Инклюзия. Особенности работы с детьми с ОВЗ.


Выступление на заседании межрайонной комиссии по созданию условий для обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья в каждом образовательном учреждении.
Из опыта работы.
Учитель-логопед ГБОУ СКОШИ № 17
Зуева Т.В.
03.02.2015 г.
Инклюзивное образование подразумевает, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения. Восемь принципов инклюзивного образования: слайд 21. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2. Каждый человек способен чувствовать и думать.3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.4. Все люди нуждаются друг в друге.5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В нашей школе обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, чаще всего – это дети с ДЦП. Слайд 3
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного или нескольких отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
Каждому ребенку требуется индивидуальный образовательный маршрут с учетом здоровья, индивидуальный подход с учетом инеллектуального, речевого развития.
В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, И.А.Панченко. Е.Ф.Архипова и др.).Основные нарушения при дизартрии: слайд 4
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены
Гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться
Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.
 По степени выраженности дизартрии различают следующие их виды. Анартрия полная невозможность звукопроизношения, речь отсутствует, возможны отдельные нечленораздельные звуки. Выраженная дизартрия ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность. Стертая дизартрия при данной степени выраженности дизартрии все основные признаки, как неврологические и речевые, так и психологические, оказываются выражены в минимальной, стертой форме.( Или легкую, среднюю и тяжелую степени в педагогическом заключении).
Кроме того страдают дыхание, голос и просодика. Нарушены глубина, ритм дыхания, плохо скоординированы вдох и выдох. Вдох неглубокий, а выдох истощаем. Голос недостаточен по силе, имеются отклонения в тембре. Ребёнок не умеет менять высоту голоса и ритм, из-за чего речь оказывается монотонной, маловыразительной, скандированной.
И.И. Панченко выделяет следующие виды дизартрии: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая. Слайд 5
Спастико-паретическая дизартрия  Ребёнку трудно выполнять определённую артикуляционную позу, удерживаться на ней, переключаться с одной позиции на другую.. Страдает просодика (темпо-ритмическая и мелодико-интонационная сторона речи). В изолированном виде звуки произносятся чётко, а в словах и предложениях они смазаны, ребёнок не видит разницы между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими.
Спастико-ригидная дизартрия . При этой форме дизартрии имеется парез артикуляционных мышц, которые по своему тонусу ригидны. Перед попыткой сказать какое-либо слово или фразу у ребёнка происходит повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре
При гиперкинетическом виде ДЦП возникает гиперкинетическая дизартрия. При этой форме речевого нарушения появляются гиперкинезы мышц лица, языка, шеи. Гиперкинезы усиливаются при попытке речевой деятельности..Атактическая дизартрия . Для этого вида характерны асинхронность дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры.
Кроме этих моторных нарушений, страдают в той или иной степени фонематическая сторона речи (восприятие звуков речи), звуковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, связная речь, оптико-пространственные представления и оптико-зрительная координация.
После вышеизложенного видно, что детям с речевыми нарушениями при ДЦП необходимо логопедическое сопровождение для развития и коррекции речевого развития, чтобы в дальнейшем дети овладели полноценными коммуникативными навыками и социализацией. В нашей школе-интернате все дети обеспечены логопедической помощью. Как правило – это индивидуальные и малогрупповые (2-3 ученика) занятия 2- 3 раза в неделю.
Задачи логопедической работы слайд 6
Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата) :2. Развитие речевого дыхания и голоса; формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи) .
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при умешанном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития) .
8.Коррекция оптико-пространственных и зрительно-моторных координаций.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа, включающую конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.
Структура логопедического занятия тоже имеет свою специфику.
Вот примерный план занятия: слайд 7
1. Организационный момент с психотерапией.2. Общее расслабление.3. Развитие общей моторики.4. Развитие мелкой моторики.5. Массаж лица.6. Развитие мимических мышц.7. Развитие артикуляционной моторики.8. Работа над развитием дыхания и голоса.9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 10.Формирование лексико-грамматической стороны речи.
11.Работа над предложением.12. Домашнее задание (при необходимости).13. Итог занятия.14. Оценка работы детей на занятии.
Я хочу вам представить некоторые моменты нашей практической деятельности. Занятия с детьми, обучающимися по Программе VIII вида и по Программе массовой школы отличаются по содержанию и уровню сложности, но работа над моторным оформлением речи совпадают.
Орг.момент очень важен и может быть самым разным, в зависимости от темы занятия. Для старших детей на внимание, концентрации,закрепление. Слайд 8 Сообщается тема занятия, проводится расслабление шеи, плечевого пояса.
При дизартрии проводится массаж лицевых и артикуляционных мышц дозировано с учетом состояния мышечного тонуса. ЦЕЛЬ: воздействие на кровеносные сосуды, нервы, мышцы; передача стимульного воздействия в головной мозг с помощью салфетки или зондов Новиковой. Слайд 9 слайд 10. При массаже по мере необходимости используются различные зонды, в т.ч. зонды Е.В. Новиковой. Слайд 11 или зондозаменители Слайд 12,.
Артикуляционная гимнастика проводится как пассивно-активная (руками логопеда «лепится» нужный уклад) и активная, которую ребенок выполняет сам. Я использую методику Е.Ф. Архиповой, основанную на сопротивлении, когла ребенок выполняет упражнение, а логопед руками это затрудняет. На слайде 13 это производится с помощью вестибулярной пластинки. Для автоматизации навыков правильного артикуляционного уклада используются вестибулярные пластинки. Слайд 14
Особое внимание уделяется развитию синхронного дыхания, выработке диафрагмального дыхания. удлинению речевого выдоха. Обучение проходит сначала на кушетке, затем сидя на стуле. Для этих упражнений используются элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, компьютерный логопедический учебный комплекс «Игры для тигры» Слайд 15 и различные приспособления.
Для полноценной коммуникации важно развивать голосовые возможности (высоту, силу), которые нарушены при дизартрии. А также интонационную окраску, т.е. просодику
Слайд 16,17

Слайд 17.
Работа по развитию речи требует использования разнообразных приемов и средств с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Во всех случаях необходимо развивать мотивацию речевого высказывания. Для этого у детей следует воспитывать желание общаться, стремление сообщать окружающим о своих впечатлениях и переживаниях. Ученик должен чаще отвечать на уроке по собственному побуждению.
Синквейн(развитие связной речи)
Задачи :Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
Развивать мышление
Обогащать словарный запас детей
Развивать умение составлять предложение. 
Этапы написания сиквейна1 строка – кто? что? 1 существительное
2 строка – какой? 2 прилагательных
3 строка – что делает? 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – ассоциации , возникающие , когда слышишь это слово
Формирование УУД на логпедических занятиях.
Предметные результаты - определять количество букв и звуков в слове;- делить слово на слоги;- давать характеристику звука;- осмысленно, правильно читать целыми словами;- составлять устный рассказ по картинке.Личностные УУД- осознавать роль языка и речи в жизни людей;- проявлять познавательные мотивы.Регулятивные УУД- принимать и сохранять учебную задачу;- проговаривать последовательность действий;- учиться работать по предложенному учителем плану;- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.Познавательные УУД- находить ответы на вопросы в иллюстрациях и, используя жизненный опыт;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- строить речевое высказывание в устной форме.