Урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова Третий сын
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №3»
Разработка урока
внеклассного чтения
по рассказу А. Платонова
«Третий сын»
Разработала: учитель русского языка
и литературы
Л. В. Мордашова
г. Семенов
2012 г.
Цели урока
1. Знакомство с миром героев А. Платонова на материале рассказа «Третий сын». Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду.
2. Формирование навыков составления характеристик героев по плану, умения цитировать, делать выводы и обобщения.
3. Обучение работе над художественным текстом, его изобразительными средствами.
План урока
1. Беседа с учащимися о Платонове.
2. Вступительное слово.
3. Выборочное чтение.
4. Идейно-художественный анализ.
5. Самостоятельная работа.
6. Домашнее задание.
Оборудование урока
1. Тексты рассказа.
2. Оформленная доска.
3. Тетради учащихся.
ХОД УРОКА
1. Беседа с учащимися
Имя Андрея Платонова вам уже знакомо: мы обращались к этому автору в 5-м, 6-м классе. Давайте вспомним, что вы знаете об этом писателе.
Какие произведения его вы помните?
(Ответы учащихся.)
2. Материал для вступительного слова о писателе
У Андрея Платонова большое литературное наследие: это стихи, повести, романы, рассказы, драматургические произведения, публицистика, литературная и искусствоведческая критика. И во всем этом жанровом многообразии можно увидеть стремление автора найти общество, где возможно человеческое счастье.
Герои Платонова - выходцы из народа, простые люди труда, как правило, бедняки. Многие из них пытаются разобраться в том, что происходит за стенами их дома, сами становятся участниками исторических событий, С ними - их умения, доброта и гнев. У них свой взгляд на жизнь, свои мерки на хорошее и плохое, добро и зло, истину и ложь.
Платонов знает, что народ - это не безликая масса, это сыновья и дочери, мужья и жены - и один дороже другого. Из отношений этих людей рождается счастье или беда. Нормальное, естественное состояние героев Платонова - это труд. В понимании писателя (сам он был неутомимым работником, созидателем), в представлении его героев, труд - это праздник. В желанном труде раскрываются лучшие порывы души человека. Но труд может стать радостью лишь тогда, когда человек внутренне спокоен, счастлив. Это понимание труда и счастья нашло отражение в рассказе «Третий сын».
Рассказ невелик: около шести страниц. Сюжет прост. Семидесятилетний старик, у которого только что умерла жена, приходит в почтовую контору, чтобы послать телеграммы одного содержания в разные края и республики шестерым сыновьям: «Старик кротко глядел красными от слез глазами на пожилую служащую, которая долго считала деньги, писала расписки, ставила штемпеля дрожащими руками, видел, как она медленно работает, ошибается, теряет память и внимание, и думал, что у нее тоже разбитое сердце и смущенная душа».
«Даже для обыкновенного, несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье», - думает старик. Так в самом начале рассказа автор определяет его главную тему. Телеграфистка больше не появится в рассказе, она не имеет никакого отношения к судьбам его героев. После знакомства с содержанием этого небольшого произведения разберемся, в чем смысл введения к рассказ этого персонажа.
Отец встречает всех своих детей. На пятый день «утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошел им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже».
Итак, бестолково суетящаяся телеграфистка, которая плохо выполняет свою несложную, привычную работу, - начало рассказа. И гордый, довольный старик, привыкший тосковать по старухе, идет за гробом жены. Таков конец рассказа.
Как связаны между собой эти два эпизода?
На этот вопрос мы должны ответить после знакомства с произведением.
3. Идейно-художественный анализ рассказа
Вопросы и задания для беседы:
Назовите героев рассказа. (Отец, мать, сыновья.)
Охарактеризуйте отца (внешность, образ жизни, поведение в дни похорон жены). Обратите внимание на доску, где выписаны глаголы, которые использует автор, рассказывая о старике.
(Отцу 70 лет, росту небольшого, меньше самого младшего сына: был он простым рабочим, сейчас на пенсии. С женой прожил дружно. Все заботы и трудности делил с ней пополам. Ждали в гости сыновей и, если кто-нибудь из них приезжал, радовались. Когда жена умерла, тосковал, плакал. Все, что окружало теперь его, несло печать горя и утраты. Снег за окном казался ему усталым, солнце – нетеплым, жизнь серой птицы – одинокой.
Но, как ни горько, ни тяжело было старику, он, как это свойственно простым людям из народа, знал, что надо жить: выполнять наказы покойной жены, встретить сыновей, сделать все по порядку, хорошо, как было заведено в их доме.
В сердце отца осталось место и для радости: когда съехались дети, он с тайным волнением и неуместной, казалось, радостью поглядывал на могучую полдюжину сыновей своих, стоящих у гроба матери.)
Почему, показывая старика, идущего за гробом, автор говорит о нем: «.., был доволен и горд»?
(Старик выполнил свой долг: честно работал, вырастил сыновей, хорошо прожил с женой, достойно хоронит ее. Он уверен, что так же будут хоронить и его эти шестеро могучих людей.)
Как вы думаете, почему автор, рассказывая о старике, использует так много глаголов? (Смотрите на доску, левая сторона.)
(Вся жизнь этого человека - работа, действие,)
Обобщающее слово учителя об отце
Писатель скуп в использовании изобразительных средств для характеристики отца. Немного эпитетов, метафор, сравнений. Основное средство раскрытия образа - глагол. Но у читателя все-таки создается достаточно полное представление о герое. Это скромный, немногословный человек труда, понимающий людей, хорошо их чувствующий, умеющий с уважением относиться к ним. Дед сразу нашел дорожку к сердцу внучки, которая первый раз увидела его. Ничего он не делает напоказ. С женой ему повезло, да и сам он был хорошим мужем.
Жизнь прошла в работе, любви и согласии. Вырастили и воспитали шестерых сыновей. А это очень непростое дело. Все в доме привыкли к порядку. Мы не знаем профессии старика, но не сомневаемся в том, что прошел он свой жизненный путь достойно; и теперь ему не страшно умирать: остается надежная смена.
Охарактеризуйте сыновей, используя план, записанный на доске.
(Смотри оформление доски, правая сторона.)
Можно ли поверить в то, что в скромной семье простых людей, не имеющих ни образования, ни особого материального достатка, ни связей, в стороне от столицы могли вырасти такие дети?
(Родители были достойные, здоровые, умные люди. В доме был порядок. Дети были сыты, обуты и одеты. В семье отношения строились по законам правды, труда, уважения и любви. А это хорошая атмосфера для воспитания детей. Из таких семей выходят сильные духовно и физически люди. Родители, давшие своим детям «обильную, здоровую жизнь», выполнили свой главный человеческий долг.)
Почему рассказ называется «Третий сын»?
(Среди шестерых сыновей-богатырей автор выделил третьего по старшинству. Ученый-физик, он тоньше воспринимает мир, лучше понимает людей. Один он привез на похороны свою дочку. Хотел, наверное, присутствием умницы-девочки облегчить страдания старика-отца. Третий сын, как и его братья, рад встрече с ними даже на этом печальном обряде похорон. Трагедию потери матери он воспринимает острее. Ни на минуту не покидают его чувства отчаяния, одиночества. Его братья, обрадовавшиеся встрече, забываются на какое-то время. Они громко говорят, смеются, возятся, как когда-то в детстве. Третьего сына не оставляет чувство утраты. Он один не участвует в потасовке братьев, не может разделить ни восторженного разговора, ни смеха, ни шуток. Потрясает эпизод обмороки третьего сына у гроба матери. Здоровый мужчина в расцвете сил теряет сознание. Братья приводят его в чувство, успокаивают и расходятся по комнатам, поодиночке оплакивая умершую мать, пряча друг от друга свое отчаяние. Ни отец, ни брат, ни автор не осуждают по-детски расшалившихся мужчин, понимаю их. Столько лет не виделись братья, так давно не были под крышей родительского дома, не дышали воздухом детства! Автору, как и отцу, дороги все шесть сыновей, хотя рассказ он озаглавил «Третий сын».
Немногословен автор в описании сыновей: мы очень мало знаем об их жизни. Читатель смотрит на сыновей часто глазами других персонажей рассказа. Втайне гордится сыновьями отец, в душе восхищается красивыми богатырями и, может быть, немного завидует этим представителям нового мира.
Создавая образы сыновей, писатель не скупится на определения и метафоры (громадные мужчины, могучая – полдюжины сыновей - гвардия потомков покойной старухи, караул у гроба). Высокие слова, но они не раздражают нас. Мы верим автору.)
Сердцем семьи была мать. К каким символическим образам прибегает писатель, создавая образ матери? Почему?
(К образам солнца, звезды, лампы на подоконнике старого дома, света в окне. Это излюбленные художественные образы в литературе, используемые для характеристики персонажей, которые умеют сами жить и освещать жизнь других.)
Что подкупает читателя в образе матери из рассказа Платонова «Третий сын»? Что сближает ее со всеми матерями мира?
(Мать дала сыновьям здоровую жизнь. Она мудро вела хозяйство. В доме всегда был порядок. Все было продумано и взвешено. Родительский дом освещался счастьем любви. Заботливая мать и любящая жена с радостью выполняла любую работу: она служила дорогим ее сердцу людям. Она воспитала в своих детях потребность и уважение к труду. Эта мать жила так, как жили испокон веков лучшие русские женщины из народа. Скромность, доброта, аккуратность, трудолюбие, любовь к жизни - вот чем руководствовалась она в своих поступках. Ее никогда не покидало сознание своего долга перед любимыми людьми. С уважением относилась к мужу, берегла авторитет отца, без которого нельзя воспитать настоящих мужчин.
Мать сама жила достойно и сумела воспитать чувство собственного достоинства в своих детях. В рассказе мы читаем, что старший сын имел орден на груди «за свое рабочее достоинство». Иметь и сохранить его, по мнению автора и родителей, это очень важно.
Мать щедро и разумно отдала себя детям. Сердце ее беспрерывно и безмолвно рождало счастливую любовь: «Если б она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила. Но мать не вытерпела жить долго». Она ушла навсегда, и сыновья оплакивали погибшее счастье любви, скрывая друг от друга свое отчаяние. Каждому из них, этих взрослых и сильных мужчин, становилось одиноко и страшно. Свет, который сопровождал их всегда и всюду, погас. Но они выдержат. Они прочно связаны с жизнью. Похоронят мать, простятся с отцом и разъедутся по своим домам, к своей работе. Большой запас духовных и физических сил дали им родители. Они выдержат испытания жизни и вырастят себе достойную смену - своих детей.)
Идея рассказа
Вернемся к началу нашего разговора о произведении. Прочитайте первые три абзаца рассказа. Прочитайте последний абзац рассказа.
Что общего между этими двумя персонажами: телеграфисткой и стариком?
(Оба люди труда, немолоды, оба с разбитым сердцем.)
Что их отличает?
(У телеграфистки разбитое сердце и смущенная душа давно, может быть, навсегда, поэтому она медленно работает, теряет память и внимание, как говорят в народе, дело у нее валится из рук.
Старик, идя за гробом жены, «был доволен и горд», он уверен, что после него останется достойная смена.
У них разные судьбы. Телеграфистка лишена внутреннего счастья. За спиной старика – надежная опора, крепкие тылы: шестеро сыновей. Ему хватит сил преодолеть чувство утраты.)
К какой мысли приходит читатель, сопоставляя начало и конец рассказа?
(Для дела жизни необходимо внутреннее счастье.)
Домашнее задание: самостоятельная работа - письменный ответ на вопрос (вопросы для двух вариантов записаны на доске).
«ДЛЯ ДЕЛА ЖИЗНИ
НЕОБХОДИМО ВНУТРЕННЕЕ СЧАСТЬЕ»