Мастерская по рассказу А.П.Платонова Третий сын
Урок по рассказу А. П. Платонова «ТРЕТИЙ СЫН»
Цель - раскрыть нравственные проблемы, которые автор рассматривает в рассказе «Третий сын».
Образовательный аспект цели: показать школьникам, что проблемы человеколюбия - ведущие в творчестве А.П.Платонова.
Развивающий аспект цели: развивать мышление, аналитические способности учащихся.
Воспитательный аспект цели: воспитывать внимание, чуткость к самым близким им людям; умение посмотреть на себя со стороны.
Оборудование:
Портрет А. П. Платонова.
Эпиграф (оформление на доске).
Тексты рассказа, вопросы для обсуждения, дополнительная информация (в приложениях).
Ход урока
Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном. О любви к матери, о чувстве, заложенном в нас самой природой. Но люди не всегда умеют это осознать. Задача нашего разговора в том, чтобы, раскрывая проблему, затронутую А.П.Платоновым, задуматься над тем, как научиться понимать самых близких нам людей, пристально взглянуть на себя: всегда ли проявляем заботу о дорогих нам людях. Ведь гак часто дети не знают о родителях, о матери своей главного, самого существенного, видят ее будничную внешность, обманываются «случайными чертами».
Материнская любовь сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Для нас мать - самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам пять, двадцать или пятьдесят лет мы всегда дети, и у нас всегда есть «помощь и отрада».
Сердце матери - это милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.
1.Индукция. Введение участников в проблемную ситуацию: создание личностного отношения к предмету обсуждения.
Стихотворение Д. Кедрина «Сердце».
Дивчину пытает казак у плетня: -Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей!
- Дивчина в ответ, заплетая косу: -Про то мне ворожка гадала в
лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне мат ери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю, Настоя напьюсь - и тебя полюблю!
- Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел. Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Учитель: В данной ситуации на чьей вы стороне?
- Что вы думаете об отношении матери к детям и об отношении детей к матери?•
2.Самоконструкция. Учащиеся работают индивидуально с целью определения реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
Варианты ответов.
Сын - эгоист. Думает лишь о себе. Разве можно так поступать с самым родным человеком?!
Матери всегда жаль своего ребенка. Ее сердце наполнено любовью к сыну, мать всегда заботится о детях.
Все матери хотят, чтобы было хорошо их детям, а о себе порой забывают, живут мыслями, заботами о детях, чего не скажешь о тех или иных сыновьях и дочерях.
Какой жестокий, неблагодарный сын... А матери, как никто другой, умеют понять своих детей, прощать им ошибки.
Да, только сердце матери умеет прощать, оправдать своего ребенка даже в такой бесчеловечной ситуации.
3. Социоконструкция. Работа с текстом рассказа, погружение в него.
Учитель: Вас тоже очень сильно любят ваши родители. А вы любите родителей? Наверное, многие из вас задумались над этим вопросом, прочитав рассказ А.Платонова «Третий сын».
Вспомните содержание рассказа. Какова тема произведения?
(Отцы и дети, жизнь и смерть, материнская любовь).
Как ведут себя сыновья, встретившись после долгой разлуки в родительском доме?
(Работа по тексту). Ответы учащихся.
Сначала «Сыновья молча плакали... Каждый ее сын почувствовал себя одиноко...». Потом из комнаты «раздавался смех и шумный разговор», разбудивший задремавшего отца и его внучку. «Старший сын с увлечением говорил..., братья-моряки рассказывали случаи... и затем хохотали, затем они начали возиться по полу...,два брата опрокинули стул..., старший брат попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь... Все засмеялись...и двое из них захохотали».
Почему дети равнодушны к чувствам отца, к памяти матери? В чем причина равнодушия?
Учащиеся обсуждают, почему «громадным мужчинам - в возрасте от двадцати до сорока лет» не понятны чувство обиды старика, нечужого им человека, испуга девочки, неуместность их радости.
Скажите, какие душевные качества необходимы были братьям, приехавшим хоронить свою мать.
Определите, как они между собой связаны.
(Ученики отмечают отсутствие такта, внимания у взрослых уже людей).
Варианты ответов.
Они должны были понять, каково их отцу, прожившему рядом с их матерью всю свою жизнь.
Надо быть благодарным сыном, чтобы не веселиться у гроба родной матери.
Это проявление их душевной черствости и даже кощунства.
Они, молодые, преуспевшие в жизни, не сразу такими родились, они обязаны своим появлением на свет той, что горячо любила их и гордилась ими. Это их мать, а они - ее дети, и между ними кровное родство.
Учитель: Самые, казалось бы, обычные душевные качества отсутствовали в сыновьях. В чем видит причины цинизма, равнодушия, черствости автор рассказа? Оформите результаты работы в виде схемы, сигналов.
Ответы.
Таблица:
а) преуспели в работе - ослепли сердца; б) долгая разлука из-за повседневных бесконечных дел - отвыкли от родителей; в) братья радовались своему свиданию - это приглушило боль утраты; г) эгоисты - живут только своими проблемами; д) слепо их родители любили - выросли эгоистами.
Сердце в мелком кружеве повседневных дел, отдаливших детей от той, что не устает ждать, прислушиваясь к скрипу калитки, к стуку почтальона. Материнские руки, желающие обнять, прижать к груди своего ребенка, тоже забыты в суете. Не видна за неотложными делами и капля слезы матери, плачущей от тоски по детям. (Объясняют так: дети любят свою мать, но, занятые каждый своими проблемами, забывают о самом близком человеке, который ждет их, ночью бессонной потихоньку всплакнет: как дочка, как там сыночек ее и лишь под утро уснет).
Сердце матери, в котором большую часть составляет любовь к детям, а меньшую - забота о себе.
Родительский дом, от которого идут стрелы в шести направлениях, а к нему только одна - от третьего сына.
4. Социализация. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группой. Учащиеся используют материал домашнего задания (подобрать пословицы и поговорки о взаимоотношении родителей и детей). Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Дается самооценка, проводится самокоррекция при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Обсуждение по вопросам:
В наше время актуальна эта проблема?
Виновата ли была мать в том, что сыновья так черство отнеслись к священной памяти?
Ответы.
1.В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарных последних. Об этом сказано в пословицах: « Материно сердце в детях, а детское - в камне», «Думы матери - о детях, думы детей - об играх». Выросли сыновья, разлетелись кто куда, получили образование, самый младший еще учился, каждый был занят своими делами, а к матери приехали только на похороны, где и «радовались своему свиданию». « Уже много лет они не съезжались все вместе и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может быть, только на похороны отца», - цитата из тексту, К сожалению, это стало сейчас нормальным: дети приезжают к родителям на похороны, а то и не приедут вовсе.
Виновата мать, потому что любовь к детям должна быть разумной. Нельзя детей сильно баловать, делать все только для них. Так они не научатся думать о других. Не потому ли сейчас много примеров безответственного отношения детей к своим старым родителям?!. Наверное, и мать в этом рассказе не исключение. «Давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими,- пока не умерла»,- читаем мы в рассказе. «Материны глаза слепы»,- говорится в народе. Сначала слепо любят, а потом безутешно плачут.
Нет, не виновата мать. Материнская любовь беспредельна, бескорыстна. Любая мать будет любить своих детей, какими бы они ни были: благодарными или неблагодарными и ничего взамен не будет требовать. Пусть она плачет ночами, скучая по своему ребенку, неважно, в каком он возрасте, но это не уменьшит ее любви, полной самоотверженности, ее заботы. Мать, подобно Марии на картине «Сикстинская мадонна» Рафаэля, смотрящей на свое дитя с вопросом: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?», согласится и не перестанет любить его, даже если оно будет только огорчать ее. Будет молиться, ибо для матери, кем бы ни был ее ребенок, всегда останется милым малышом. «Материнская молитва со дна моря вынимает. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет»,- говорится в народе о безграничной, самоотверженной любви матери.
На картине художника К. Петрова-Водкина «Мать» кормящая женщина. Город, где живет она, находится в кольце блокады. Мать же кормит ребенка. Она занята делом, важней которого для нее ничего нет, даже если и идет война.
4. Молодые люди, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Каждая мать хотела бы: «Все, что есть - детям, нужду - себе». Поэтому дети должны быть благодарны родителям. А перед матерью каждый в неоплаченном долгу. В старинной казахской пословице сказано: «Трижды на себе мать в Мекку (священный город мусульман и место их паломничества) свези - с материнским долгом не рассчитаешься». Проблема, поднятая в рассказе, актуальна. Сегодня немало примеров тому, когда состарившаяся мать остается одна, а ухаживают за ней совсем чужие люди. Обремененные своими делами, дети незаметно отдаляются от своих родителей.
5. Афиширование.
Учитель: С какими фильмами, картинами, телепрограммами, художественными произведениями можно провести параллели?
Учащиеся:
Создать проект программы «Жди меня», где рассказывается о страданиях родителей из-за легкомыслия, безрассудности детей (по подобию телевизионной программы).
В фильме «Мачеха» девочка не сразу оценила должным образом отношение женщины, старавшейся стать ей близким человеком. А мачеха проявляла к девочке материнскую любовь, ласку, терпение, мудрость.
Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Мария должна отдать людям своего сына - маленького Христа на страдание и муку, чтобы они были счастливы. Глубока и сильна материнская любовь, но во имя высшего долга мать способна пойти на жертву. Мария - идеал материнства.
Киносценарий по рассказу К. Паустовского «Телеграмма».
Разрыв. Пополнение прежних знаний новыми.
Учитель: А вы поняли, почему рассказ назван « Третий сын»?
Ответы учащихся. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве скорби, о том, по какому поводу они собрались в родительском доме. В нем жива любовь, которая способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью.
Учитель: В чем оптимистичность финала рассказа?
Вариант ответа. Отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего.
Учитель: О какой современной проблеме идет речь в этом рассказе?
Варианты ответов.
О проблеме одиночества.
Учитель: А вот о чем рассказывается в песне Игоря Саруханова « Дорогие мои старики». (Звучит запись песни).
Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе урока, умение высказывать эти чувства.
Учитель: О чем заставил задуматься сегодняшний урок?
Варианты ответов.
- Мне неудобно за себя. Оказывается, я эгоистка. Я пересмотрю свое отношение к маме.
-Как трудно быть матерью и как, вместе с тем, это ответственно.
Как часто дети несправедливы к родителям. Увы, но это так.
Почему в одной и той же семье одни дети благодарные по отношению к своим родителям, а другие - нет?!
Жаль, что в спешке, в своей занятости мы часто забываем о самых близких нам людях, не говорим им нежных слов и только вспоминаем по праздникам, как, будто по обязанности.
Учитель: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это МАТЬ», - слова великого писателя А.М.Горького. Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово.
Учитель: Очень приятно было общение с вами, вы творчески поработали, верно поняли проблемы, поднятые автором рассказа, а главное, каждый сможет заглянуть в себя, а дома попробуйте написать сочинение - миниатюру «Нежной, ласковой самой письмецо я пишу...» Советую прочитать «Матерь человеческую» В. Закруткина, «Последний срок» В. Распутина.
Литература
Маккоева Г. Р. Технология обучения - педагогическая мастерская // Педагогическая мастерская.-2004.-№1.
Клочкова Р.П. Проблема формирования личности на уроках литературы через педагогические мастерские// Педагогическая мастерская.-2004.-№2.
Мурзиянова Л.А. Творческие мастерские//. Русский язык в школе.-2003.
Мурзиянова Л. А. «Мастерская по рассказу Е. И.Носова «Кукла».
Сборник дидактических материалов для проведения занятий.-Курган.: ИП- КиПРО, 2006.
Шаврина О.Г., Москвина Т.Н. Педагогическая мастерская по литературе. - Курган: ИПКиПРО, 2006.
Приложение 1.
Оформление доски
Тема: «Ты одна мне несказанный свет...». Портрет писателя.
Произведения А. Платонова. Рассказы «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Еще мама», сказка «Неизвестный цветок», « Песчаная учительница», «Цветок на земле», «По небу полуночи», «Девушка Роза», «Любовь к родине или Путешествие воробья», «Сухой хлеб», «Третий сын».
Эпиграф: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». (А.М.Горький)
Приложение 2.
Вопросы для обсуждения
Что вы думаете об отношении матери к детям и об отношении детей к родителям?
Найдите по тексту, как ведут себя сыновья, встретившись в родительском доме.
Какие душевные качества необходимы были братьям в данной жизненной ситуации?
В чем видит причины цинизма, равнодушия, черствости автор рассказа? Оформите результаты в виде схемы, сигналов.
В наше время актуальна проблема взаимоотношений отцов и детей?
В чем вина матери, что ее сыновья так черство отнеслись к священной памяти?
В каких фильмах, картинах, телепрограммах, художественных произведениях поднимается проблема отношения матери к детям и детей к матери?
Почему рассказ назван «Третий сын»?
В чем опгимистичность финала рассказа?
Почему автор не называет имен героев?
Приложение 3.
Репродукция картины «Сикстинская мадонна» С. Рафаэля.
Репродукция картины «Мать» К. Петрова-Водкина.
Иллюстрации.
Приложение 4.
Текст «Щедрое дерево» Шэла Сильверстейна.
Текст «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстого.
Текст «Отказная» А. Прокопьева.