Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).
Тема урока: «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).
Цель урока: “развивать то, что есть в душе” (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей.
Задачи урока:
воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.
Методические приёмы: эссе, создание проблемной ситуации, работа с текстом по стратегии «Чтение с остановками», беседа по содержанию рассказа, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.
Оборудование:
Портрет А. Платонова, высказывание:
моя долгая, упорная детская мечта – стать таким человеком,
от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир
ради меня и ради всех людей.
Андрей Платонов
Эпиграфы к уроку на доске:
Тревожится о сыне постоянноСвятой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей материИ отцу до земли поклонись...Мы пред ними в долгу неоплаченном Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.
Ход урока:
Актуализация темы.
Слово учителя:
- Урок внеклассного чтения назван «Свет в ночном окне». Он – продолжение тех уроков, на которых мы говорили о важных и вневременных проблемах – взаимоотношениях отцов и детей. Один из недавних уроков назывался «Базаров и его родители».
Откройте тетради, найдите схему под заголовком «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».
От чего зависит нравственное благополучие семьи?
(Нравственное благополучие семьи[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
духовное родство: общие интересы,взгляды, деятельность
душевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение)
Но случается и так, что родство слабеет, качества теряются. Как не растерять душевные качества, не дать ослабнуть родству?
Об этом мы поговорим и подумаем вместе.
Побуждение. Актуализация знаний учащихся.
Напишите небольшой связный текст, используя следующие слова:
Отец, мать, сыновья, разлука, встреча, жизнь,
смерть, любовь, память, долг.
Чтение работ учащимися (по желанию).
3. Работа над рассказом А. Платонова «Третий сын».
Слово учителя:
Предмет нашего разговора – рассказ А. Платонова «Третий сын». Запишите тему и выберите себе в качестве эпиграфа слова, которые вам больше понравились.
Работа над рассказом по стратегии «Чтение с остановками»
Чтение первой части. (учитель читает вслух, учащиеся следят по тексту).
Беседа по первой части:
- Когда происходит действие рассказа?
- Какое впечатление производят сыновья?
- Какие чувства они испытывают?
- С чем сравнивается материнская любовь?
Как, по – вашему, будут развиваться события дальше? Напишите коротко фабулу продолжения рассказа.
Чтение своих работ (учащиеся читают по желанию).
Самостоятельное чтение второй части (события, происходящие ночью).
Беседа по второй части:
- Какое чувство вызывает этот эпизод?
- Над чем хохотали братья – моряки?
- Какова позиция автора?
- Так почему же действия происходят осенью? ( осень в душах людей).
Чтение концовки рассказа (учитель читает, учащиеся следят по тексту).
Беседа по рассказу:
- Почему рассказ назван «Третий сын»?
Рефлексия.
Свободное письмо.
Напишите обращение к выпускникам школы, покидающим родительский дом, от имени ( адресат выбирается самостоятельно).
Чтение работ учащихся (по желанию учащихся).
5. Итог урока.
Под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученица читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,Старенькая женщина слегла.Много лет она в квартире нашейОдиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.И тогда, не замечая нас,Всё ходила и шептала:“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,Что ж поделать – старость подошла.Как бы хорошо мы посиделиРядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли.Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночьюТелеграф не уставал кричать: “Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,Отложив до времени дела,Дети собрались, да только жалко У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,Мягкую серебряную прядь,Для чего же дали вы разлукеТак надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.Тягостны бессонницы ночей:Разве горя дожидаться надо,Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммыПривели вас к скорым поездам?Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!
15