«Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по предмету « Музыка»


ГБОУ Высшего Профессионально Образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект:
«Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по предмету « Музыка»
Ефимовой Татьяны Ивановны, учителя музыки МОУ «Серебряно-Прудская СОШ им. маршала В.И. Чуйкова»
п. Серебряные Пруды, Московской области,
слушателя курсов повышения квалификации 2012 г.
« Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных действий»
Вариативный кафедральный модуль 72 часа
Руководитель курсов - Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор
Москва 2012

Москва 2012
Содержание
Актуальность проекта……………………………………… 3
Цель и задачи проекта ………………………………………4
Пояснительная записка…………………………………… 5
Календарно-тематическое планирование……………… 10
Выводы ..….……………………………………………… 11
Литература……………………………………………….… 12
Актуальность проекта
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-х годах прошлого века перемены в социально-политическом развитии страны оказали негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Неслучайно, в 2008 и 2009 гг. в послании Президента России Федеральному собранию было подчёркнуто: «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у неё есть общая система нравственных ориентиров». В этих условиях, современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России. С этой целью, на основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения. Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии – воспитания нового гражданина России.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и направлены на формирование ценностных ориентаций личности. УУД выступают обязательной основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения творческих задач, начальные умения самообразования.
Цель и задача проекта:
Цель проекта – реализация ФГОС (второго поколения), с системой национальных ценностей и ключевых требований, на примере проектирования рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс Е. Критской, Г. Сергеевой, и Т. Шмагиной .
Задача проекта – создание и реализация в практической деятельности учителя рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс Е. Критской, Г. Сергеевой, и Т. Шмагиной с системой развития УУД.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» 2 класс общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Общая характеристика предмета «Музыка».
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.
Цели и задачи предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, формирования опыта музицирования, хорового исполнительства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Предмет «Музыка» во 2 классе изучается в объёме 34 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сфор- мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: ^
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор- ческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто- национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты изучения предмета.
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения. разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Технологии преподавания предмета «Музыка»
технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;
технологии формирования певческой культуры учащихся;
технологии детского музицирования;
технологии развития ассоциативно-образного мышления учащихся;
технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
технологии здоровьесбережения учащихся;
арттерапевтические технологии;
информационные технологии;
ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов;
технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников.
Посещение кружка «Веселые нотки», на котором происходит дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (пение, музыкально-пластическое движение, импровизация, моделирование.Использования ИКТ и ЭОР.
Фонотека;
видеотека;
презентации;
обучающие видеопрограммы;
интерактивные образовательные программы;
конструкторы;
интернет, ноутбук.
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение предмета.
Музыкальный центр,
DVD-проигрыватель,
фортепиано,
синтезатор,
телевизор.
Методическое обеспечение предмета «Музыка».
УМК «Музыка» 2 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.,
программа «Музыка» авторы те же,
методические пособия (рекомендации к проведению уроков),
методические журналы по искусству,
сборники песен и хоров,
книги о музыке и музыкантах,
научно-популярная литература по искусству;
таблицы, схемы;
портреты композиторов.
Выводы:
Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» 2класс ( авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).
В проекте нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Использование данного проекта в работе учителей музыки во 2 классе начальной школы позволит достичь основной задачи в реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня обучающихся посредством воспитания музыкой.
Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.
Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. : Просвещение, 2009.
3. Подготовка образовательных учреждения введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Методические рекомендации МБОУ « Учебно-методический центр» Кашира, 2012.
4.Музыка: учебник для учащихся 2 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
5. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
6. Рабочая тетрадь по музыке 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.
7. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы, предметная линия Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
8. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2009.