Урок окр мира Лекарственные травы рост обл. 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Лекарственные растения»
3 класс.
Пояснительная записка.
Учитель. Семынина Ольга Николаевна.
Предмет. Окружающий мир 3 класс (УМК «Школа XXI века»)
Тема урока «Растения прекрасные и опасные»
Раздел «Растительный мир Земли»
Цель: познакомить с лекарственными растениями Ростовской области.
Задачи:
образовательные: расширить кругозор обучающихся, формировать навык изготовления стенгазеты и работы в группе, умение работать со справочной литературой, систематизировать данные
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края;
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 27, г. Шахты, Ростовской области.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point.
Тип урока: изучение нового.
Средства обучения: презентация, сборники лекарственных растений, раздаточный материал для изготовления стенгазеты, лекарственные растения, аптечные сборы, медиапроектор, экран, ноутбук.
Ход урока.
I. Организационный момент(1 слайд).
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико растёт земляника,
Не рвите!
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте растущие дико!
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Ольга Николаевна. Урок окружающего мира сегодня проведу я.
II. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей работы
в группах.
- Не правда ли красивые стихи я только что прочитала?
- О чём они? (высказывания детей)
Верно. О растениях. Перечислите их (дети перечисляют: купальница, ландыш, лесная гвоздика).
- Как можно назвать все перечисленные растения? (лекарственные растения)
-Кто догадался: какая тема урока сегодня? Правильно - лекарственные растения Ростовской области. (слайд 2)
- Чтобы разобраться в их разнообразии я созвала редакционную коллегию, т. е. вас. Что это такое и для чего, вы сейчас поймёте.
- Редакционная коллегия – это группа творческих людей, состоящих из редакторов, фоторепортёров и корреспондентов, которые создают газеты и журналы, одним словом журналисты (показ газет и журналов). И мы с вами к концу урока выпустим свою стенгазету, напишем для неё несколько статей и сделаем к ним иллюстрации. Её вы сможете повесить в классе.
- Разберёмся, что входит в их обязанности: (слайд 3)
корреспондент - автор материала, который печатается в журнале.
редактор – лицо, которое редактирует, т.е. исправляет различного рода ошибки корреспондентов, отбирает лучшие фотографии для статей;
фоторепортёр – фотограф, занимающийся фоторепортажем, т. е. фотографированием окружающего мира - мира людей, мира животных, мира растений.- Для этой работы вы разделились на группы – отделы, для создания статьи об одном лекарственном растении. В каждом отделе свой корреспондент, фоторепортёр, редактор, который будет направлять и руководить работой отдела. Я, с вашего разрешения, буду главным редактором, и руководить работой всех отделов.
- Сейчас вы выберете работу, за которую будете отвечать, и выполнять её. Советую тому, кто умеет хорошо рисовать стать фотокорреспондентом, кто быстро и красиво пишет стать редактором, а кто быстро читает, корреспондентом, после чего прикрепите на грудь таблички, чтобы я знала, кто за что отвечает.
III. Введение в новую тему
- На прошлом уроке вы узнали, что было бы, если бы не было растений, пришли к выводу, что растения – наши друзья. А могут ли наши друзья – растения быть опасными для нас, причинить нам вред? (ответы) Почему?
IV. Объяснение нового.
-Вспомните русскую народную сказку «Маша и медведь» (дети рассказывают начало сказки, как Маша пошла в лес и заблудилась и конец Маша благополучно вернулась домой).
- Я вам предлагаю свою трактовку этой сказки.
- Это может случиться и в реальной жизни. Она бродила целый день по лесу, но не растерялась и к вечеру нашла дорогу домой. Она не нашла ни одного грибочка, но зато набрала полную корзину каких-то ягод и цветочков, наверное, для бабушки. Принесла корзиночку и показала бабушке, но бабушка не очень обрадовалась её подарку. Интересно, почему? Давайте заглянем в её корзиночку. Сколько здесь красивых букетиков, веточек! Так почему же она огорчилась? Как вы думаете? (наверное, среди них есть опасные, ядовитые)
- Как понять какие из них могут помочь, а какие, наоборот, причинить вред? Где взять информацию об этом? (в специальной книге – энциклопедии лекарственных растений)
- Прежде, чем к ней обратиться, узнаем, как называются растения, которые оказались у Маши в корзине. Посмотрите на экран и найдите среди этих растений, Машины.(слайд 4,5)
- Теперь вы знаете, где найти сведения о растениях. - Откройте содержание энциклопедии и найдите нужные статьи. Это делает каждый член редколлегии. Выделите карандашиком главные сведения (слайд 6): внешний вид и строение;
значение, т. е. лекарственное или ядовитое;
фитолечение (способ применения).
(учитель раздаёт названия растений, написанные на карточках)
На книгах можно продублировать название растения. Кто, какую книгу берёт, о том растении и читает.
1-я группа – ноготки, пижма, тысячелистник, ландыш.
2-я группа – ромашка, мята, подорожник, снежноягодник.
3-я группа – рогоз, земляника, молочай, волчье лыко.
4-я группа – чистотел, чабрец, зверобой, калина.
- А теперь ответьте, все ли растения безопасны? Может напрасно волновалась бабушка? Встаньте ребята, кому попались сообщения о ядовитых растениях. Поочередно, начиная с первого отдела, назовите их и покажите на картинках, либо среди тех, что лежат в корзине. Какие части растений опасны? Можно ли их употреблять как добавление к чаю?
- Все остальные безопасны? (да)
- Но если их употреблять без меры, неправильно, то они также могут причинить… вред здоровью. Хоть это и лекарственные растения, но главное слово здесь ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, а кто назначает лекарства? Правильно - врач. Прежде, чем начать лечения травами, обратитесь к врачу.
- Что делать, если зимой врач назначил вам лечение травами, а вы летом их не заготовили? (купить в аптеке).
- Я заранее зашла в аптеку и купила травы, которые мне назначил врач для профилактики простудных заболеваний. Хочу вам их продемонстрировать.
-Учитель показывает аптечные упаковки. Говорит, как они могут быть расфасованы (в виде чайных пакетиков или в виде веточек), обращает внимание на информацию на упаковке, даёт детям её почитать, раскрывает упаковку и показывает лекарственное растение. Обращает внимание, на то, как хранить сборы собранные самостоятельно и купленные в аптеке.
- О правилах сбора ЛР вы узнаете на следующих уроках.
V. Физ.минутка.
За малиной в лес пойдем,в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем.Солнышко высоко,А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка.
VI. Практическая работа.
- Подошло время написать статьи для стенгазеты, используя полученные знания и специальные заготовки, которые я для вас приготовила. Статьи оформляйте по предложенному ранее плану, он отражён на этих заготовках: название, строение, значение, фитолечение, рисунок.
1-ый отдел и 2-ой отдел – напишите, пожалуйста, о полезных растениях.
3-ий отдел и 4-ый отдел – о ядовитых.
- Писать будут корреспонденты, редакторы могут диктовать текст. Художники рисуют растение на отдельных листочках, а затем вклеивают в специально отведённый квадратик.
Совет: названия растений и текст статьи можно написать фломастерами или цветными ручками.
Дети работают под приятную музыку.
- Ребята, все закончили работу. Давайте прочитаем, что получилось. (редакторы читают тексты)
- Все отделы справились с работой, и их статьи займут место в стенгазете. Художники, приклейте, пожалуйста, тексты на лист ватмана. А в это время мы повторим, услышанное на уроке.
- Растения бывают прекрасные и опасные, т.е. лекарственные и ядовитые. Угадайте по внешнему виду растение (слайд 7,8)
- Художники справились с заданием, посмотрите, что получилось. А закончить оформление стенгазеты вы можете на уроке рисования или труда, добавив больше красок и фантазии.
VII. Итог.
Что запомнили?
-Все растения, о которых мы говорили, растут на территории нашей области. Выезжая на отдых за город, нужно быть осторожными: не брать в рот незнакомые растения и тем более грибы. Не заниматься самолечением травами без консультации с врачом. Узнать о ЛР можно из сборников, энциклопедий, а также из интернета. Я вам записала название сайта, на котором вы получите такую информацию.
- Спасибо за урок! До свидания.
редактор
редактор
редактор
редактор
ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК
ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК
ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК
ФОТОРЕПОРТЁР, ХУДОЖНИК
корреспондент INCLUDEPICTURE "http://thumb10.shutterstock.com/thumb_small/110884/110884,1296730187,2/stock-vector-journal-page-with-design-layout-vector-illustration-on-gray-background-eps-70376932.jpg" \* MERGEFORMATINET
корреспондент INCLUDEPICTURE "http://thumb10.shutterstock.com/thumb_small/110884/110884,1296730187,2/stock-vector-journal-page-with-design-layout-vector-illustration-on-gray-background-eps-70376932.jpg" \* MERGEFORMATINET
корреспондент INCLUDEPICTURE "http://thumb10.shutterstock.com/thumb_small/110884/110884,1296730187,2/stock-vector-journal-page-with-design-layout-vector-illustration-on-gray-background-eps-70376932.jpg" \* MERGEFORMATINET
корреспондент
ноготки пижма тысячелистник
ландыш ромашка мята подорожник рогоз калина
снежноягодник земляника молочай волчье лыко чистотел чабрец зверобой калина
(НАЗВАНИЕ)
Строение и внешний вид __________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Значение: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Фитолечение: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________