Учебно-исследовательская работа «По страницам Волшебной страны»


Конкурс учебно-исследовательских работ
«По страницам Волшебной страны»
Номинация: «Художники-иллюстраторы книг А.М. Волкова»
Конкурсная работа на тему:
«Через картинку к пониманию замысла и художественного толкования автора».
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..1
Глава I. Художники-иллюстраторы книг А.М. Волкова………………………….3
1.1. История создания книги «Волшебник Изумрудного города………………..3
1.2. Основные сведения о художниках, иллюстрировавших книги
А.М. Волкова…………………. .………………………………………………..........3
1.2.1. Николай Эрнестович Радлов………………………………………………….3
1.2.2. Владимирский Леонид Викторович …………………………………………4
Глава II. Практическая часть. Исследование «волшебных превращений». …….6
2.1.Сравнение иллюстраций Н.Э. Радлова и Л.В. Владимирского к сказочным повестям А.М. Волкова………………………………………………………………….6
2.2 Анализ результатов проведённого анкетирования…………….......................7
2.3.Конкурс рисунков «Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный»…......8
2.4. Выставка «Иллюстраторы сказок А.М. Волкова». ………………..…………..9
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список литературы …………………...……………………….…………………….11
Приложение…………………………………………………………………………..12
Введение
Художник пишет не то, что видит, а то,
что будут видеть другие.
Поль Валери
С самого раннего детства я, как и многие ребята, очень любила слушать сказки. Сначала мне их рассказывала мама и бабушка, а когда я научилась читать, то сама с большим удовольствием брала книгу в руки и погружалась в волшебный мир странствий вместе с героями сказок. Многие произведения мне так полюбились, что я их перечитывала по несколько раз, а сказки А.М. Волкова стали самыми любимыми. Когда я читаю, то постоянно представляю себе героев сказки: как они выглядят, во что одеты, где живут, как говорят, как двигаются… С каким удовольствием я всегда рассматриваю картинки в книжках. А ведь редко кто из ребят задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели, редко смотрим на титульном листе имена художников - иллюстраторов.
Актуальность темы работы.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Но, к сожалению, мало кто интересуется, как зовут тех людей, кто дополнил слуховое восприятие литературного произведения зрительными образами, кто так ярко изобразил того или иного героя. Ведь для многих читателей художники-иллюстраторы так и остаются неизвестными.
Объект исследования: жизнь и творчество художников-иллюстраторов книг А.М. Волкова.
Предмет исследования: иллюстрации Н. Э. Радлова и Л.В. Владимирского к книгам А.М. Волкова из цикла «Волшебник Изумрудного города».
Гипотезой исследования стало предположение о том, что иллюстрации
в книгах не самостоятельны по сюжету и что художник-иллюстратор выступает как соавтор произведения.
Я поставила перед собой цель: познакомиться с жизнью и творчеством художников-иллюстраторов книг А.М. Волкова из цикла «Волшебник Изумрудного города».
Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи;
узнать о художниках, иллюстрировавших книги А.М. Волкова, проанализировать  их творчество;
сравнить иллюстрации разных художников;
проследить, как художники-иллюстраторы отражают реалистичный и волшебный мир сказок;
путём анкетирования определить, какие иллюстрации больше нравятся моим одноклассникам.
Для проведения исследования я отобрала такие методы:
изучение литературных и справочно-энциклопедических источников, источников Интернет – ресурсов по теме исследования;
провести анкетирование;
создать свои иллюстрации к сказке;
оформить выставку, посвященную художникам - иллюстраторам.
Практическая значимость работы: данная исследовательская работа даст дополнительную информацию о творчестве иллюстраторов детских книг А.М. Волкова, чьи работы составляют славу искусства книги, обогатит читательскую компетенцию, откроет «дверь» в мир словесного творчества и фантазии.
Глава 1. Художники-иллюстраторы книг А.М. Волкова.
1.1. История создания книги «Волшебник Изумрудного города».
Американская книжка писателя Фрэнка Баума "Мудрец из страны Оз" попала в СССР в руки преподавателя математики Александра Мелентьевича Волкова, который, занимаясь английским языком, стал её переводить. У него было два сына, им по вечерам он пересказывал прочитанное, по ходу добавляя новые приключения. Потом всё записал, и в 1939 году вышла в свет книга А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
В первом издании указывалось, что это переработка сказки американского писателя Ф. Баума. Книгу иллюстрировал  замечательный художник  Николай Радлов, непревзойденный  мастер карикатур и шаржей. Иллюстрации получились  замечательные. Острые, чуть шаржированные, "прикольные".
1.2. Основные сведения о художниках, иллюстрировавших книги А.М. Волкова.
1.2.1. Николай Эрнестович Радлов
Николай Эрнестович Радлов родился в 1889 году в Петербурге в семье интеллигентов. С раннего детства будущий художник жил в творческой атмосфере, что не могло не повлиять на выбор высшего учебного заведения.
Рисовать Радлов начал – в школьные годы. В годы студенчества увлечение искусством стало уже настолько сильным, что Николай Эрнестович решил поступить и был принят в академию художеств. Занятия в Академии он совмещал некоторое время с посещением историко-филологического факультета Петербургского университета, который успешно окончил в 1911 году.  Начинал Николай Эрнестович свою профессиональную деятельность как художественный критик и искусствовед. В полной мере талант Н.Э. Радлова - карикатуриста, иллюстратора, художника детской книги - раскрылся в послереволюционные годы. Кроме того, он занимался живописью, работал маслом и акварелью, создавал пейзажи, натюрморты, портреты. В 1919 г. был избран профессором Института истории искусств, читал лекции по западноевропейскому искусству.
Особой сферой интересов Радлова была графика. Большое место в творческом наследии Радлова занимают иллюстрации к литературным произведениям. Свыше четырех десятков книг самого различного содержания и объема, для взрослых и детей, было издано с его рисунками. Большое значение придавал Радлов технике исполнения рисунков, адресованных детской аудитории. Для ребенка каждый новый рисунок – событие, зрелище радостное и любопытное, новая радость, новое переживание, иногда, в силу своей непосредственной наглядности, более волнующее и глубокое, чем получаемое им от чтения. Он рисовал так, чтобы глазу ребенка легко было проследить за каждым движением пера, потому его рисунки и дышат простотой, ясностью, непринужденностью. Первая книга для детей с его иллюстрациями издана в 1923 году: Марк Твен «Приключения Тома». В числе самых известных детских книжек с рисунками Н. Радлова: Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и многие другие.
Николая Эрнестовича не стало в 1942 году. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1.2.2. Владимирский Леонид Викторович
"Волшебник Изумрудного города"  "реинкарнировался" в 1959 году, когда Александр Мелентьевич познакомился с начинающим  художником, Леонидом Владимирским, книга вышла в свет с новыми иллюстрациями, признанными позднее классическими.     Творческое содружество Волкова и Владимирского оказалось длительным и очень плодотворным. Работая бок о бок в течение двадцати лет, они практически стали соавторами книг — продолжений «Волшебника». Л. Владимирский стал «придворным художником» Изумрудного города, созданного Волковым. Он иллюстрировал все пять продолжений Волшебника[2].
Владимирский Леонид Викторович, родился в Москве на Арбате 21 сентября 1920 года. Когда Леонид Викторович окончил школу, он поступил в инженерно-строительный институт. До войны успел закончить 3 курса. В войну служил в инженерных частях, строил дороги, мосты. Окончил войну в звании старшего лейтенанта, имеет медаль “За победу над Германией”, а после демобилизации, в 1945 году, решил стать художником. Выбрал художественный факультет ВГИКа, отделение мультипликации, и, закончил его с отличием в 1951 году.
Леонид Викторович Владимирский всю свою жизнь рисовал акварелью.
Больше всего он нарисовал сказок. Широко известной работой художника
стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых - «Волшебник Изумрудного города» с новыми, оригинальными иллюстрациями Владимирского, цветными и красивыми. Можно сказать, что они не очень отличались от рисунков Радлова, но те были графичные, черно - белые, а здесь засияли краски. Пронзительной зеленью загорелись изумруды на башнях города, золотом заблестела главная дорога Волшебной страны, лазурью засветилось небо.
Иногда даже случалось так, что художник просил Волкова переделать текст под свои рисунки. В одном из интервью Леонид Викторович рассказал о том, что готовая рукопись "Двенадцать подземных королей” по его просьбе была переделана автором. Л. Владимирский предложил сделать не двенадцать королей, а семь, по цветам радуги. «Убрать пять королей - переделывать всю книжку!» - сказал писатель, но «покряхтел, поворчал, сел – и все переделал».  [3]
Герои Владимирского очень выразительны, не похожи друг на друга,
всегда имеют собственное лицо.  Художник очень интересно искал свои образы: увидел в транспорте дядьку с лохматыми бровями – получился Урфин Джюс. Дочка Леонида Викторовича позировала для Элли. Когда Л. Владимирский думал про героев Волкова, то наткнулся на книжку Баума “Волшебник из страны Оз”. Там Страшила был с дыркой вместо носа – он же пугало! Но художнику очень хотелось сделать его симпатичным, и он придумал заплатку и ржаные снопики волос. Именно он стал любимым героем. Леонид Викторович долго мучился и с Арахной, злой колдуньей из “Желтого тумана”. Грубая, примитивная великанша, напустившая желтый туман на Волшебную страну, ну где найти ей прототип? Он целыми днями ездил в метро, сидел на вокзалах, рисовал старушек, но Волкову ничего не понравилось. Поздним вечером художник возвращался домой усталый, а навстречу ему идет соседка, ее он и нарисовал.
В иллюстрациях малого размера художник делал рисунки на белом фоне, стараясь наиболее чётко показать взаимодействие персонажей, а в больших главной задачей было передать волшебную атмосферу сказки. Книги с иллюстрациями Л.В.Владимирского публиковались на многих языках мира.
Умер Леонид Викторович Владимирский 21 апреля 2015 года.
Глава 2. Практическая часть. Исследование «волшебных превращений».
2.1. Сравнение иллюстраций Н.Э. Радлова и Л.В. Владимирского к сказочным повестям А.М. Волкова.
У каждого художника своё отношение к сказочным повестям А.М. Волкова, и это можно увидеть в их рисунках: к одной и той же сказке-повести разные художники создают разные иллюстрации. Я в этом убедилась, сравнив иллюстрации Н.Э. Радлова и Л.В. Владимирского.
Рисунки Николая Эрнестовича Радлова чёрные, штриховые, и вся обстановка в них совсем не волшебная. Стол - простой кухонный, мясорубка, баночка с солью, паутина  даже совсем обычный людоед... Всё просто. И страшно и смешно. (Приложение 1, рис. 2). Но могу точно сказать, что иллюстрации Н. Радлова можно долго рассматривать, находить в них новые интересные подробности. Он художник-рассказчик, потому что изобразил героев так, как их описывал автор книг, и моё видение героев после прочтения очень часто совпадало с тем, как изобразил их Николай Эрнестович. (Приложение 1) Единственно, чего мне не хватило, так это цвета. Если бы они были красочными, то я думаю, ни в чём бы не уступали рисункам других художников.
Благодаря талантливому  художнику Л. В. Владимирскому иллюстрации к циклу сказок А.М. Волкова стали яркими и разноцветными. Здесь мы можем увидеть разнообразную палитру красок: зелёную, желтую, голубую. Запомним Страшилу, Железного Дровосека, благородного Льва именно такими: милыми, весёлыми, добрыми... Каждому его герою свойственны внешняя привлекательность и доброта, симпатичными и нестрашными выглядят даже отрицательные персонажи – феи и людоед. (Приложение 2)   
Конечно, очень трудно сказать какие иллюстрации лучше, ведь каждый художник по-своему дополнил слуховое восприятие литературного произведения зрительными образами. Но мне ближе рисунки, выполненные Л. В. Владимирским, может быть потому, что яркие, а может потому, что я знакома с ними с самого раннего детства. Но когда я смотрю на героев Леонида Викторовича, то мне кажется, что они сейчас оживут и я вместе с ними отправлюсь в увлекательное сказочное путешествие.
2.2. Анализ результатов проведенного анкетирования.
Среди учащихся 6 класса «Меленской СОШ» была мной проведена анкета, на вопросы которой отвечало 15 учащихся.
На первый вопрос «Любите ли вы сказки?» все опрошенные ответили «Да». Практически всем ребятам больше всего нравятся авторские сказки, некоторым нравятся волшебные сказки, а совсем немногим – о животных.
На следующий вопрос «Знаком ли вам писатель А.М. Волков?» утвердительно ответили 73 % учащихся.
Только у 60 % опрошенных есть в домашней библиотеке одна книга, автором которой является А.М. Волков, а у 20% есть 2 книги.
На вопрос «Какие произведения из цикла «Волшебник Изумрудного города» вы читали?» 27% ответили, что не читали ничего, 73% - «Волшебник Изумрудного города», 13% - «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», 20% - «Семь подземных королей», 7% - «Огненный бог Марранов».
100% учащихся на вопрос «Какие вам книги больше всего нравятся с картинками или без картинок?» ответили, что им нравятся книги с картинками.
Все анкетированные на вопрос  «Обращаете ли вы внимание, как проиллюстрирована данная книга?» ответили утвердительно, ведь каждому порой приходится найти иллюстрации, поражающие воображение.
На шестой вопрос «Как вы считаете, иллюстрации в книгах самостоятельны по сюжету или художник-иллюстратор выступает как соавтор произведения?» все анкетированные ответили, что иллюстратор должен выступать как соавтор произведения. Они дополнили свой ответ, написав, что иллюстрации художников не должны отличаться от того, как описывает автор героев или события в своем произведении, потому что каждый читатель в своём воображении представляет того или иного героя именно так, как описал его автор. А если иллюстратор не будет стараться точно передать авторский замысел, то рисунки будут уже не соответствовать данному произведению.
 93% опрошенных не смогли привести примеры художников-иллюстраторов книг А.М. Волкова, только одна учащаяся (что составило 7%)  ответила утвердительно на вопрос «Знаете ли Вы художников-иллюстраторов сказок А.М Волкова?» и привела в пример Л.В. Владимирского.
На вопрос «Хотелось ли вам самим когда-нибудь проиллюстрировать любимую сказку?»  все ученики ответили утвердительно.
Все анкетированные на вопрос «Какие образы рождает ваше воображение, когда вы смотрите на иллюстрации к сказкам, сделанные разными художниками к книгам А.М. Волкова из цикла «Волшебник Изумрудного города»?  ответили по-разному. Некоторые написали, что иллюстрации Н. Э. Радлова им хочется раскрасить, потому что они очень мрачные. Многие отвечали, что образ Страшилы вызывает у них чувство радости, а некоторые очень хотели бы с ним подружиться. Дровосек, изображенный Л.В. Владимирским, воплощение смелости и решительности и с ним ничего не страшно.
На последний вопрос «Рисунки какого художника - иллюстратора вам понравились больше всего?» 93% ответили Л.В. Владимирского, 7 % ответили, что им нравится иллюстрации двух художников потому, что каждый из них старался отразить задумку писателя по - своему.
Исходя из анализа анкеты, можно сделать вывод о том, что большая часть читателей сказок А.М. Волкова понимает значимость труда художника-иллюстратора, высокую роль его в понимании замысла автора. А это помогает формировать читательскую культуру, и, что наиболее важно, делает их свидетелями того, как с помощью кисти и красок рождается чудо – произведение высокого искусства – иллюстрация к сказке.
2.3. Конкурс рисунков «Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный».
Поскольку все ребята хотели бы сами стать иллюстраторами сказок А.М. Волкова, то все они с большим желанием приняли участие в выставке рисунков «Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный». Но для этого некоторым учащимся сначала пришлось прочитать сказку А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», почувствовать авторскую задумку, а потом только попробовать себя в роли художника. Все работы получились красочными, каждый хотел внести в образ своего героя что-то особенное.
2.4. Выставка «Иллюстраторы сказок А.М. Волкова».
Итогом моей исследовательской работы также стала книжная выставка «Иллюстраторы сказок А.М. Волкова», где были представлены книги сказок А.М. Волкова, проиллюстрированные Николаем Эрнестовичем Радловым и Леонидом Викторовичем Владимирским.
На выставочных стендах были собраны материалы о лучших художниках-иллюстраторах сказочных повестей А.М. Волкова. Посетители выставки подробно могли познакомиться с представленной коллекцией книг писателя, с иллюстрациями художников. А я с большим удовольствием рассказывала о жизни и творчестве писателя, об истории создания книги «Волшебник Изумрудного города» и о художниках-иллюстраторах, которые дополнили книгу своими рисунками и подарили нам радость.
Заключение.
  На основании изложенного можно сделать вывод, что иллюстрации в книгах не самостоятельны по сюжету. Художник-иллюстратор выступает как соавтор произведения. Он  рисует визуальный образ, связанный с  содержанием текста в книгах. Иллюстрации в книге помогают читателю увидеть и рассмотреть героев и события, которые описаны в тексте. Прежде чем иллюстрация попадет в книгу, художник-иллюстратор внимательно читает текст, а затем работает над созданием образа.
Каждый художник видит образы, описанные в книге по-своему, и выбирает свою технику изображения, а также изобразительные материалы.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Практическое значение моего исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы на классных часах, уроках внеклассного чтения, при проведении недели русского языка и литературы.
В дальнейшем хочу разместить материалы на сайте школы и библиотеки Меленского сельского поселения. Планирую продолжить изучение творчества тех художников, кто иллюстрировал книги А. М. Волкова уже после его смерти.
Список литературы
Глоцер В. Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления. – М., 1987. - 305 с. 
Владимирский Л. История одной сказки. - Костёр. - 1989. - № 7. –
С. 19.
Владимирский Л. Сказочные герои. - Юный художник.- № 1981.-№10.-С24. 
Ельшевская Л. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. – М., 1971.
Качаев Ю. Писатель-волшебник. - Пионер. - 1976. - № 6. - С. 63.
Качаев Ю. «Волшебник Изумрудного Города». -  Пионер. - № 8. - С. 16.
Использованы материала с сайтов:
8.1.http://shkolazhizni.ru/biographies/articles/48061/8.2.  http://emeraldcity.ru8.3. http://novsel.ru8.4.Shkolazhizni.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Иллюстрации Радлова Николая Эрнестовича
Рис.1 Рис.2
29965652540
Рис.3 Рис.4
lefttop
Рис.5 Рис.6

Рис.7 Рис.8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Иллюстрации Владимирского Леонида Викторовича
Рис.1 Рис.2

Рис.3 Рис.4

Рис.5

Рис.6
Рис.7

Рис.8 Рис.9