Разработка урока с презентацией по истории на тему Жизнь и быт людей раннего средневековья.
План-конспект
Тема: Жизнь и быт людей раннего средневековья.
Урок №: 7
Тип урока: комбинированный.
Цель: знакомство с жизнью и бытом двух основных классов общества раннего средневековья – феодалов и крестьян.
Задачи:
образовательная:
работа с понятиями «замок», «геральдика», «рыцарь», «феодальные повинности», «барщина», «оброк», «натуральное хозяйство»;
изучение условий жизни двух классов;
умение прослеживать многоступенчатые причинно-следственные связи: между двумя классами;
умение работать с пиктограммами при изучении нового материала;
отработка навыка анализа и синтеза исторического материала.
воспитательная:
знакомство с некоторыми элементами этических норм и ценностей рыцарей.
развивающая:
развитие творческого мышления при работе с пиктограммами.
Оборудование к уроку: дидактический материал, цветные карандаши, ноутбук, проектор, экран.
План урока:
№
Этап урока
Приемы и методы
Время (мин.)
1.
Организационный момент
5
2.
Проверка знаний и умений учащихся
Работа с дидактическим материалом
3
3.
Переход к изучению нового материала
Проблемная ситуация
2
4.
Изучение нового материала
Презентация, рассказ-беседа с учителем, пиктограммы
25
5.
Закрепление изученного
Презентация
5
Ход урока:
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
2.
3.
4.
5.
Приветствие, общий настрой на работу
Работа с учащимися с помощью дидактического материала (1, с.62)
Признаки феодального строя:
Карточки на доске: феодалы, зависимые крестьяне, рабы, господа, земля, труд, эксплуатация.
Сформулируем на основе данных выбранных вами карточек определение феодального строя: феодальный строй – это
Создание проблемной ситуации:
Познакомившись с жизнью феодалов и крестьян, мы должны выявить суть взаимосвязи этих двух классов, в чем состояла эксплуатация, и можно ли было без нее обойтись (слайд № 1).
Где происходило столкновение этих классов (слайд № 2)?
Начнем наше знакомство . (выбор ребят)
Замок:
Что мы можем узнать о замке (слайд № 16)?
определение
типы (слайд № 17) – рассказ учителя (2, с.10)
строение (слайд № 18-21)
геральдика (слайд № 22-27) (3, с.201-202)
Где отражался герб рыцаря?
Что находится на щите?
Что о нем можно узнать?
Совместная работа со слайдами.
Феодал:
Как взаимосвязаны феодалы между собой?
Из чего она состояла?
Что о рыцаре мы можем узнать (слайд № 3)
воспитание (слайд № 4) – рассказ учителя или доклады ребят (1, с.67-68)
вооружение (слайд № 5) – рассмотрим представленные виды оружия, на какие две группы мы их можем поделить (2, с. 15-19)?
Охота
Пир
Турнир
Война
Кодекс чести (слайд № 6-7)
Крестьянин:
Что мы можем узнать о нем (слайд № 8)
виды деятельности (слайд № 9-10)
феодальные повинности (слайд № 11-12)
права феодалов в отношении крестьян (слайд № 13-14)
натуральное хозяйство (слайд № 15)
Итог:
Мы сегодня познакомились ?
Проверим, как мы запомнили сегодняшнюю тему: слайдом № 28-29.
Работа с классом над проблемной ситуацией.
Домашнее задание – слайд № 30.
Проверка готовности к уроку.
Работая с дидактическим материалом, ребята должны выбрать только то, что характеризует феодальный строй: феодалы, зависимые крестьяне, земля, эксплуатация.
На основе выбранных карточек формулируют определение: это такой строй, основу которого составляют два класса – феодалы и зависимые крестьяне, где земля - собственность феодалов, эксплуатирующие крестьян (1, с 61).
Запись проблемы в тетрадь: (4, с.153-161).
Ответ: замок.
Ребята выбирают с чего начать изучение нового материала.
Ответы: типы, строение, что это такое, что означал.
запись в тетрадь
ответ на вопрос – для чего это делалось?
Самостоятельная работа со слайдом № 18-21 и проверка
Ответы:
на щите;
Форма, цвет, расположение, фигуры.
Совместная работа со слайдами.
Ответы:
Феодальная лестница;
Король-герцог-граф-барон-рыцарь;
Чем занимался, вооружение, как стал рыцарем, правила рыцарей.
Работа в тетрадях:
Ответ: наступательное и оборонительное.
Самостоятельная работа со слайдами № 6-7 и проверка.
Ответ:
Чем занимался, как зависел от феодала;
самостоятельная работа со слайдом № 9-10 и проверка
работа с заданием (слайд № 11-12) и его проверка, запись в тетрадях:
самостоятельная работа (слайд № 13-14) и проверка
запись определения в тетрадь
Ответы:
Как жили феодалы и крестьяне.
Выполнение задания и его проверка (слайд № 28-29)
Работа с классом над проблемной ситуацией.
Запись домашнего задания в дневник.
Список литературы:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1978. – 335с.
Жизнь и мировоззрение рыцарства: научно-исследовательская работа ученика 11 «Б» МОУ СОШ 133 Невольских Михаила, 2005. – 48с.
Книга для чтения по истории средних веков./Под редакцией А.А. Сванидзе, - М.: Просвещение, 1990. – 240с.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. М.: Владос, 1999. – 192с.
15