Презентация Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением речи через современные инновационные технологии


Развитие речи у детей дошкольного возраста с НР через современные инновационные технологииПодготовила: педагог дополнительного образованияВасиченко Л.А.


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.1. «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;• познавательные, воспитательные, развивающие;• репродуктивные, продуктивные, творческие;• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. в начале занятия: «Сейчас сядет на место тот, чьё имя начинается на звук А, затем – на звук М, и т.д.» в качестве разминки: «Попрыгайте на двух ногах столько, сколько слогов в слове МАШИНА, сделайте наклон туловища влево столько, сколько слов в предложении ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения, на разных этапах занятия.Игры - релаксации: «Холодно – жарко». «Деревья шумят», «Полоскание белья», «Бабочка» и т.п. Например, игра – релаксация «Дождь в лесу». В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Графическое выполнение упражнения: среди разных фигур зачеркни в каждой строчке ТРЕУГОЛЬНИК; с усложнением: треугольник и КРУГ и т.п.1234Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. (Так, звук Р в слове РОЗА занимает 1-е место) «Слушай и считай» На полянке у дубкаКрот увидел два грибка,А подальше, у осин,Он нашёл ещё один.Кто ответить нам готов,Сколько крот нашёл грибов? Закончи стихотворение, вставляя слова со звуками П и Б в начале слова:УЖ давно забылись лютые морозы,Распускают почки белые … . Мы посеем зёрна,Пусть заколоситсяНа широком полеСпелая … . «Кто лишний?» или «4-ый лишний» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану: «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия алгоритм характеристики звука заменяется схемой. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами. Опиши предмет по опорным карточкам-схемам. Игры на развитие речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.).Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов:Работа проводится на наглядном материале Назови явления природы и разложи по временам года;Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.); «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты);Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает? задание «Скажи наоборот» может использоваться на разные темы: Состояние человека (Девочка грустная, а мальчик весёлый). Описание овощей или фруктов (Огурец овальный, а помидор круглый);Разложи предметы по видам (классификация предметов), например: одежда – обувь – головные уборы, по форме (круглые – квадратные – овальные) и т.п.   3. Направление в работе по коррекции звукопроизношения, закреплению правильного звукопроизношения в речи ребёнка; развитию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, текущей темы (День защитника отечества, День семьи и другие темы, приуроченные к памятным историческим или социальным, культурным событиям), развитие диалогической и повествовательной речи - предусматривает использование технологий развивающего обучения, информационные, альтернативные (здоровьесберегающие) артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке», обыгрывание мини-этюдов, диалогов, сюжетно-ролевые игры. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; упражнения на развитие мелкой моторикиИспользование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. Комплекс артикуляционной гимнастики в карточках помогают легко запоминать упражнения для язычка и отрабатывать их в домашних условиях: Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие» Спасибо за внимание!