Тема: ПОЖАР. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов
Тема:
ПОЖАР. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА. ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Цели: дать определение пожара; ознакомить с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня; учить выполнять основные правила противопожарной безопасности.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы.
- отгадайте загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь).
- Попробуйте дать определение пожару. (После обсуждения дается определение пожару).
Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.
С незапамятных времен человек научился добывать огонь и применять его для своих нужд. Но, как только огонь выходит из-под контроля человека, случается большая беда. Пожары наносят людям большой материальный ущерб, создают угрозу для их здоровья и жизни. Так в нашей стране в каждую минуту происходит более трех пожаров, каждый час в огне погибает человек (взрослый или ребенок) и пять человек при этом получают увечья.
- почему возникают пожары?
(если не соблюдают правила пожарной безопасности).
-где могут возникнуть пожары? (на земле, в воздухе, в воде).
- Правильно. Но, где бы он, ни возник, виноват, как правило, человек. (показываются слайды с последствиями пожаров в доме).
III. Расширение представлений об огне.
Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров.
- (учащийся предлагают всевозможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются на доску ).
Причины пожаров.
Игры детей со спичками.
Неисправности в электросети.
неосторожное обращение с огнем.
Курение в кровати.
Нарушение правил безопасности при пользовании электронагревательными приборами.
нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
Утечка бытового газа.
Беспечность, небрежность, недисциплинированность при пользовании огнем.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- А сейчас я загадаю вам загадку.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
- Как вы думайте, огонь – ваш друг или враг?
(Огонь враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, лес. Могут погибнуть люди, животные).
- неужели огонь всегда злой? (Наверное, нет).
- Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреется у костра, приготовить еду).
- Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость? (Правильно с ним обращаться).
- Пожар развивается быстро, а иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. Внимательный человек и сам должен сразу заметить дым, неприятные запахи, горячую стену (дверь), услышать завывание сирен специальных автомашин. Каждому необходимо знать сигналы оповещения.
Назовите системы оповещения об опасности? (Звуковые, речевые, световые и смешанные).
- Что нужно сделать, услышав или увидев сигнал опасности? (Нужно осмотреться и выбрать наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть помещение).
- Даже при быстром оповещении пожарной охраны необходимо время, чтобы пожарная команда могла добраться до места происшествия. Поэтому каждый из нас должен уметь пользоваться как подручными, так и стандартами средствами пожаротушения, чтобы не подходить на козу из русской сказки:
Дон-дон. Дон-дон.
Загорелся Кошкин дом.
Коза выскочила, глаза выпучила,
А залить не умеет.
- Назовите наиболее доступные средства тушения огня? (Вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, брезентовые покрывала, веники, огнетушители.).
IV. Первичное закрепление. Практическая работа.
а). Посмотрите, у вас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь - друг, а на другую сторону – где огонь – враг.
б). Игра «Не ошибись».
- Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящиеся к пожару, должны хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, ноты, огонь, бинт, книга, спички.
- Молодцы, с заданием справились.
V. Деление на команды.
Дети делятся на команды: команда «Искорки». Девиз: «При пожаре как один набираем 01»;
Команда «Огоньки». Девиз: «Знают мальчик и девушка спички детям не игрушка!».
1. Разминка.
Учитель читает по очереди загадки. Если команда не может дать правильный ответ, то у соперников есть шанс получить дополнительное очко.
а). Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь).
б). На крыше – столбом, в избе – скатертью. (Дым).
в). Это тесный – тесный дом: сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер может вспыхнуть, как костер! (Коробок со спичками).
г). Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг).
д). Все ест - не наедается, а пьет – умирает. (Огонь).
е). Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра).
ж). Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные).
з). Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (Пожар).
2. Конкурс капитанов.
Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожранным. (Капитан должен сделать звонок пожарным. Оценивается правильность и четкость сообщения).
3. Эстафета с ведрами «Кошкин дом».
Каждый ребенок с двумя игрушечными ведрами бежит сначала к емкости с водой, зачерпывает, а затем направляется к «горящему домику» и заливает огонь, возвращается к команде и предает ведра следующему игроку.
4. «Самый эрудированный» (со зрителями).
По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01).
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа).
Можно ли тушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник электрического тока. Это опасно для жизни).
Как человеку потушить водой горящую на нем самом одежду? (Остановиться, упасть и кататься, сбивая пламя).
Чем можно тушить пожар? (Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем).
Что нужно делать, если в квартире много дыма? (Смочить водой одежду; закрыть рот и нос мокрой тканью; продвигаться к выходу ползком).
Каждой команде даются различные ситуации. Они должны объяснить, как можно справиться с ними.
а). Ситуация 1. Загорелось кухонное полотенце.
Учащийся.
Надо бросить его в раковину, залить водой. Если раковина далеко или нет воды, то надо плотно прижать горящий конец полотенца разделочной доской, крышкой от кастрюли и т.д.
б). Ситуация 2. Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины.
Учащийся.
Надо принести воду и золить огонь.
в). Ситуация 3. Вспыхнуло масло на сковороде.
Учащийся.
Надо плотно закрыть сковороду крышкой и выключит плиту. Нельзя нести сковороду и заливать горящее масло водой, так как произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, образуются ожоги рук, лица.
г). Ситуация 4. В квартире появился неприятный запах горелой изоляции.
Учащийся.
Надо отключить общий электровыключатель, обесточить квартиру, сообщить взрослым. Нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть.
6. «Эвакуация». Продемонстрируйте правильные групповые действия при эвакуации в случае пожара в школе.
7. - От чего люди гибнут на пожаре? (От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания).
Следующее задание зрителям: оказать помощь пострадавшему, который отравился угарным газом.
Вынести пострадавшего на свежий воздух.
Растереть тело, укутать больного.
Кратковременное вдыхание нашатырного спирта.
При остановке дыхания – искусственное дыхание.
Вызов «Скорой помощи».
8. Конкурс сказочников.
Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка и большой пожар». «Жила была спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками – близнецами в маленьком домике - спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям. Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать»
(Дети придумывают концовку сказки).
9. Игра со зрителями.
– Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья, а если не согласны, молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу,
И квартиру от огня?
(Это я, это я, это все мой друзья)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Молчат).
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мой друзья)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол
Еле сам живой ушел?
(Молчат).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто помочь другому рад?
Кто пример для вас ребят?
(Это я, это я, это все мой друзья)
Подводятся итоги конкурса.
10. Разгадать кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Жюри подводит итоги . Награждение команд.
Подведем итог нашего урока. Давайте все вместе составим правила пожарной безопасности.
Не играйте со спичками.
Не устраивайте игр с огнем.
Соблюдайте правила использования электробытовых и электронагревательных приборов.
Не оставляйте без присмотра работающую газовую плиту и электронагревательные приборы
Не используйте неисправные и самодельные электроприборы.
Соблюдайте меры безопасности при обращении с хлопушками, петардами, и другой пиротехникой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Золотые правила. Спички и зажигалка – не игрушка! Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайся растопить печь. Никогда не бросай в огонь газовые баллончики, целлофановые пакеты и резину. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник. Если ты захотел разложить в лесу костер, то попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе. Ни в коем случае не делай этого один! Если гонь вышел из-под контроля, залей его водой, набрось на пламя одеяло или засыпать песком.Пожарная безопасностьЗаголовок 115