2. Это уникальная коллекция минералов. Кто-то позвонил. 3. Во время детского чая большие сидели на балконе. 4. Присутствующие говорили о разном. 5. Восемь делится на четыре. 6. Наше завтра еще не наступило. 7. Вот раздалось ау вдалеке. 8. У этого старика было золотое сердце. 9. Дед с бабушкой шли впереди. 10. В камни стрелять – стрелы терять. 11. Брестская крепость встречала своих героев.
4.Разноуровневые задания .
1 уровень (3)
Перечитать правило на с. 72-73. С помощью опорной таблицы определить, чем выражено подлежащее.
1.Дедушка научил меня рыбачить.
2.Никто не хотел уходить с дискотеки.
3.Музыка неслась по окрестности.
4.Люди стояли на перроне.
5.Мальчики играли в хоккей.
6.Он уже получил первый разряд.
2 уровень (4)
Подчеркнуть подлежащее. С помощью опорной таблицы определить, чем оно выражено.
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Мы смогли покататься на лодке.
5. Эта песня нравится всем.
Ключ
1.Гости приехали утром.(сущ.)
2.Он был в музее.(мест).
3.Старшие помогали младшим.(прилаг.)
4. Желающие могли покататься на лодке.(прич.)
5. Два да два – четыре.(числит.)
6. Курить- здоровью вредить.(н.ф.гл)
7. Завтра не наступит никогда.(нареч.)
8. « Га-га-га» слышалось на лугу.(междом.)
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой
(недел.словосоч.)
3 уровень ( 5)
Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом в роли второстепенного члена предложения.
Дом , ожидающие, смелый.Ключ
Сравните с образцом, исправьте ошибки.
Дом стоял на высоком месте. Мне нравится наш новый дом (дополн.).
Ожидающие толпились на платформе. Пассажиры, ожидающие(определение в причастном обороте) поезд, вышли на перрон.
Смелый к победе стремится. Он совершил смелый (попределение) поступок.
15