Рабочая программа по литературе 6 класс, основная школа, базовый уровень на 2016 – 2017 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новороссийская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Руководитель МО
Пахорукова Т.Е. Протокол №
от « » августа 2016 г.
Согласовано:
Зам. Директора МБОУ
СОШ ______Свиридова С.В.
« » августа 2016 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ
Свиридова С.Н.
Приказ №
от « » августа 2016г.
Рабочая программа
по литературе 6 класс, основная школа, базовый уровень
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
программы общеобразовательных учреждений
«Литература 5 – 9 классы».
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева
Москва «Просвещение», 2014 (С. 105 – 168).
Разработала
Смыкова Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
первой категории
П. Новороссийский, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 6 класса составлена на основе нормативных документов:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новороссийская СОШ», приказ № 61/1 от 29.08. 2016
Положения о рабочей программе. Приказ № 42/1 от 01. 06. 2016 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию/
Учебного плана МБОУ «Новороссийская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год, № 41/2 от 31.05.2016
И других:
Примерной программе по литературе. Сборник нормативных документов. Литература /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2007. – 185, [7] с.
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 9 классы».
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева
Москва «Просвещение», 2014 (С. 105 – 168 ).
УМК:
Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.
Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 6 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2009
В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс. М.: Просвещение 2014
Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2015
Цели:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи:
– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Формы организации учебного процесса
Урок – коммуникация
Урок – практикум
Урок – мастерская
Урок – игра
Урок – исследование
Урок творчества и др.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологиии ТРИЗ
Кейс-метод и др.
Формы контроля:
Промежуточный:
Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)
Тестирование
Фронтальный опрос
Зачёт по теме
Классное сочинение
Домашнее сочинение
Индивидуальная работа по карточкам
Выразительное чтение
Развернутый ответ на вопрос
Анализ эпизода,
Составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
Составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
Викторины, игры, конкурсы,
Сочинение синквейнов;
Итоговый:
Тестирование по разделам
Контрольная проверочная работа
Тест
Зачет
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение литературы в 6 классе – 105 часов
Изменения, внесённые в авторскую программу.
Изменений в программу не вносилось.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:- обучение целеполаганию;- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;- анализировать условия достижения цели;- устанавливать целевые приоритеты;- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;- принимать решения в проблемной ситуации;- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;- создавать тексты определённого жанра;- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные УУД:- давать определения понятиям;- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;- пользоваться изучающим видом чтения;- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;- строить рассуждения;- осуществлять сравнение;- излагать содержание прочитанного текста выборочно;- устанавливать причинно-следственные связи;- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;- осуществлять анализ;- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;- осуществлять классификацию.
Предметные знания:- знать биографические сведения о писателе;- знать содержание прочитанных литературных произведений;- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;- знать: что такое литературный портрет;- знать отличительные признаки стихотворной речи;- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;- уметь характеризовать героев;- определять роль портретной характеристики героя;- видеть в тексте средства создания характера героя;- узнавать приключенческую литературу по её признакам;- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;- уметь писать сочинения разных жанров;- уметь анализировать литературное произведение;- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;- создавать устное монологическое высказывание;- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;- уметь сопоставлять героев;- уметь понимать ключевые проблемы произведения;- уметь сопоставлять произведения;- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;- читать выразительно наизусть стихотворения;- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;- уметь различать в произведении автора и рассказчика;- определять стихотворный размер;- понимать русское слово в его эстетической функции.
Содержание
Кол-во
часов
Развитие речи
Контрольные работы
Классные сочинения
Домашние сочинения
Введение
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
1
Из русской литературы XVIII века
1
1
Из русской литературы XIX века.
50
1
2
2
Из русской литературы XX века.
26
1
1
Из литературы народов России
2
Из зарубежной литературы.
17
Итоговый урок
2
1
Итого
105
2
3
4
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№
Тема урока
Кол-во часов
Содержание (основные понятия)
Домашнее задание
Учебная неделя 1
Введение
1
1
Введение. Художественное произведение, автор, герои.
Художественное произведение. Содержание и форма
Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни»
Устное народное творчество
4
2
Обрядовый фольклор.
Обрядовый фольклор, старинная русская обрядовая поэзия. Манеры исполнения обрядовых песен, колядок. Композиция колядок.
№7стр.11
Учебная неделя 2
3
Пословицы и поговорки.
1
малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; Краткость и простота, меткость и выразительность, прямой и переносный смысл.
№5стр.17
4
Загадки (вн/чт)
1
Знать малые жанры фольклора: загадки; Понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), смысл загадок, афористичность.
Сочинение загадок на разные темы.
5
Урок - посиделки «Русский фольклор» (Р)
1
Подготовка к письменному ответу на вопрос.
Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Учебная неделя 3
Из древнерусской литературы.
1
6
Русская летопись.
1
Развитие представлений о русских летописях. «Повесть временных лет» «Сказание о белгородском киселе»
№2 стр.26
Из русской литературы XVIII века
1
7
Русская басня. И.И. Дмитриев. «Муха».
Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 столетия
Чтение басни наизусть
Из русской литературы XIX века.
50
8
И.А. Крылов. «Осел и Соловей»
1
Краткий рассказ о писателе – баснописце. Самообразование поэта. Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Аллегория и мораль.
Чтение басни наизусть
Учебная неделя 4
9
И.А. Крылов. «Листы и корни».
1
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага
Чтение басни наизусть
10
И.А. Крылов. Басня «Ларчик»
1
Критика «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна.
Чтение басни наизусть
11
Русские басни (Р)
1
Конкурс инсценированной басни.
Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Учебная неделя 5
12
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»
1
Краткий пересказ о поэте. Лицейские годы. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания
Выразительное чтение стихотворения, №2стр.55, инд. Сообщения.
13
А.С. Пушкин «Узник».
1
Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения
Чтение наизусть. Иллюстрации.
14
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
1
Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Двусложные размеры стиха. Интонация как средство выражения поэтической идеи
Чтение наизусть. Создание иллюстраций.
Учебная неделя 6
15
А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике А.С.Пушкина. (Вн/чт)
1
Приметы зимнего пейзажа, ожидание домашнего уюта, тепла, нежности. Тема жизненного пути. Развитие понятия о метафоре, эпитете, композиции как средствах художественных образов.
Чтение наизусть.
16
А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха(р)
1
Понятия: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»;
Чтение романа «Дубровский»
17
А.С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский – старший и Троекуров.
1
История создания романа «Дубровский». Изображение русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт. Характеры помещиков.
Письменная сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего; создание иллюстраций к роману и их защита
Учебная неделя 7
18
«Дубровский»: бунт крестьян.
1
Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
Подготовка сообщений об усадьбах, Описанных в романе, о второстепенных героях.
19
«Дубровский»: история любви
1
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям
Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Создание иллюстраций к роману и их защита
20
«Дубровский»: протест Владимира Дубровского
1
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
Письменная характеристика Владимира Дубровского
Учебная неделя 8
21
«Дубровский»: композиция романа.
1
Развитие понятия о композиции. Роль композиционных элементов.
Письменный ответ вопрос «Какова роль композиции в романе?» или «Каким показан Владимир Дубровский в фильмах разных режиссёров?».
22
«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина(урок контроля)
1
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Чтение повести «Барышня-крестьянка»
23
«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина(урок контроля)
Учебная неделя 9
24
А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.
1
Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Сюжет и герои повести.
Поиск в интернете иллюстраций к «Повестям Белкина» и подготовка к их обсуждению.
25
«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.
1
Роль антитезы в сюжетной организации повести. Написание творческих работ, связанных с проблематикой и тематикой произведения. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска.
Поиск в интернете фильмов на сюжеты повестей и их просмотр. Подготовка инсценировок.
26
«Повести Белкина»:проблемы и герои(вн/чт)
1
Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик.
Поиск материалов о детстве и юности М.Ю.Лермонтова с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
Учебная неделя 10
27
М.Ю. Лермонтов. «Тучи».
1
Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Чувство одиночества и тоски. Приём сравнения как основа построения стихотворения.
Чтение наизусть. Подготовка сообщений о жизни Лермонтова
28
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
1
Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе.
Чтение наизусть. Проект. Составление сценария мультфильма или диафильма.
29
М.Ю. Лермонтов. «Листок»
1
Антитеза как основной композиционный приём. Тема одиночества и изгнанничества.
Чтение наизусть.
30
М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко..»
1
Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества.
Чтение наизусть. Создание иллюстраций
Учебная неделя 11
31
М.Ю. Лермонтов. Лирика. (Р)
1
Трёхсложные размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения.
Поиск материалов о детстве и юности И.С.Тургенева с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
32
М.Ю. Лермонтов. Лирика. (Р)
1
33
И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.
1
Сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика.
Подбор цитат на тему «Образы мальчиков. Чтение рассказов из цикла «Записки охотника»
Учебная неделя 12
34
«Бежин луг»: образы крестьянских детей.
1
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Портретная характеристика персонажей.
№1 стр.208
35
«Бежин луг»: картины природы.
1
Роль картин природы в рассказе. Роль пейзажа в произведении.
Чтение рассказов из цикла «Записки охотника»
36
И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (вн/чт)
1
Сюжеты и герои. Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов.
Поиск материалов о детстве и юности Ф.И. Тютчева с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
Учебная неделя 13
37
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело»
1
Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей.
Чтение наизусть.
38
Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся».
1
Противопоставление судеб человека и коршуна. Роль антитезы.
Чтение наизусть. Создание иллюстраций.
39
Ф.И. Тютчев. «Листья»
1
Динамические картины природы. Листья как символ яркой, но краткой жизни.
Чтение наизусть. Поиск материалов о детстве и юности А.А.Фета с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
Учебная неделя 14
40
А.А. Фет. «Ель рукавом»
1
Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Эстетизация конкретной детали.
Чтение наизусть. Создание иллюстраций.
41
А.А. Фет. «Еще майская ночь»
1
Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Пейзажная лирика.
Чтение наизусть.
42
А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы»
1
Краски и звуки в пейзажной лирике. Звукопись.
Чтение наизусть. Создание иллюстраций. Письменный ответ на вопрос «Какова роль звукописи в стихах Фета?»
Учебная неделя 15
43
Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Лирика (Р)
1
Подготовка к домашнему анализу лирики.
Подготовка сообщения о детстве и юности Н.А. Некрасова с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
44
Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.
1
Картины подневольного труда в стих-ии Некрасова «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа
Чтение наизусть(фрагмент).
45
Н.А. Некрасов. «Железная дорога»:своеобразие композиции стихотворения.
1
Эпиграф, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Строфа.
Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос «В чём своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»?
Учебная неделя 16
46
Урок контроля.
1
Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчеву, А.А.Фета.
Подготовка сообщения о Н.С. Лескове и о музее писателя в Орле с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
47
Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть.
1
Сказовая форма повествования. Жанровые особенности сказа. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость и патриотизм. Судьба мастера .
Составление цитатной таблицы «Черты характера Левши»
48
«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии.
1
Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
Письменный ответ на вопрос «В чём особенности памятника Лескову в Орле?» либо отзыв на мультфильм «Левша»
Учебная неделя 17
49
«Левша» (Р)
1
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Чтение рассказ «Человек на часах» а
50
Н.С. Лесков «Человек на часах» (вн/чт)
1
Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.
Подготовка сообщения о А.П. Чехове и о его музее в Таганроге и Москве с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
51
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа.
1
Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия.
Создание иллюстраций и их защита
Учебная неделя 18
52
А. П. Чехов. «Тонкий и толстый»: источники комического в рассказе.
1
Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Юмористическая ситуация.
Проект Составление инсценировки по рассказам Чехова.
53
А. П. Чехов. Рассказы (вн/чт)
1
Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.Сюжеты и герои. Способы выражения комического.
Письменный ответ на вопрос «Почему мы смеёмся, читая рассказ А.П.Чехова?»
54
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла..»
1
Лирика как род литературы. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
№2 стр.322
Учебная неделя 19
55
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна!», «Чудный град» А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы»
1
Пейзажная лирика как. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике.
Составление электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Полотнах художников и романсах композиторов»
56
Романсы на стихи русских поэтов. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю.Лермонтов. «Парус»; Ф.И.Тютчев. «Ещё в полях белеет снег»
1
Подготовка к сочинению. Воплощение настроения стихотворений в музыке. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников.
Подготовка сообщения о А.И Куприне, об истории создания рассказа«Чудесный доктор» использованием справочной литературы и ресурсов интернета
Из русской литературы 20 века.
26
57
А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герои и прототип.
Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип.
Составление устного рассказа о докторе и его прототипе.
Учебная неделя 20
58
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ
1
Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.
Подготовка сообщения о А. С.Грине с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
59
А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.
1
Представление о жанре феерии, Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Письменный ответ на вопрос «Чем Лонгрен отличался от жителей Каперны?»
60
А. С. Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грей.
1
Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.
Подготовка сообщения о А.П. Платонове с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
Учебная неделя 21
61
А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.
1
Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе.
Чтение рассказов Платонова (повыбору)
62
А. П. Платонов. Рассказы «Корова», «Цветок на земле» и др.(вн/чт)
1
Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.
Поиск материалов о военной биографииК. М. Симонова и Д. С. Самойлова и их портретов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета
63
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
1
Солдатские будни. Чувство скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя, патриотизма и гордости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, ее независимость.
Чтение наизусть.
Учебная неделя 22
64
Д. С. Самойлов «Сороковые».
1
Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные образы.
Чтение наизусть. Подбор материалов о биографии и творчестве В. П. Астафьева.
65
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.
1
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы
Пересказ эпизода «Сбор земляники(от лица героя)
66
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.
1
Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь.
Подготовка устных сообщений об особенностях речи героев.
Учебная неделя 23
67
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»(Р)
1
Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.
Подбор материалов о биографии и творчестве В. Г. Распутина
68
В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.
1
Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Герои рассказа и его сверстники.
Пересказ выбранного эпизода (от лица героя)
69
В.Г. Распутин. «Уроки французского»: стойкость главного героя.
1
Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
Сравнительная характеристика героев рассказа
Учебная неделя 24
70
В.Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
1
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Развитие понятия о рассказе и сюжете.
Письменный анализ одного эпизода. Создание диафильма. Подбор материалов о биографии и творчестве В.М. Шукшина
71
В.М. Шукшин. «Критики» образ «странного героя»: (вн/чт)
1
Образ «странного» героя в литературе. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Пересказ рассказа «Чудик» от лица одного из героев
72
В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал»(вн/чт)
1
Образ «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир.
Подбор материалов о биографии и творчестве Ф.Искандера.
Учебная неделя 25
73
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.
1
Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Письменная характеристика героя-рассказчика.
74
«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.
1
Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Пересказ с переменой рассказчика.
75
Классное сочинение по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера.
1
Поиск портретов, изображений литературных мест, кратких биографических сведений о А.А.Блоке, А.А.Ахматовой, С.А.Есенине, Н.М.Рубцове
Учебная неделя 26
76
Родная природа в русской поэзии 20 века. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном».
1
Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
Чтение наизусть
77
С. Есенин «Мелколесье..», «Пороша».
1
Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике.
Чтение наизусть
78
А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие..»
1
Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха.
Чтение наизусть
Учебная неделя 27
79
Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна. Вселенная.
1
Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении. Ритмика и мелодика.
Чтение наизусть
80
Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа.
1
Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представления о лирическом герое.
Чтение наизусть
81
Урок-праздник( Р). Родная природа в лирике русских поэтов 19 и 20 веков.
1
Устные сообщения. Игровые виды деятельности.
Подготовка к классному сочинению
Учебная неделя 28
82
Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19 и 20 веков о родине и родной природе.
1
Поиск материалов о биографии и творчестве Габдуллы Тукая и Кайсына Кулиева
Из литературы народов России
2
83
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга»
Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека
Чтение наизусть
84
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ..».
1
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стих-нии поэта. Тема бессмертия народа, нации, до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа
Чтение наизусть
Учебная неделя 29
Из зарубежной литературы
17
85
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
1
Понятие о мифе.
Устный рассказ о мифах и Геракле
86
Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и др.
1
Отличие мифа от сказки.
Написание сочинения об одном из подвигов Геракла, подбор живописных и скульптурных произведений на мифологические сюжеты
87
Древнегреческие мифы (вн/чт)
1
Пересказы мифов, игровые виды деятельности, самостоятельная работа.
Поиск в интернете кратких сведений о Геродоте.
Учебная неделя 30
88
Геродот «Легенда об Арионе»
1
Жизненные испытания Ариона и егочудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А.С.Пушкина «Арион»
Пересказ легенды
89
Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.
1
Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни
Сочинение-миниатюра
90
Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.
1
Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
На острове циклопов, Полифем. Храбрость, сметливость Одиссея.
Выразительное чтение отрывка
Учебная неделя 31
91
Гомер. «Одиссея» (вн/чт)
1
«Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Расправа над Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец женихами Пенелопы.
Поиск материала о Сервантесе
92
Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире
1
Проблемы истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем.
Чтение фрагментов из романа
93
«Дон Кихот»: Пародия на рыцарские романы.
1
Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе.
Учебная неделя 32
94
«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.
1
Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Составление вопросов для викторины
95
«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве.
1
«Дон Кихот» как «вечный» образ мировой литературы
Поиск материалов о Шиллере
96
Фридрих Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.
1
Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство
Чтение наизусть
Учебная неделя 33
97
П.Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.
1
Изображение дикой природы. Превосходство естественной «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами.
Таблица «Общность и различие рассказа и новеллы»
98
П.Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.
1
Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Драматический пафос новеллы.
№5 стр.292
99
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.
1
Мечта о естественном отношении к вещам и людям.
Пересказ сказки
Учебная неделя 34
100
«Маленький принц» как философская сказка -притча.
1
Маленький принц, его друзья и враги.
Письменный ответ на вопрос «По каким законам бытия должен жить человек?»
101
«Маленький принц»: вечные истины в сказке (вн/чт)
1
Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин
№4 стр.313
102
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Письменный ответ на проблемный вопрос.
Подготовка литературного праздника
Учебная неделя 35
103
Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Выполнение тестовых заданий.
Подготовка литературного праздника
104
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» (Р)
1
Задания для летнего чтения.
105
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» (р)
1
Задания для летнего чтения.
Способы и формы оценивания
образовательных результатов обучающихся
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Критерии оценивания презентаций.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии
оценивания
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Перечень учебно-методических средств обучения
Примерная программа по литературе. Сборник нормативных документов. Литература /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2007. – 185, [7] с.
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 9 классы».
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева
Москва «Просвещение», 2014 (С. 105 – 168).
УМК:
Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.
Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 6 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2009
В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс. М.: Просвещение 2014
Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2015
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Диски «Уроки литературы» Кирилл и Мефодий
Лист внесения изменений
№ п/п
Дата
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено
изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения
GђЗаголовок 1ыђЗаголовок 2Заголовок 315