Конспект урока по русскому языку на тему Творительный падеж (3 класс) 
Тема: «Творительный падеж?»
Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.
Познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями: вопросами, предлогами. Формировать 
Задачи:
  1.Предметные:
- формировать умения умение сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже;
- совершенствовать умения определять изученные падежи имён существительных, 
- отрабатывать умения писать слова с изученными орфограммами.
2.  Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления,  зрительной памяти учащихся;
     б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3.  Личностные:
- формирование умения оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах,  самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык  3 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради на печатной основе, карточки для работы в парах. 
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой -Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их.
- Будем надеяться, что настроение  у наших гостей замечательное, и они с удовольствием посмотрят, как умеют работать ученики 3 класса.
- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу.
- Я верю в  вас,  и знаю - у вас всё получится! - Пусть доброе  настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе урока.                        
Проверка домашнего задания. Актуализация.  
- Вы выполняли упражнение 93 на странице 52.
- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?
- Прочитайте, стихотворение, которое у вас получилось.  В каком падеже стоят вставленные существительные? (В В.п.)
- Назовите падежные вопросы В.п.  (Кого? Что?) - В чем сложность определения В.п. у существительных? (У этого падежа падежные вопросы И.п. и Р.п.)
- Как правильно определить в каком падеже стоит существительное  в В.п. или Р.п.? (Ответы детей)
 - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! 
- Сядьте ровно, тетради положите уголком. Запишите число, классная работа.
На доске:  ул…ца,  те…итория,  праз…ник, ,  морко…ь. (слайд)
- Прочитайте имена существительные. Какие буквы необходимо вставить.    Почему?
-Что еще могут обозначать пропущенные буквы?    
 Работа в парах. (Слайд)
- Составьте с записанными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква. 
-Как узнать падеж имени существительного? (Слайд)
Самоопределение
- Вспомним фразу, которая помогает нам запомнить порядок падежей в русском языке.  (Иван Рубит Дрова Варвара Топит Печь).
- О каких падежах мы уже говорили?  (Об именительном, родительном, дательном, винительном).
- Назовите падеж, с которым мы будем работать сегодня. (Творительный)
 - Сформулируйте цель урока  (Творительный падеж)
- Что мы должны узнать о творительном падеже? Поставьте задачи на урок. (После ответов детей на доске появляется карточка «Задачи Урока»)
Задачи урока:
Повторить: падежные вопросы 
Узнать: Смысловые вопросы. Предлоги. Член предложения. 
Научиться: определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях
На доске появляется карточка «Затруднение»
- Итак,  уточним ещё раз, в чем возникло затруднение при выполнении задания? (не знали, как что это за часть слова, как она обозначается)
Открытие нового знания 
На доске появляется карточка «Сами сделаем открытие»
- Что мы знаем о творительном падеже? (На какие падежные вопросы он отвечает: КЕМ? ЧЕМ?  На доску вывешиваются карточки с вопросами)- Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. 
1. На полянке пахнет земляникой.  2. За городом начинается лес. 3. Между берёзами течёт ручеёк. 4. Бабушка испекла пироги с черникой. 5. Над болотом кружили журавли. 6. Вечером над кормушкой закружились синицы
- Какой частью речи являются выделенные слова? (Существительные)
- Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу падеж. 
(Один ученик записывает словосочетания на доске.)
пахнет (чем?) земляникой (Т.п.)
начинается (за чем? где?) за лесом (Т.п.)
пироги (с чем?) с черникой(Т.п.)
кружили (над чем? где?) над болотом (Т.п.)
закружились (чем? когда?) вечером (Т.п.)
- С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? (Один ученик у доски  называет предлоги и выделяет их. На доске появляются карточки – предлоги Т.п.).- Обратите внимание, что предлоги употребляются не только с существительными, но и с падежными вопросами.
- Запишите второе предложение. Подчеркните главные члены, укажите падеж выделенного слова. 
(Один ученик у доски записывает предложение и выполняет задание. За городом начинается  лес.) - Каким членом предложения является существительное в Т.П.? (Второстепенным. На доске карточка – второстепенный член предложения).- Ребята, мы выполнили все задания и теперь можем сформулировать правило о творительном падеже. (Учащиеся формулируют правило, пользуясь карточками на доске).
Закрепление во внешней речи
- Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? (К учебнику).
- Откройте учебник на стр.53.  Мудрая сова сообщает вам новые сведения о языке.
-Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были? (Мы были правы).
- Прочитаем ещё раз,  чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти. 
Физминутка с музыкой.
Продолжение работы над темой 
- Посмотрим на задачи нашего урока. С чем мы уже справились? Какая следующая задача? (научиться определять падеж имени сущ. в словосочетаниях и предложениях)
Самостоятельная работа с проверкой
Игра  «Конструктор»
На доске три группы слов. 
1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду. 
2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.
3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.
- Составьте предложения, выбирая из каждой группы нужные слова.
Например: Гвоздь забивают (чем?) молотком (Т.п.).  (Записываю на доске, указываю падеж). Продолжите работу.
Один ученик составляет слова на доске.  Проверка по образцу.
Работа в группах
- Поработаем в группах. 
- Вспомним правила работы в группах. (Слайд)
- Объединитесь в группы. Выберите ответственного. Он получит задание. 
Определите падеж имён существительных.
1-я группа. 
Пословицы
1.Март с водой, апрель с травой
2.Не спеши языком, торопись делом
3.Пишут не пером, а умом
4.Мы сильны дружбой
2-я группа
Фразеологизмы
1.Не заманишь калачом
2.Кривить душой
3.Показать товар лицом
4.Не по зубам
3-я группа
Предложения
1.Около изгороди раздаётся свист птички
2.С первым снегом птичка появляется у жилья человека
3.Стайка снегирей обсыпала вершину дерева
4-я группа
Словосочетания
Растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.
5-я группа 
Стихотворение
Вот бы стать бы мне слоном
От ушей до пяток.
На прогулку
Тёплым днем 
Выводить слоняток.
Вот бы жаворонком стать 
Или обезьянкой.
Научить птенцов летать
Утром, над полянкой. 
- Ответственные выходят с листами заданий, представляют работу своей группы. За ответ получают оценку.
Применение нового знания
- Что бы наши знания о существительных в творительном падеже прочно усвоились, выполним упражнение 96 на стр. 53.
- Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? (Два.) Как определили? (Сколько точек, столько и предложений.)
- Это упражнение мы выполним по вариантам. 1-й вариант записывает первое предложение, 2-й вариант – второе. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и найдите имена существительные в Т.п. 
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют задание.
Итог
- Справились ли мы с задачами урока?
- Что мы узнали сегодня? (ответы детей по задачам урока)
- Теперь мы продолжить нашу фразу
-Давайте  эту морфему поместим  в состав поезда и определим ей место в составе слова.
- Как вы думаете, зачем нужно знать это правило?  ( Чтобы правильно писать слова, образовывать новые слова и т.д.).
- Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение: (Слайд)
Хочу я песни сочинять. 
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? 
Писать мне ручкой иль пером, 
Или цветным карандашом?
- Вы ещё не всё узнали о падежах. Завтра на уроке мы с вами  узнаем тайны предложного падежа. 
Рефлексия 
- Оцените свою работу на уроке. Закрасьте ту часть круга которая отражает вашу работу на уроке зеленым, желтым или красным цветом. Покажите.
Продолжите фразу: (Карточка на доске)
- Мне было легко…
- Я испытывал(а) затруднения ……
- Я хочу похвалить ….
- Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание.
Домашнее задание (слайд)
 Стр.53, выучить наизусть правило, 
- Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.