Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.
Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики.
Скрипченкова Наталья Павловна,
учитель математики МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 2»,
Усилия учителя, направленные на выявление пробелов в знаниях учащихся, их учет, а затем ликвидацию, не приводили к желаемому результату. Выход из создавшегося положения можно найти , обратившись к теории поэтапного формирования умственных действий. В работах Талызина Н.Ф., Гальперина. Главное в системе обучения циклическая организация процесса обучения, позволяющего научить каждого ученика самостоятельно приобретать теоретические знания и успешно применять их на практике. Новизна в теоретическом использовании идей теории поэтапного формирования умственных действий в условиях средней школы. Продуктивность такой системы работы в создании условий для: - осознания каждым учащимся, в том числе и 'сильным', необходимости владения приемами решения заданий обязательного уровня как условия успешного овладения приемами решения заданий продвинутого уровня; - обучение каждого учащегося в зоне ближайшего развития; - предупреждения и снятия психологического 'срыва' перед любыми формами проверки знаний. Трудоемкость в структурировании учебного материала и учебного процесса, подборе разноуровневых задач и упражнений. Доступность. Опыт доступен любому педагогу. Внедрение требует разработки адаптивной системы упражнений разных уровней сложности. Результативность в создании «ситуации успеха» на каждом уроке, отсутствия неуспевающих и повышении интереса к предмету.
Система работы учителя
Изучение программного материала ведется по темам, при этом учитель не чередует алгебру с геометрией, считая, что в таком «слоеном пироге» учащиеся разбираются трудно. По каждой теме уроки делятся на 2 блока: I блок - обязательный уровень II блок - продвинутый уровень На I уровне каждый ученик должен знать, КАК сделать, на II уровне - должен разбираться в том, ЧТО делать. Задания для I уровня одношаговые, для II уровня, требующие выполнения нескольких операций. При работе над каждой темой учитель значительно больше уделяет времени элементарным упражнениям и задачам, преследуя цель - добиться усвоения обязательного уровня каждым учеником.
Циклическая организация процесса обучения: 1 урок - ориентировка в новом материале (объяснение учителя, чтение учебника, громкая речь); 2 урок - подконтрольное оперирование (громкая речь -> внутренняя речь) ; 3 урок - снятие контроля (действия в умственном плане) ; 4 урок - коррекция ;
Подготовительный этап: 1 урок а) математический диктант б) качественная самооценка в) проверка и исправление ошибок г) повторная самооценка
а) В диктанте содержатся задания, актуализирующие изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы. Диктант выполняется в тетрадях и на листах (через копировальную бумагу); б) В младших и средних классах используется качественная самооценка в виде «рожиц». Учитель предлагает учащимся оценить выполненную работу перед сдачей тетрадей на проверку: не знаю, думаю, все не доволен собой, как написал что справился сделал разочарован
г) После работы над ошибками учитель предлагает провести повторную самооценку, отражающую настроение после проверки.
Цель - учить учащихся делать выводы по самооценке, стимулировать мотивы учения. Например, - ты переоценил себя, нужно поработать, повторить правила.
- будь уверен, ты учился старательно.
2 урок - урок решения задач Цель: продолжить постепенный переход от поэтапного контроля к самоконтролю. Дидактическая задача: - важно, чтобы в ходе решения задач школьник выступал и в роли обучаемого и в роли учителя, вслух обосновывая каждый свой шаг теоретическими понятиями. Приемы организации деятельности учащихся: - учащиеся рассажены так, чтобы соседями по парте оказались приблизительно одинаково успевающие ученики; ученик, нуждающийся в помощи, сидит со среднеуспевающим, готовым прийти ему на помощь; - на доске записаны задания для всех учащихся; - учитель решает задачу с целью подготовки учащихся к выполнению самостоятельной работы; - объем самостоятельной работы определен так, чтобы она закончилась за 10-15 минут до звонка; - проверка работы проводится учащимися по образцу (оценка работы в парах производится друг у друга в среднем звене – «рожицы», в старшем звене - словесно – «удовлетворительно», «хорошо», «неудовлетворительно»; учащиеся, работавшие в парах, сдают анонимные карточки со встретившимися затруднениями); - учитель предлагает учащимся алгоритм самостоятельной работы.
Алгоритм самостоятельной работы учащихся: 1. Задачу или упражнение попробуй выполнить самостоятельно, но если не получается, обратись к соседу. 2. Если сосед обратился за помощью, помоги ему найти то место в условии задачи, записи, которое поможет ему решить задачу самостоятельно. 3. Если с задачей не справляетесь вдвоем, обратитесь за помощью к учителю. 4. Ученик, верно решивший задачу, должен проверить решение соседа. 5. Если задачи, упражнения выполнены правильно, то по очереди расскажите друг другу
правила, использованные при решении каждой из задач.
3 урок - проверочная работа Структура: I. Актуализация основного содержания изучаемого материала (10-15 минут). Варианты: а) математический диктант б) запись алгоритма в) воспроизведение опорного сигнала II. Подготовка к проверочной работе: - устное решение 2-3-х задач, аналогичных тем, что будут в проверочной работе (фронтально). III. Проверочная работа организуется на этом же уроке. Учитель оценивает качество усвоения материала, используя формулу: KL = LP , где KL - коэффициент усвоения; L - правильно выполненные операции; P - операции, предложенные для выполнения. При KL >/ 0,7 процесс обучения можно считать завершенным на данном уровне усвоения, т.к. в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. При KL < 0,7 учащийся в последующей деятельности совершает систематически ошибки и неспособен их исправить, поэтому самостоятельный переход от одного уровня усвоения к другому невозможен без помощи учителя. При KL >/ 0,7 до KL = 1 учащийся может самостоятельно осуществлять переход от одного уровня к другому.
Организация работы по второму направлению: - индивидуальная работа учителя с учеником; - работа ученика-консультанта с учеником.
Четырехступенчатая организация дидактического процесса дает возможности учителю видеть достижения учащихся. немаловажно и то, что при такой организации сильные ученики включены в серьезную работу по усвоению обязательной части, осознавая необходимость этой работы как основы для обучения на более высоком уровне. Наравне с такой организацией учебной деятельности учащимися используются и другие формы (уроки-бенефисы, бинарные уроки и др.).
Литература:
Гальперин П.Я. – Развитие исследований по формирование умственных действий. Москва, 1958 г. - 133 с.
Гальперин П.Я., Кабельницкая С.Л. Экспериментальне формирование внимания. Издательство Московского университета, 1974 г. – 216с.
Волович М.Б. Математика без перегрузок. Москва, 1991 г. – 58 с.
Виленкин. Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Математика 5. Москва, 2015 г.- 233 с.