Деятельность методической службы ГБПОУ Колледж полиции в организации профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства
Деятельность методической службы ГБПОУ Колледж полиции в организации профессионального роста педагогов
с использованием идей тьюторстваВ 2011 году Министерством образования и науки Российской Федерации были утверждены ФГОС 3 поколения для среднего профессионального образования. Цель среднего профессионального образования на современном этапе – подготовка инициативных, самостоятельных специалистов, востребованных на рынке труда, профессионально и творчески решающих поставленные перед ними задачи.
Среди ключевых компетенций современного специалиста можно выделить следующие: системное мышление, аналитические способности, инновационность, гибкость, организаторские способности, коммуникативные навыки.
В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования города Москвы, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Развитие творческого потенциала учащихся возможно только при участии творческого преподавателя, который сам реализовался в педагогической деятельности как человек и специалист.
Сегодня реализация ФГОС требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем образования; понимания сущностей педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а так же особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Поэтому создание и совершенствование методического сопровождения педагогов работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие учебного заведения, на его завтрашний день.
В связи с процессом интеграции России в деловое мировое пространство и актуализацией потребности общества, одной из насущных проблем в рамках профессионального образования является необходимость повышения качества образовательного процесса с учетом организации и развития методической поддержки преподавателей.
Деятельность методиста в среднем профессиональном образовательном учреждении – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала учебного заведения.
Т.В. Максимченко в своей работе представляет следующую структуру и содержание методической деятельности образовательного учреждения СПО. Структура методической деятельности представляет собой интеграцию видов деятельности: технологической, педагогической, экспертной, исследовательской, информационной и управленческой. Содержание каждого из указанных видов деятельности раскрыто через описание специфических по отношению к массовой практике задач обеспечения подготовки педагогического коллектива к инновационной деятельности, проектирования и организации инновационных процессов, экспертизы и технологического оформления результатов.
Анализируя состояние методической работы в ГБПОУ Колледж полиции по повышению профессионализма преподавателей, было выявлено, что система профессионального образования в колледже медленно перестраивается. Педагогический коллектив школы разнообразен по своему уровню профессионального развития. Часть преподавателей активно осваивают новые технологии обучения, реализуют исследовательские проекты. Другие имеют негативную установку к педагогическому творчеству и сегодня не готовы к преобразованиям в собственной педагогической деятельности. Третьим требуется поддержка профессиональных инициатив.
Среди педагогических работников встречаются затруднения, которые можно распределить на 3 части:
Общие (заключаются в неготовности педагогов к планированию и
организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; к синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса; к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды);
Личностные (психологические, связанные с традиционным подходом к
профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.); Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость — снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол.
Системные (заключаются в недостаточности опыта проектной и
исследовательской деятельности; слабом развитии индивидуального подхода в образовательной деятельности; неготовности к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений, обучающихся).
В работе преподавателей есть сейчас новые особенности.
Многие занимаются наукой Но не используют в педагогическом процессе научные достижения
Отлично знают свой предмет Но имеют низкий уровень рефлексии, что мешает достичь педагогического мастерства
Имеют очень большой объем профессиональных знаний Но нет навыков проектирования педагогического процесса
Педагогическая нагрузка хронически очень большая Это порождает усталость и нежелание отходить от сложившихся стереотипов
Множество педагогических инноваций Большинство из них благополучно отмирают
В нашем колледже оказывается методическая помощь педагогам в совершенствовании педагогического мастерства, своевременная поддержка педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого специалиста.
При этом методист не только выстраивает индивидуальную траекторию развития конкретного педагога, но и содействует процессам формирования педагогического коллектива, имеющего общие цели и согласованную программу действий по развитию образовательного учреждения. Данный вид деятельности методиста созвучен с позицией тьютора.
Рассмотрим, что понимается под термином «тьютор».
Содержательно термин «тьютор» соединил в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество. Представления разных авторов о предназначении и содержании деятельности тьютора имеют как ряд общих черт, так и различий, которые обусловлены различиями в исторических и организационно-педагогических контекстах, во многом определяющих содержание педагогической деятельности тьютора.
По мнению Ю.Л. Деражне, «тьютор в системе открытого образования является важнейшим системообразующим компонентом, выполняя функции преподавателя, консультанта, методиста и наставника».
С.И. Змеев считает, что «тьютор это - наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым, обучающимся в решении вопросов организации обучения».
В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется следующим образом: «тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей».
В работе А.П. Зинченко выделяются такие роли тьютора, как менеджер, маркетолог, продавец. Показано, что эти роли не входят в состав его педагогической деятельности, однако их реализация является необходимым условием для успешного осуществления тьютором педагогической деятельности.
Директор Центра тьюторства ФГОУ ДПО АПК и ППРО, профессор кафедры педагогики МПГУ, президент «Межрегиональной тьюторской Ас- социации», Ковалева Т.М., обращая внимание на вопросы тьюторского со- провождения профессионального развития педагогических кадров, отмечает: «Методист-тьютор выступает в качестве поддерживающего процесс самосто- ятельного обучения педагога, осуществляя при этом индивидуальный подход и индивидуализацию в работе с педагогами, т.е. должен создавать условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной учебной деятель- ности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная дея- тельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществле- нию».
По мнению Н. А. Костиной, цель деятельности тьютора – это обеспече- ние профессионального развития педагогов, содействие процессу становле- ния профессиональной субъектности, которая является характеристикой профессионально действующего человека, способного самоопределяться по отношению к своей деятельности (производственной или образовательной), готового, рефлексируя, реализовывать профессиональные способы деятель- ности и занимать по отношению к себе управленческую позицию, самоактуализироваться в профессии через собственное дело, демонстрируя свойпотенциал и желание воспользоваться предлагаемыми тьютором ресурсами.
В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как преподаватель – консультант – «специалист в области организации образования и самообразования. Актуальные роли тьютора – дидактические, организационные, маркетинговые, консультационные, лидерские».
Вместе с тем, анализ опыта развивающихся образовательных учреждений позволяет выделить новые виды деятельности методиста в реализации педагогической функции. Особый интерес представляют работы В.А. Беляева и А.А. Петренко, рассматривающих методическую деятельность как деятельность по созданию рефлексивного, информационного и образовательного поля, обеспечивающих условия для само (и взаимо-) развития педагогов. При этом методист не только выстраивает индивидуальную траекторию развития конкретного педагога, но и содействует процессам формирования педагогического коллектива, имеющего общие цели и согласованную программу действий по развитию образовательного учреждения. Данный вид деятельности методиста созвучен с позицией тьютора.
В результате проведенного анализа существующих подходов к толкованию «тьютор», считаю, что его определение применительно к процессу обучения педагогов и что методист современного образовательного учреждения должен обладать тьюторской компетентностью.
На методиста - тьютора возлагается особая ответственность, т.к. он создает условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению. Выделенные особенности педагогической деятельности тьютора позволяют сформулировать его предназначение: актуализация и развитие (достраивание) поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности, благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
Методист в позиции тьютора может эффективно помочь педагогу осознать свои профессиональные трудности, возможности и перспективы, выбор форм повышения квалификации, осуществить работу по формированию индивидуальной образовательной программы.
В своем диссертационном исследовании Н.И. Городецкая выделила следующие функции тьютора: информационно-содержательная, контрольно-диагностическая, организационно-деятельностная, проектная, рефлексивная, технологическая, мотивационная, консультационная.
Часть представленных функций есть и в деятельности методиста. Помогает, но не учит, потому что тьютор постоянно создает ситуации проявления, очевидности разных возможностей обучаемого и необходимости выбора, принятия решения. При этом тьютор готов обсуждать основания выбора, его последствия и роль, но делает выбор сам обучаемый. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. С одной стороны, методическая служба осуществляет помощь педагогу в осознанном выборе, а с другой – обсуждает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у педагогов, создаёт условия для реальной индивидуализации процесса образования.
Таким образом, деятельность методиста по обучению педагогов, может реализовываться в форме тьюторского сопровождение поскольку только тьютор решает ряд специфических задач, присущих только ему: создание условий для организации деятельности педагогов с учетом индивидуальной программы, помощь в овладении способами и методами конструирования учебно-методического обеспечения, осознать свои возможности и профессиональные перспективы, организовать рефлексию в продвижении себя по индивидуальной образовательной траектории.
Реальная практика убедительно доказывает, что без квалифицированной помощи специалистов (тьюторов) профессионально-личностное развитие педагогов колледжа остается бессистемным и неэффективным, особенно учитывая каждодневную загруженность педагога учебными занятиями и недостаточную обеспеченность научно-методической литературой.
Поэтому возникла необходимость управленческой команде колледжа организовать индивидуальный подход к деятельности каждого педагога школы. Решение этой проблемы мы видим в реализации в педагогическом коллективе технологии тьюторского сопровождения педагогических работников колледжа. Тема актуальна для нашего коллектива и тесно взаимосвязана с таким направлением Программы развития колледжа, как развитие личностных качеств педагогических работников колледжа и их профессиональной компетентности. Программа саморазвития каждого педагога будет направлена на коррекцию «западающих» у него профессионально-ключевых компетенций и повышение их творческого потенциала.
В колледже планируется организовать систему тьюторского сопровождения в виде единого цикла – взаимосвязанных этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический. Каждый из этапов имеет свою специфику и способы работы тьютора и педагога. На первом этапе происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. На данной начальной ступени особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос педагога, его интересы, склонности. Демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы педагога и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические. Будут применяться специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, измерение имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. В целом работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности. Второй этап – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный маршрут и спланировать его освоение. Тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы; подбирает способы освоения новых задач. Для этого вовлекает педагогов в работу семинаров, творческих мастерских, круглых столов, конференций.
Задача тьютора – поддержать активность педагога, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса. Третий этап – собственно реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов. Это проведение открытых занятий с последующим самоанализом, анализом и обсуждением; представление опыта работы на семинарах, конференциях; оформление презентации достижений, участие в профессиональных конкурсах и т.д. Тьютор не вмешивается, оказывает консультации «по требованию». Аналитический (условно завершающий) этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлектировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски. Такая схема позволит определить конкретное содержание и характер деятельности тьютора с учётом личности, индивидуальности педагога, с которым он работает.
Формы работы тьютора:
Для тьютора важно владеть разными формами индивидуальной работы: коучинг – диалог в форме последовательной постановки коучем перед педагогом вопросов, позволяющих второму самостоятельно находить решения тех или иных проблем; индивидуальная тьюторская сессия (консалтинг не менее 30 минут) – установление контакта; выявление текущего запроса педагога; работа над запросом; образовательный процесс; совместный анализ выполнения/невыполнения договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече; фиксация новых договоренностей; домашнее задание –
например, рекомендация для изучения той или иной технологии; завершение сессии). тьюториал – коллективная деятельность тьютора и его учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения; практикум – проведение семинаров, творческих мастерских, круглых столов, конференций, подготовка к конкурсам и другое. Творческий поиск по осознанному профессиональному преобразованию, реализации личностных функций педагога и повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям будет успешным благодаря предложению тьютором следующих форм методической работы: участие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно- практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание учебника, методического пособия, тематического сборника, статьи в журналах; работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.),
методик диагностики учащихся;
- подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий; круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д. работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер- классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте; руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одарённых учеников по индивидуальным планам.
Таким образом, эффективный профессиональный рост педагогов колледжа в условиях инновационной деятельности может происходить в процессе тьюторского сопровождения. Компетенции методистов как методистов-наставников могут быть преобразованы с ориентацией на освоение функции тьютора, который помогает педагогам в индивидуальном режиме осваивать не только нормы педагогической профессии, но и инновационную практику.
Освоение технологии тьторского сопровождения, ее эффективное использование управленческой командой колледжа может стать решением одной из задач профессионального совершенствования педагогов, их творческого развития.
Список литературы
1.Агаркова Е.И., Загребельная С.В. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса квалификации учителей. – Методист, 2009, № 8, С. 14-18.
2. Беляева, В.А., Петренко, А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: методические рекомендации /В.А. Беляева, А.А. Петренко. – М.: Аркти, 2004. – 160 с.
3. Браже, Т.Г. Гуманистические основы технологии обучения взрослых в различных образовательных системах / Т.Г. Браже. СПб.: ИОВ РАО, 1999.- 180 с.
4.Громова А. А. Тьюторская поддержка деятельности учителя общеобразовательной школы// Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки), с. 225 – 228
5. Деражне Ю.Л. Тьютор в открытом обучении: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Департамента федеральной государственной службы занятости населения Московской области, 1998. – 58 с.
6. Зинченко А.П. Тьютор: менеджер – маркетолог – продавец: расширенный взгляд // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып. 4. – С. 122 – 126.
7. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152с.
8. Ильина Т. В. Формирование профессиональной деятельности методиста в сфере образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 2001/ Ильина Татьяна Владимировна. – Ярославль, 2001
9. Кащавцева Г.Д. Обеспечение профессиональной готовности педагогов к введению новых стандартов через организацию тьюторского сопровождения
10. Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. — Томск, 2002. — с. 15-19
11. Максимченко Т. В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации: дис. …канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 6.07.2010/ Максимченко Татьяна Викторовна. – Москва, 2010
12. Электронный ресурс] URL: .https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.cposo.ru%2Frs%2Foropt%2Fsbornik.doc&name=sbornik.doc&lang=ru&c=564e6935d794