«Использование различных форм проведения коррекционно — развивающих занятий по нравственному воспитанию».
Большое место в воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии и поведении должно быть уделено нравственному воспитанию, усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребёнку так или иначе придётся контактировать.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях нравственности и морали. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Это часто является главной причиной совершения ими аморальных поступков.
Очень важно, чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чувство, это касается всего: быта семьи, культуры поведения, взаимоотношений с товарищами и взрослыми, культуры труда и т. п.
После окончания вспомогательной школы, многим придется самостоятельно строить свою жизнь, возможно, иметь семью. И дети должны иметь представление о понятиях добра, справедливости и взаимопомощи, уметь жить в соответствии с этими принципами. К этому их надо готовить с детства.
Наше требование быть вежливыми постепенно должно становиться естественной привычкой. Также важно чтобы, например, наши дети не производили впечатления дикаря и грубияна. Правильному поведению необходимо учить, демонстрируя его лично, упражняя в нем ребенка систематически. Бывая с детьми в общественных местах, показывать им примеры правильного и красивого. Разумеется, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы тоже необходимо. (Пример 1: магазин, почта, гости в классе).
Среди разнообразия методов и средств воспитательного воздействия, необходимо отметить роль книги в формировании нравственного чувства ребенка. При этом следует обратить внимание на то, что литература обладает большой силой коррекционного воздействия. Она создает определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело используя которое, ребенку ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости. По моему это самый благодатный материал — литературные образы. Поэтому на внеклассных занятиях мы читаем и обсуждаем литературные произведения. В основном это произведения В.Осеевой такие как «Три товарища», «Плохо», «На катке». Благодаря художественному образу, ребенок начинает оценивать себя свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. Анализируя поступки литературных героев, стараюсь помочь детям разобраться в поступках, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируются умение оценивать других и критически относиться к себе.
В ходе своей работы часто приходится общаться с родителями, конкретно о нравственном воспитании детей в семье, а также в школе. В совместных беседах стараемся вырабатывать единые требования к ребенку.
По проведенной диагностике уровня воспитанности учащихся в начале учебного года, было выявлено, что нравственность у детей в нашем классе ниже среднего. Поэтому я выбрала тему самообразования «Формирование нравственных качеств у подростков с ОВЗ через внеклассные мероприятия». По данной проблеме я собираюсь проводить работу на протяжении всего периода обучения детей в школе, до ее окончания. В настоящее время у нас идет диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика и выявление нравственной мотивации, уровня воспитанности детей. Методами исследования в основном являются наблюдение, беседы, чтение и обсуждение литературных произведений, обсуждение поступков самих детей.
На самоподготовке стараюсь построить работу так, чтобы в ней присутствовали формы и методы нравственного воспитания. С начала учебного года с детьми составили и записали правила поведения на занятиях. Эти правила вывешиваю на доску во время самоподготовки и постоянно стараюсь работать с ними. На самоподготовке все работы связаны между собой одной тематикой. (Пример).
ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Сообщение на тему:
«Использование различных форм проведения
коррекционно - развивающих занятий
по нравственному воспитанию».
(Из опыта работы)
Составила: воспитатель Уздяева Р.М.
2013-2014 уч.годГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Ролевая игра
«Юридическая консультация»
Провела: воспитатель: Уздяева Р.М.
2013 — 2014 уч.годРолевая игра «Юридическая консультация»
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию , мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей ( а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»...»
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети.
Ответы детей.
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем- то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.
II. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Воспитатель: Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.
Ответы детей.
Сценка 2
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ответы детей.
Сценка 3
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Воспитатель: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Сценка 4
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Воспитатель: Правильно ли рассуждает Петров?
Сценка 5
Мама: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын: Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!
Воспитатель: Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
- А чего они совершенно не знают?
- Как же примирить свои права с правами других людей?
III. Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?