Презентация по русскому языку на тему Творительный падеж(3 класс)
Творительный падеж3 классБухар Жирауский районсело Кокпекты КГУ «Кокпектинская СОШ»учитель начальных классов :Макарова Н.В.
Девиз сегодняшнего урока русского языка – слова А.Н.Толстого«Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»
«Дерево чувств».
Деление на группы.Берут со стола карточки на которых нарисованы сказочные герои. Рассаживаются в соответствии с картинкой.
Четырнадцатое декабря.Классная работа.Орфографическая минутка.Жж ЖжЖ жЖж жжЖивотные, ёжик, моржи, жужжит.Какое правило объединяет эти слова?Подчеркни это сочетание.
Животные, ёжик, моржи, жужжит.Правописание –жи.
Индивидуальная самостоятельная работа (текущий контроль) Определить падеж у имен существительных в тетради для самостоятельных работ №2 стр. 20 с.р. №15 3 задание., провести процедуру взаимоконтроля. Шел к б…резке( ), рисовал м…шину( ), ж…лтели на п…ляне ( ),ст…ят на ст..ле ( ),ж..л у моря ( ), б..жал по дороге ( ), с..дел под яблоней ( ), ч..тал сказку( ).
Проверяем.Шел к березке( к куда?Р.п.), рисовал машину(что?И.п.), желтели на поляне (где? В.п.),стоят на столе ( где?В.п.),жил у моря (где?Р.п.), бежал по дороге (где?Д.п.), сидел под яблоней (где?Т.п.), читал сказку(что?И.п.).
Сказка про падежи В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки . Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их. И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше… - Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый . – Давайте подумаем… . Кто скажет первый? - А чего тут говорить? – сказал второй . - И так всё ясно. - Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый. - И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой. - Не о чём, а чем? – поправил пятый. - К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос? - И правда, - сказал первый . Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга. - Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой . - И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй . – У кого здесь первого родилась идея называть всех? - Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО? - Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий . - Не обижайся, - успокоил его шестой . – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ? Обрадовался Дательный и тут же закричал: - Кому ещё имя? - КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый . У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым. - И чего так кричать? – возмутился Родительный . – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было. - И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый . – Ко всему должен быть творческий подход. - О чём спор друзья? – сказал шестой . – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем. - У меня родилась идея! – крикнул Родительный. - Надо дать шестому название. - Не название, а имя, поправил Именительный. - К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный. А Винительный сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он. - Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный . - Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять( падежей).
Мотивация к деятельностиРабота над загадкой: чтение , отгадывание.Запись существительного, которое отвечает на вопрос творительного падежа: чем? Отгадай загадку. Упражнение 321.
Творительный падежВопросыВспомогательные словаПредлогиОкончаниякем?доволеннад, за-ой, -омчем?горжусьпод, перед-ей, -ем с, со, между(-ь )ю
Хочу я песни сочинять. С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером, Или цветным карандашом?
Определение темыТема урока : Творительный падеж.Цель урока : Научиться определять творительный падеж.
План.1. История падежа.2.Что помогает отличать Творительный падеж ? (вопросы, вспомогательное слова, предлоги).3.Тренировка в применении новых знаний.4.Выводы. Итог.
- Фиксировать новые знания будем в таблице Творительный падежВопросВспомогательное словоПредлогиПример
Понаблюдаем над использованием существительных в творительном падежеСтарик ловил (чем?) неводом рыбу. Мальчик вырезал (чем?)пилкой кормушку для птиц.
Поставьте существительные в творительном падеже:карандаш -книга-трактор-
карандаш –карандашом,книга- книгой, трактор- трактором.
Какое окончание у существительных в творительном падеже?-ой, -ей – у сущ. Ж.р., -ом, -ем.- у сущ.м.р. и ср. р; ж.р.-(ь) ю.
Работа в группахСтр. 143, упр.323По материалам этого текста заполните таблицу.Творительный падежВопросСловоПредлогиПримерЧем?
ФИЗМИНУТКА
Дифференциация заданий.Упражнение 325.Синие (базовый уровень) Списать дописать окончания имен существительных в творительном падеже Жёлтые (повышенный уровень). Списать дописать окончания имен существительных в творительном падеже ,определить падеж у имен существительных. Зелёные (максимальный уровень). Списать дописать окончания имен существительных в творительном падеже ,определить падеж у имен существительных. Разберите по членам предложения.
Коллективная проверкаСтарик ловил неводом рыбу. Шел по улице пешком и повстречался со щенком.Отец был доволен своим конем. Над рощей сгустились темные тучи. Узкой тропкой мы шли к вершине горы. Собака стола под деревом и заливалась громким лаем.
«Дерево чувств».
Домашнее заданиеДля закрепления выполните домашнее задание с. 143-144 правило, упражнение 327;