Рабочая программа по физике 10 класс общеобразовательный уровень

РАССМОТРЕНО:
МО учителей физико-математического, цикла
Руководитель МО
Е.В. Метальникова

______________________
«29»__августа___2016 г.

СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
Е.В.Метальникова

______________________
«_1_»_сентября_2016 г.


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №25
С.М. Дубонос

_______________________
«1_»__сентября____________2016 г.





Рабочая программа по ФИЗИКЕ для 10-го общеобразовательного класса



Количество часов за год: 68 (2 часа в неделю)

Учитель: Заводовская Зинаида Дмитриевна, высшая квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 в редакции от 31.01.2012);
Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике; Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы.-М.: Просвещение, 2010.-46с
Авторской программы Г.Я. Мякишев, базовый уровень. Программы курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Базовый уровень. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» - М.Просвещение 2006г.;


Программа курса физики реализована учебником Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-12-е изд.-М. Просвещение 2012г.-336с


2016-2017 учебный год



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик 10 класса должен знать, понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, атом, электрон;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; электрическое поле; электрический ток.
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электродинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Ученик 10 класса должен уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: механического движения; движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электрического поля; постоянного электрического тока;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Лабораторные работы 1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.
Тема
Кол-во часов
В том числе
Основные виды деятельности
(Общеучебные умения, навыки и способы деятельности)




уроки
лаб.
работы
контр.
работы


1
Физика и методы научного познания
1
1


Познавательная деятельность:
– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2
Механика
24
20
1
3


3
Молекулярная физика. Термодинамика
19
16
1
2


4
Основы электродинамики
22
18
2
2



Резерв
2
2





ИТОГО
68
57
4
7


КАЛЕНДАРНО-ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы / Кол-во часов
Знания, умения, подлежащие текущему итоговому контролю

Дата
Тема урока/подготовка к ЕГЭ
ЦОР и ОЭР
Д/з

Физика и методы научного познания
1 час
Знать/понимать:
Смысл понятий - научные методы познания окружающего мира, физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, электромагнитное поле, взаимодействие.
Уметь:
Отличать гипотезы от научных теорий.
Приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.
1/1
2.09.

Физика и познание мира. Научные методы познания окружающего мира. Физическая картина мира.
Физика и энергосбереженин

Презентация
Введение
§29

Механика 24 часа
Основы кинематики
8ч.
Знать/понимать:
Смысл понятий - механическое движение, прямолинейное равномерное движение, прямолинейное равноускоренное движение, поступательное движение, взаимодействие, невесомость, всемирное тяготение, инерция, трение, реактивное движение, деформация, колебания, волны, механическая работа
Смысл физических величин - перемещение, скорость, ускорение, путь, масса, сила, импульс, вес тела, работа, энергия, давление, мощность, механическая энергия.
Смысл физических законов - закон Всемирного тяготения,
законов Ньютона, сохранения энергии и импульса (формулировка, границы применимости)
Вклад ученых - И.Ньтона, Г.Галилея
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления -; различные виды движения, движение небесных тел и искусственных спутников Земли.
Приводить примеры практического использования физических знаний: прямолинейного равномерного движения, равноускоренного движения, движение по окружности (движение транспорта, механизмов, небесных тел и искусственных спутников Земли), законов Ньютона.
Проводить исследования - по измерению времени, расстояний, скорости, ускорения, массы тела, силы.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, при решении задач на расчет скорости, пути, перемещения для прямолинейного равномерного и равноускоренного движения, работы, мощности, импульса, энергии, к.п.д., применения законов Ньютона, законов сохранения.

2/1



3/2


4/3



5/4


6/5



7/6

8/7


9/8
7.09.


9.09


14.09



16.09


21.09



23.09

28.09


30.09
Механическое движение, виды движений, его характеристики. Поступательное движение. Материальная точка.

Прямолинейное равномерное движение и его характеристики. Решение задач.

Относительность движения. Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач на расчет параметров равноускоренного движения. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Движение по окружности. Решение задач.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики»

К/р по теме «Основы кинематики»
Презентация
§1-4, 5,6-знать основные понятия


§7,8

§10, упр.2(1)письм.



9,11-14, выписать основ. формулы
§11-16 повт.
Упр 3(1,2) п

§17-знать
§18,19-озн.
См тетр.

Основы динамики 3ч.
Силы в природе.
5 ч.

10/1



11/2


12/3
13/4


14/5


15/6




16/7


17/8
5.10



7.10


12.10
14.10


19.10


21.10




26.10


28.10
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Сила как мера взаимодействия тел. Виды сил. Второй и третий законы Ньютона.

Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).
Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

Сила трения. Решение задач.
Уменьшение трения как один из способов энергосбережения. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Сила упругости. Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

К/р по теме «Основы динамики. Силы в природе».
Презентация
Презентация



Видео


Видео

Презентация
§20-22, 28



§23-26, законы выучить
§30,31


§32,33



§36-38

§34,35

Законы сохранения
8 ч.

18/1



19/2


20/3



21/4


22/5



23/6


24/7


25/8
9.11



11.11


16.11



18.11


23.11



25.11


30.11


2.12

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Энергия и мы

Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Л/р №1 «Изучение закона сохранения механической энергии» Как уменьшить потери энергии?

Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Повторительно- обобщающий урок по теме «Законы сохранения»

К/р по теме «Законы сохранения»
Презентация
§39-42,


§39-42, повт. упр.8(1,2)

§43-51, осн.понятия и фор-лы

§43-51 повт
Упр.9(1,) подг к л/р

Упр 9(2)

См тетр (задачи)


Повт гл 6

Молекулярная физика. Термодинамика
МКТ
13 ч.

Знать/понимать:
Смысл понятий - атом, молекула, постоянная Авогадро, диффузия, броуновское движение, идеальный газ, агрегатные состояния вещества, тепловое равновесие, динамическое равновесие, виды тепловых процессов, изопроцессы.
Смысл физических величин - количество вещества, молярная и молекулярная масса, постоянная Авогадро, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, работа в термодинамике
Смысл физических законов - основное уравнение молекулярно-кинетической теории уравнение состояния идеального газа, законы: Бойля - Мариотта, Гей - Люссака, Шарля, Дальтона, термодинамики.
Вклад ученых - Авогадро, М.В. Ломоносова, Р.Брауна, У.Кельвина, О.Штерна, Л.Больцмана, Ж. Перрона, Д.И.Менделеева, Б. Клапейрона, Р. Бойля, Э. Мариотта, Ж.. Гей-Люссака, Ж. Шарля, Р. Майера, Д. Джоуля, Г. Гемгольца, Р. Клаузиуса, С.Карно.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления - свойства газов, жидкости и твердых тел, диффузия, броуновское движение, взаимодействие молекул, тепловые процессы,
Приводить примеры практического использования физических знаний - изопроцессов, законов термодинамики, свойств газов, тепловых процессов
Объяснять устройство и принцип действия - теплового
I двигателя, двигателя внутреннего сгорания, психрометрического гигрометра, термометра
Использовать приобретенные знания - при решении задач на расчет количества вещества, молярной и молекулярной массы, собственной массы молекулы, применение уравнения - состояния идеального газа, законов: Бойля - Мариотта, Гей - Люссака, Шарля, Дальтона, на расчет внутренней энергии идеального одноатомного газа, относительной влажности воздуха

26/1




27/2



28/3


29/4



30/5



31/6



32/7



33/8


34/9

35/10


36/11


37/12



38/13

7.12




9.12



14.12


16.12



21.12



23.12



28.12



18.01.2016

20.01

25.01


27.01


1.02



3.02

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Масса молекул. Количество вещества.

Строение газообразных, жидких и твердых тел (кристаллические и аморфные тела и их свойства).

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

Решение задач на основное уравнение МКТ. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинет. энергии молекул.

Решение задач на применение понятия температура. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Основные макроскопические параметры. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Решение задач на газовые законы. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Л/р «Изучение газовых законов»

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

Влажность воздуха и её измерение(Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Молекулярно-кинетическая теория».

К/р по теме «Молекулярно-кинетическая теория».
Презентация


























Презентация







Презентация



Презентация

§55-59, вопр. к §§



§60, 73,74



§61-63



Упр.11(1,2)



§64-66




Упр.12


§68,69



упр.13, подг. К л/р

повт. §68,69

§70,71, упр.14(2,4)


§72, сообщение о значении влажности

Повт. Основные понятия и формулы


Основы термодинамики
6 ч.

39/1




40/2

41/3



42/4




43/5




44/6
8.02




10.02

15.02



17.02




22.02




24.02
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Теплопередача.
Применение тепловой энергии и её экономия

Законы термодинамики.

Решение задач на применение первого закона термодинамики. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды.
Изменение климата. Эффективное использование топлива

Решение задач на расчет КПД.
Расчет потерь энергии при работе тепловых двигателей. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

К/р по теме «Основы термодинамики»
Презентация
§75-77, упр.15(1)

§78-80

Упр.15, см. тетр.



§82, упр 15


Упр.15

Основы электродинамики
22 ч.
Электростатика
8 ч.
Знать/понимать:
Смысл понятий - электрическое поле, электризация, постоянный электрический ток, проводники, полупроводники, диэлектрики, электролиз
Смысл физических величин - элементарный электрический заряд, напряжённость, потенциал, напряжение, электроёмкость, энергия электрического поля сила тока, сопротивление, сторонние силы, внутреннее сопротивление источника тока, мощность и работа постоянного тока, электродвижущая сила
Смысл физических законов - закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Джоуля - Ленца, законы Ома для участка и полной цепи, закон электролиза.
Вклад ученых - О.Кулона, М. Фарадея, Д.К. Максвелла, Л.И.Мандельштама, Н.Д.Папалекси, Б.Стюарта, Р. Толмена Уметь:
Описывать и объяснять физические явления - электризация, электрический ток в различных средах,
действия электрического тока
Приводить примеры практического использования физических знаний законов электродинамики в энергетике, при объяснении принципа работы конденсатора
Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовыми электроприборами, при решении задач на применение законов постоянного тока, расчет напряжённости потенциала, напряжения, электроёмкости, энергии электрического поля
Контрольные работы-3
1. Электростатика.
2. Постоянный электрический ток
3. Электрический ток в различных средах.
Лабораторные работы-3
1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
2. Измерение Э.Д.С. и внутреннего сопротивления.
3. Измерение удельного сопротивления проводника













45/1



46/2


47/3



48/4


49/5

50/6

51/7



52/8
29.02



2.03


7.03



9.03


14.03

16.03

21.03



23.03
Что такое электродинамика? Строение атома. Электрон. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения заряда

Закон Кулона. Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Напряженность эл. поля. Принцип суперпозиции полей.

Проводники и диэлектрики в эл. поле. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Потенциал и разность потенциалов.

Конденсаторы и их применение.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Электростатика». Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

К/р по теме «Электростатика».
Презентация
§84-86



§87,88, вопр.


§89-92



§93,94,95


§96-98, вопр. к §


§99-101

Повт. Гл 14




Законы постоянного тока.
7ч.

53/1




54/2




55/3



56/4





57/5



58/6


59/7
4.04




6.04




11.04



13.04





18.04



20.04


25.04


Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Электрическая цепь. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ)..

Л/р №2 «Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников»

Работа и мощность электрического тока. Решение задач. Экономия электроэнергии при использовании электрических приборов(Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Л/р № 3«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Решение задач на законы пост-го тока. (Задачи базового и повышенного уровня части 1 ЕГЭ).
Презентация




Презентация
§102-104



§105, подг. К л/р№2



Упр.19



§106, упр.19



§107,108, подг к л/р №3

Повт. §102-108, подг. К физ. Диктанту

См.тетр

Электри-
ческий ток в различных средах.
7 ч.

60/1





61/2


62/3


63/4



64/5


65/6


66/7
27.04





2.05


4.05


11.05



16.05


18.05


23.05

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
Тепловые потери при использовании проводников.

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводников.

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Решение задач. (Задачи базового уровня части 1 ЕГЭ).

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.
Повторительно – обобщающий урок по теме «Электрический ток. Законы электрического тока».
К/р. по теме «Электрический ток. Законы электрического тока».

Презентация



Презентация



Презентация


Презентация



Презентация




§109-112, сообщ.

§113-116. Сообщ.



§118,119, сообщ.

§120,121, сообщ.


§122-123, сообщ.


Повт. Гл 15 и 16


Резерв 2 часа


15