Современный урок в основной школе с позиции формирования универсальных учебных действий
МБОУ «Джанайская ООШ»
Современный урок
в основной школе с позиции
формирования
универсальных учебных действий
(5-6 классы)
Джуманова Светлана Насыровнаучитель математики
2016 г.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.СухомлинскийСовременное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний. Поэтому современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие УУД. При его моделировании, учителю необходимо выбрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования и развития УУД.
Каковы же требования к результатам освоения образовательных программ? Это предметные результаты и УУД.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области. Это виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),
учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи – построения индивидуальных жизненных смыслов и построения жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к уроку Урок современного типа Универсальные
учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Для формирования и развития личностных УУД предлагаются следующие приемы: участие в проектах, выбор темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, выполнение творческих заданий, заданий нравственно-этического характера.
Учащиеся 5-6 классов выполняют следующие проекты:
Сочинение на тему «Для чего мне нужна математика?», «Математика в профессии моих родителей».
Диаграммы. Изучение увлечений класса. Составление графиков обучености класса.
Симметрия. Рисунки, обладающие симметрией.
Создание рисунков по координатам.
Составление задач по темам «Проценты».
Индивидуальная проектная работа «Проценты в нашей жизни».
Была организована групповая работа «Решение задач с процентами». Предлагалось совершить виртуальные экскурсии в учреждения нашего города, где можно встретиться с задачами на проценты.
Используются задания нравственно-этического характера.
Важнейшими средствами формирования регулятивных УУД являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий школьник не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач учителя является формирование в ученике средств самоконтроля и оценки.
Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки, задания «Найди ошибки».
Пример оценочного листа.
Ф.И.О.
Вид работы Оценка (5,4,3,2)
Домашнее задание
Я решил(а) только задачи «4»
Я решил(а) задачи и подготовил(а)
дополнительный материал «5»
Я допустил ошибки «3»
Я не сделал домашнее задание «2» 2.Устный счет:
я активно работал(а) «5»
я отвечал(а), но были ошибки «4»
я редко поднимал(а) руку «3»
я не отвечал(а) «2»
3. Я решил(а) уравнения (задачи, примеры и т.п.)
правильно «5»
Я Решил(а), но допустил 1-2 ошибки «4»
Я решил(а), но допустил(а) очень много «3»
Я не смог(ла) ничего решить «2» 4.Работа в группе:
Я сам(а) все сделал(а) и правильно «5»
Я решил(а) с помощью товарищей «4»
Я сам(а) не смог(ла) решить,
мне все объяснили «3» 5. Закончите предложения:
1.Я доволен (льна)…..(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.
2.Я оцениваю свою работу на уроке на ………… (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ……………………………….
. Лист самооценки по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Умею Не умею Хочу научиться Самооценка Взаимо-оценка Оценка учителя
Сложение натуральных чисел Применение свойств сложения Вычитание натуральных чисел Правила вычитания натуральных чисел Другой важной особенностью является понимание и принятие ребенком учебной задачи «я это узнаю, пойму, решу». Как субъект деятельности ребенок сам осуществляет:
А) целеполагание (чего я хочу достичь?):
Б) планирование (как я буду это делать?):
В) оценивать результат деятельности (достиг ли цели? На каком уровне владею материалом?).
В конце урока учащиеся заполняют рефлексивный лист.
Также эффективны следующие приемы: создание проблемных ситуаций, использование текстов и заданий для открытия нового (что объединяет …, в чем различие…, что для этого нужно сделать…, определи тему урока)
Для формирования познавательных УУД на уроке используются следующие задания: «Дай определение», «Соотнеси», «Сравни», «Сделай вывод о», «Докажите, что», «Объясните, почему», «Предположите, что будет», «К чему может привести, каковы последствия» и т.п.
Использование заданий: «Составь сравнительную таблицу», «Изобрази схематически», «Составь модель», «Объясни схему», «Опиши рисунок», и т.п.
Например, решение задач практического характера на этапе комплексного применения знаний и умений по теме «Проценты»
Предметные умения: отрабатываем умения применять понятие процента и методы решения задач на части и проценты для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах, анализировать текст задачи и моделировать условие.
Познавательные: осуществлять смысловое чтение и перевод задачной ситуации на язык математики, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачной ситуацией.
Для развития коммуникативных УУД очень важны парные и групповые формы организации познавательной деятельности.
Например, учитель организует групповую работу «Решение задач на дроби». Каждая группа получает свое задание. Сначала решают индивидуально, а затем обсуждают решение в группах, анализируют, сравнивают способы решения, готовят выступление. По одному человеку от группы представляют свое решение и говорят о трудностях, возникших в ходе обсуждения. При общем обсуждении, на экране демонстрируется текст задачи, решение на ватмане вывешивается на доске. Учащиеся из других групп читают условие задачи, проверяют ход решения и прикидывают, возможен ли такой ответ, задают вопросы. Это позволяет включить в работу всех учеников класса.
При таком подходе у учащихся формируются умения самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, слушать и слышать других; умение с достаточной полнотой излагать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.