КОНСПЕКТ УРОКА УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Автор: учитель биологии первой квалификационной категории Румак Т.В.
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Вид урока: урок-лаборатория
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица
«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Технология обучения: Лаборатория с элементами критического мышления.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1.Организация на урок.
2.Актоуализация знаний.
Чтение текста набранного мелким шрифтом.
-Ребята удалось ли вам прочитать текст?
-Почему?
-С помощью чего мы можем это сделать?
Исторический факт.
-Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
3.Изучение нового материала.
Первый увеличительный прибор, который мы будем изучать – ручная лупа.
работа с текстом учебника с.30-31 и печатная тетрадь с.17 №21.
Проверка
- почему штативная лупа увеличивает в большее количество раз?
(два увеличительных стекла).
У вас на столе кусочки мякоти томата и яблока рассмотрите их с помощью ручной лупы и выполните следующее задание в печатной тетради. Сделайте вывод.
Следующий прибор намного сложнее первого – это микроскоп. Почему он называется световой?
Для того чтобы узнать строение микроскопа вам нужно разгадать кроссворд используя текст учебника с.31-32.
(проверяем кроссворд).
4.Закрепление материала.
Давайте составим кластер «Строен6ие увеличительных приборов»
На доске набор слов, из которых вы должны составить два кластера
ручная лупа
микроскоп
штатив, стекло, окуляр, объектив, ручка, зеркало, винты, оправа, предметный столик.
Ручная лупа: стекло, оправа, ручка
Микроскоп: объектив, зеркало, штатив, винты, окуляр, предметный столик.
(проверка кластера).
5.Рефлексия.
Я знал---------
Я узнал-------
Я хотел бы знать-------
6.Домашнее задание.с.30 параграф 6
Печатная тетрадь с.18-№23.
Учебник с.33 подумайте.
ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
4.
1.
2.
1.
4.
3.
2.
3.
5.
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования. ОЦЕНКА:
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
4.
1.
2.
1.
4.
3.
2.
3.
5.
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования. ОЦЕНКА:
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
15