Памятка. Как работать над ошибками.



ПАМЯТКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.




И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащихся обусловлена многими причинами.
Во-первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести ранее изученный материал.
Во-вторых, при возвращении к ранее изученному материалу, создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления старых.
В-третьих, повторение дает возможность учителю скоординировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. В наше время ученику надо много знать и многое помнить.
С каждым годом обучения учащиеся получают новую дополнительную информацию, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике, и к тому же за меньшее, чем прежде, время. Бывает, что иногда учащиеся забывают материал, который изучался совсем недавно. Это, конечно же, сказывается на успеваемости детей.
Памятка выполнения работы над ошибками по русскому языку поможет научиться называть орфограмму, напомнит правила, но и покажет, как надо отработать данное правило по образцу. При ежедневном выполнении работы над ошибками, как в классной работе, так и в домашней, повысит орфографическую зоркость и грамотность ребенка.

ПАМЯТКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Повторение – мать учения!
Русская пословица.
Прочитай слово. Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.
Выпиши слово, выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Следуй по памятке.

№ П/П
НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ
ПРАВИЛО
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
работы над ошибкам

1
Правописание безударных гласных в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная была под ударением.
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Весна- вёсны, сосна – сосны, поля – поле.

2
Правописание глухих и звонких согласных в корне и на конце слова.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после звонкой или глухой согласной стояла гласная буква или Л, Р, Н, М.
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Зуб – зубы, ложка- ложечка, книжка – книжечка, мороз – морозы.

3
Правописание ЧК, ЧН, РЩ, РН, НЩ, НН.
Помни: эти сочетания пишутся без мягкого знака!
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Тучка, речка, сварщик, ночник.

4
Правописание приставок.

Выдели корень слова, найди приставку. Вспомни: есть ли такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-, ПО-, ЗА-, НА-, ПОД-, ПРО- (ПРА- только в словах прадедушка, прабабушка), ИЗ-, С-, НАД-, РАС-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-, ОТО-, ОТ-.
Выпиши это слово, выдели корень, приставку.
Подбери 2 слова с такой приставкой и запиши их.

·
·
·
Дописать, переход, рассказ.


5
Правописание суффиксов.
Выдели корень слова, найди суффикс. Вспомни: есть ли такой суффикс или такого суффикса нет. Подбери 2 слова с таким суффиксом и запиши их.
Есть суффиксы:
- у существительных: - ОЧК-, -ЕЧК-, -ИК-,- ЕК-, -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -ОНК-, -ОНОК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -ИСТ-, -К- и др.
- у прилагательных: -Н-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЕНН-, -ОНН-,-ЛИВ-, -ЧИВ-,-ЕНЬК- и др.
- у глаголов: -И-, -Е-, -НУ-, -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-, и др.
Выпиши это слово, выдели корень, суффикс.
Подбери 2 слова с таким же суффиксом и запиши их.

·
·
·
Учитель, подушечка, маленький

6
Правописание предлогов и приставок.

Приставка пишется слитно, т.к. между корнем и приставкой нельзя поставить другое слово, а между словом и предлогом другое слово поставить можно.
Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово, если это приставка, то выдели ее.

Под горой – под высокой горой,
·
·
Зайти за товарищем – зайти за своим товарищем.

7
Правописание сложных слов.

Сложными словами названы потому, что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е или без них.
Выпиши это слово и выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Самовар, кашевар, стопкран.

8
Правописание И или Ы после Ц.

Помни, что во всех словах в корне слов и оканчивающихся на - ЦИЯ после Ц пишется И, кроме слов-исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыпленок. В окончаниях существительных и прилагательных, в словах и фамилиях на –ЦЫН (кроме Ельцин, Вицин) после Ц пишется Ы.
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Цирк, цифра, милиция.


Курицы, синицы, огурцы.

9
Правописание непроизносимых согласных.

Надо слово изменить или подобрать родственное, чтобы за проверяемым согласным был гласный или Л. М, Н, Р, Й.
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Радостный – радость, грустный – грусть, солнце – солнышко, чудесный – чудеса.

10
Правописание двойных согласных.

Две одинаковых буквы пишутся, если:
- одна от корня, другая от приставки;
- одна от корня, другая от суффикса;
- в сложносокращенных словах;
- словарное слово.
Выпиши это слово, разбери по составу.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.

·
·
·
·
Рассказ, осенний, класс,

11
Правописание Ъ и Ь.

Ъ пишется после приставки перед гласными Е, Ю, Я, Ё.
Ь пишется:
- в корне перед гласными Е, Ю, Я, Ё.
- в середине слова между двумя мягкими согласными;
- на конце слова для смягчения согласных;
- в середине слова между согласными, если первый - мягкий, второй – твердый.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Въезд, объявление, подъезд.



Вьюга, соловьи, коньки, соль.

12
Правописание Ь после шипящих на конце слов.

Ь пишется:
- у сущ. ж.р. 3 скл.
- глаголов в неопределенной форме;
- в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.;
- в наречиях и частицах.
Ь не пишется:
- у сущ. м.р., 2 скл.
- у сущ. во мн. ч., в Р.п.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Ночь, речь, мышь – сущ., ж.р.
Писать, учить – гл., неопр.ф.
Учишь, спишь – 2 л., ед.ч.


Мяч, плащ, борщ – сущ., м.р.
много задач, дач – мн.ч.

13
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Надо запомнить написание данных буквосочетаний!!!
Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Чаща, чулки, жираф, шишка, щавель, щука.

14
Правописание безударных окончаний им.сущ.
1скл., 2 скл. 3 скл.
Рп.- ы,и я, а и
Д.п. – е ю, у и
В.п. – у, ю - , я, а -
Т.п. – ой, ей ем, ом ью
П.п. - е е и
Подбери еще одно-два слова на это же правило.
Определи падеж, выдели окончание.
О лете (П.п.), про ухо (В.п.), к мышке (Д.п.), без соли (Р.п.)

15
Замена и пропуск букв.
Чтобы правильно написать слово, прочитай его так, как оно написано несколько раз. Раздели слово на слоги и, диктуя его, запиши.
Запиши слово, диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса.
Мо-ло-ко, стра-на,

16
Начало и конец предложения.
Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
Запиши предложение еще раз, обозначая его границы.
Маша кормила кур.



Использованные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15