Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).

Тема урока: «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).

Цель урока: “развивать то, что есть в душе” (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей.


Задачи урока:
воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Методические приёмы: эссе, создание проблемной ситуации, работа с текстом по стратегии «Чтение с остановками», беседа по содержанию рассказа, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.

Оборудование:

Портрет А. Платонова, высказывание:
моя долгая, упорная детская мечта – стать таким человеком,
от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир
ради меня и ради всех людей.
Андрей Платонов


Эпиграфы к уроку на доске:
Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... Мы пред ними в долгу неоплаченном Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин

Запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.





Ход урока:

Актуализация темы.

Слово учителя:

- Урок внеклассного чтения назван «Свет в ночном окне». Он – продолжение тех уроков, на которых мы говорили о важных и вневременных проблемах – взаимоотношениях отцов и детей. Один из недавних уроков назывался «Базаров и его родители».
Откройте тетради, найдите схему под заголовком «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».

От чего зависит нравственное благополучие семьи?

(Нравственное благополучие семьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
духовное родство: общие интересы, взгляды, деятельность

душевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение)


Но случается и так, что родство слабеет, качества теряются. Как не растерять душевные качества, не дать ослабнуть родству?
Об этом мы поговорим и подумаем вместе.

Побуждение. Актуализация знаний учащихся.

Напишите небольшой связный текст, используя следующие слова:
Отец, мать, сыновья, разлука, встреча, жизнь,
смерть, любовь, память, долг.

Чтение работ учащимися (по желанию).

3. Работа над рассказом А. Платонова «Третий сын».

Слово учителя:

Предмет нашего разговора – рассказ А. Платонова «Третий сын». Запишите тему и выберите себе в качестве эпиграфа слова, которые вам больше понравились.



Работа над рассказом по стратегии «Чтение с остановками»

Чтение первой части. (учитель читает вслух, учащиеся следят по тексту).
Беседа по первой части:

- Когда происходит действие рассказа?
- Какое впечатление производят сыновья?
- Какие чувства они испытывают?
- С чем сравнивается материнская любовь?

Как, по – вашему, будут развиваться события дальше? Напишите коротко фабулу продолжения рассказа.

Чтение своих работ (учащиеся читают по желанию).

Самостоятельное чтение второй части (события, происходящие ночью).

Беседа по второй части:

- Какое чувство вызывает этот эпизод?
- Над чем хохотали братья – моряки?
- Какова позиция автора?
- Так почему же действия происходят осенью? ( осень в душах людей).

Чтение концовки рассказа (учитель читает, учащиеся следят по тексту).
Беседа по рассказу:

- Почему рассказ назван «Третий сын»?



Рефлексия.

Свободное письмо.

Напишите обращение к выпускникам школы, покидающим родительский дом, от имени ( адресат выбирается самостоятельно).

Чтение работ учащихся (по желанию учащихся).



5. Итог урока.

Под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученица читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко. И тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала: “Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: “Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!




15