Конспект по литературному чтению на тему: Русские народные сказки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока литературного чтения
в 3 классе на тему:
«Русские народные сказки»
Подготовила:
Смольянинова
Людмила Владимировна,
МБОУ «Первомайская СОШ»
(учебный корпус №2)
2015-2016 учебный год
Предмет: литературное чтение
Дата проведения: 25.12.2015
Класс: 3
УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий).
Автор: Л. В. Смольянинова, МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: «Русские народные сказки».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации к произведениям художественной литературы, карточки.
Цель: Обобщить и закрепить знания, полученные учащимися при изучении раздела «Волшебные сказки».
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие доброжелательности, самостоятельности;
привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательных способностей учащихся;
расширение и обогащение словаря читателя.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;
умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент Прошла перемена, Услышан звонок – пора поскорее начать нам урок.
Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение. Настраиваются на работу.
Сигнальные карточки. Личностные:
Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II.Актуализация знаний А сейчас мы с вами узнаем тему урока – для этого вам нужно выполнить задание. (Приложение 1).
Какое слово получилось?
Какие бывают сказки?
Назовите виды сказок.
Выполняют работу по карточкам самостоятельно.
Отгадывают слово «сказки».
Участвуют в диалоге.
Бытовые, волшебные, сказки о животных. Регулятивные: Умение работать по алгоритму, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Познавательные:
Умение выполнять работу самостоятельно, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
III. Определение темы и цели урока.
На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок – и народных, и авторских. Сегодня мы вспомним народные сказки, с которыми познакомились. Настраиваются на продуктивную работу. Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачуIV.Основной этап (обобщение полученных знаний).
Все сказки, которые вы знаете, перепутались в необычной книге.
1) Давайте попробуем разобраться вместе.
Посмотрите внимательно, какая сказка изображена на иллюстрациях? Расставьте иллюстрации по порядку.
2)Соотнесите имя сказочного персонажа с его изображением. Охарактеризуйте героя.
Чему учит нас эта сказка?
«Летучий корабль».
Анализируют содержание произведения.
Соотносят по картинкам персонажей.
Ответы детей.
Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей.
Познавательные: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: уметь выполнять целевые установки
V.Физкультминутка.
Организовать эмоциональную разрядку. Активно выполняют упражнения.
VI.Закрепление полученных ранее знаний.
1) А сейчас попробуйте вспомнить, какая сказка изображена на следующей серии иллюстраций. Воспроизведите эту сказку с опорой на сюжетные картинки.
2) У каждого из вас есть текст. Ваша задача исправить ошибки в сказке и прочитать правильный вариант.
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
4) Ребята, посмотрите, к нам пришли письма. Давайте узнаем, что в них. Выполните задание: определите героя по его описанию.
Проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Из какой сказки эти герои?
5)Посмотрим видеофрагменты с изображением этих персонажей. Что мы можем сказать о героях?
Какой вывод вы сделали, прочитав сказку «Морозко»?
6)А сейчас попробуйте угадать сказку по опорным словам, которые в ней встречаются.
«По щучьему веленью».
Пересказывают текст по картинкам.
Самостоятельно исправляют ошибки. Проверяют правильность выполнения задания по слайдам.
Ответы детей.
Читают описание сказочного персонажа и угадывают его.
«Морозко».
Ответы детей.
«По щучьему веленью»,
«Морозко»,
«Летучий корабль».
Познавательные: анализировать содержание произведения.
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению.
Познавательные: развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.
VII.Рефлексия.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые вы видите на экране.
Вы очень хорошо работали на уроке, и герои Тридевятого царства прислали вам посылку.
Ответы детей. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
VIII.Домашнее задание
Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся сказке.
Записывают задание. Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
IX.Итог урока. Оценка работы учащихся.
Приложение 1.
А С А А А А
ЗЗЗЗК ЗЕ Е А Е Е Е
ПППППЗК И И И И И
Г Г Г И Г Г
Приложение 2.
…Слез Ваня с печки, обулся, разделся, взял ведра да топор и пошел на море.Распилил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Ваня в проруби акулу. Изловчился и ухватил акулу в руку:- Вот запеканка будет сладка!Вдруг акула говорит ему человечьим голосом:-Ваня, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.А Емеля смеется:- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам запеканку сварить. Будет запеканка сладка.Акула взмолилась опять:- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.Акула его спрашивает:- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?- Хочу, чтобы бочки сами пошли домой и вода бы не расплескалась...Акула ему говорит:- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:"По щучьему веленью, по моему хотенью".Емеля и говорит:- По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, бочки, сами домой...Только сказал – бочки сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Приложение 3.
Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Она чуть дух переводит:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
Приложение 4.
– Тепло ли тебе, девица?
А она ему:
– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:
– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: –
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.
Приложение 5.
Опорные слова.
Печь, изба, вёдра, щука, бочка.
Лес, мачеха, падчерица, старик, собаки.
Топор, бочка, хворост, кувшин, баня.
Приложение 6.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Так от нас птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.