Статья Инклюзия за и против
Змитрович Е.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 16»
Инклюзия: за и против
«Социальные условия, в которые
должен врастать ребенок, и
составляют, с одной стороны,
всю ту область неприспособленности
ребенка, из которой исходят
творческие силы его развития»
Л.С. Выготский
Мыслители прошлого ставили под сомнение возможность обучения детей с нарушениями в развитии, рассматривая их как «необучаемых» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду, что, как известно, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно лиц с умственной недостаточностью.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. В этой части для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития и формирования у детей социокультурного опыта, который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей.
Сегодня в обществе актуален вопрос инклюзивного образования, поскольку из года в год в массовые общеобразовательные учреждения приходят учиться все больше детей с ОВЗ.
В статье мы сделали попытку раскрыть сущность и показать, плюсы и минусы инклюзивного образования.
Что же такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются в одних и тех же общеобразовательных школах по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности – в школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Основной задачей инклюзивного образования является включение всех детей в школьную систему и обеспечение их равноправия.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды обучения и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный комплекс подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов и программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
И наконец, инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования, раскрывая каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Какие же плюсы и минусы инклюзивного образования?
Плюсы:
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей – учащихся данного образовательного учреждения.
Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической помощи.
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллектива к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения. Которые являлись бы комфортными для всех детей, способствуя достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и интеграции в общество.
Формирование в сообществе навыков толерантности.
Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшение качества жизни детей и оздоровление общества в целом. Но, учитывая наши социально-культурные условия и уровень сознания, инклюзивное образование в России носит отрывочный экспериментальный характер.
Что же мешает развитию и распространению инклюзивного образования в России?
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и содержания массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизиологического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ.
Отсутствие в штатном расписании общеобразовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды и педагоги-психологи, тьютор) и медицинских работников.
Несмотря на проблемы в организации инклюзивного образования, развитие инклюзии необходимый процесс, однако без специального образования тоже не обойтись.
Таким образом, инклюзивное образование, в противовес обучению в специальной школе-интернате, эффективнее готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Массовое общеобразовательное учреждение, принимая ребенка с ОВЗ, должно быть готовым взять ответственность за его судьбу, воспитание и обучение с родителями, специалистами- дефектологами, которые оказывают коррекционную помощь. Возможность обучения ребенка с ОВЗ в массовой школе обеспечивается не только материально-техническим оснащением, программами, а самым главным – психологической готовностью общества и ребенка к общению, и принятию друг с друга.
15