Презентация по биологии на тему Устройство увеличительных приборов (5 класс)
О Т Ы В А Й , К Р А Т Н Р О Б Ю Й Ы П Р И Щ И . Гусеница может переползать в соседнюю клетку по горизонтали и вертикале, начав свой путь с буквы «П» «Глазу верь, а прибором проверь» (русская пословица) Лабораторный практикум по теме: «Строение клетки» (5 класс) Задание: рассмотрите рисунок и объясните, почему кошка испугалась мышь? Задачи:обучающая - изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей;воспитательная - воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа;развивающая - развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами. Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта История появления оптических приборовУстройство микроскопаОпределение увеличение объекта, с которым работаемПриготовление и рассмотрение микропрепарата клеток кожицы лука План урока: Ручная лупа
увеличительноестекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О ЛУПЕ ПОЯВИЛИСЬ В 444 ГОДУ ДО НАШЕЙ ЭРЫ Историческая справка Штативная лупа штатив зеркало предметныйстолик окуляр Штативная лупа увеличиваетпредметы от 10 до 25 раз. В Нидерландах оптик Захарий Янсен (1590 г. ) смонтировали две выпуклые линзы внутри одной трубки, т. е. фактически создал первый микроскоп и заложил основы для создания сложных микроскопов. Историческая справка Галилео Галилей (1610 г. ) сконструировал микроскоп путем сочетания линз в свинцовой трубке. Историческая справка Историческая справка Антонио Ван Левенгукнидерландский натуралист,создал линзы с 150-300-кратным увеличением и простой микроскоп Линзы Левенгука "Микроскоп" А. Левенгука 1675г. представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта. Наблюдатель брал микроскоп за особую ручку и рассматривал объекты в проходящем свете. Для различных объектов А. Левенгуку приходилось делать разные держатели; по собственному заявлению, он обладал 200 микроскопами, дававшими увеличение от 40 до 270 раз. ГУК (Хук) Роберт создает усовершенствованный микроскоп и осветитель для него Современные микроскопы Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз.Эрнест Руска в 1931 г. сконструировал первый электронный микроскоп. ЗАДАНИЕ №1 РК Ход лабораторной работы: 1. Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе.2.Определяем увеличение объекта.3. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука. Ход лабораторной работы: 1. Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе. 1. Ознакомьтесь с частями микроскопа по рисунку. 1 – окуляр2 - тубус3 - объективы4 - предметный столик 5 – зеркало6 - винты 7 - штатив2. Найдите на школьном микроскопе, указанные на рисунке части. «Знакомство с устройством светового микроскопа» ЗАДАНИЕ №2 РК 3. Изучим таблицу и сделаем вывод о назначении микроскопа. Часть микроскопа Для чего необходима 1. Объективы Обеспечивает увеличение изображения или объекта. 2. Окуляр Увеличивает изображение, полученное от объектива. 3. Тубус Соединяет окуляр и объектив. 4. Предметный столик Служит для размещения на нем объекта исследования 5. Зеркало Помогает направлять свет в отверстие на столике 6. Винты Поднимают и опускают тубус или предметный столик 7. Штатив Удерживает все части микроскопа и регулирует его положение ЗАДАНИЕ №4 РК Микроскоп это прибор увеличивающий изображение с сотни и тысячи раз. В переводе с греческого «микро» - «малый» «скопо» - смотреть Подготовка к работе микроскопа : 1.Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии 5 - 7 см от края стола.2.Придерживая микроскоп за подставку наклоните его за штатив на себя что бы было удобно работать сидя .3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик глядя в окуляр, до появления светлого пятна. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза4.Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта.(не изменяйте его положения и не передвигайте его.) ЗАКРЕПЛЕНИЕ №1. Расшифруйте названия частей микроскопаА – лякуроБ – карелозВ – тиштавГ – вокъетибД – листокЕ – бусутЖ - тынив ЗАКРЕПЛЕНИЕ Служит для размещения на нем объекта исследованияУдерживает все части микроскопа и регулирует его положениеОбеспечивает увеличение изображения или объектаПомогает направлять свет в отверстие на столикеУвеличивает изображение, полученное от объективаПоднимают и опускают тубус или предметный столикСоединяет окуляр и объектив. № 2 О какой части микроскопа идет речь Как определить увеличение микроскопа? 1.Посмотри на число, указанное на окуляре. Как определить увеличение микроскопа? 2.Посмотри на число, указанное на объективе. Определение увеличения микроскопа 2. Определяем увеличение объекта. Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.Для нашего примера это ? х ? = ? раз. Запишите вычисления в тетрадь .Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом! ЗАДАНИЕ №3 РК Ход лабораторной работы: Изучам и подготавливаем микроскоп к работе.Определяем увеличение объекта.Готовим микропрепарат клеток кожицы лука Оборудование: - Световой микроскоп- Чашка Петри ЛуковицаЗубочисткаРаствор ЙодаБинт или марляПипеткаПредметные и покровные стекла 1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.3.При помощи зубочистки осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.4.Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте , окрасьте его каплей раствора йода5. Покройте кожицу покровным стеклом. «Изготовление препарата клеток кожицы лука» Ваш влажный препарат- готов ! Ход лабораторной работы: Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе.Определяем увеличение объекта.Готовим микропрепарат клеток кожицы лука4. Помещаем готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки ЗАДАНИЕ №5 РК Ребята ,посмотрите и сравните похожую ли вы видите картинку в своем микроскопе, как на экране ??? Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте??? И нам поможет разобраться в этом веселый колобок. Я прозрачна и прочна,Ни тонка, ни широка.От микробов, ран, грибочковзащищает … Полувязка, не прозрачна , полужидка я слегка . Заполняю клетку разом и средой зовусь ей я .Я участвую в обмене всех веществ, что нужно ей. Накоплю и сохраню- органоидам раздаю .Что не нужно- вывожу. Честно ей всегда служу ………. А за признаки наследства отвечаю в клетке я. Ну а если я разрушусь клетка гибнет без меня . Все вы поняли давно, что зовусь я в ней…… Ребята ,проверьте себя: все ли мы нашли органоиды в клетках кожицы лука? Ребята , подумайте ,а какие органоиды растительной клетки мы не смогли увидеть? И почему ? Строение клеток кожицы лука ОБОЛОЧКА ЯДРО Составьте и заполните схему (функции органоидов): ЦИТОПЛАЗМА ЗАДАНИЕ №6 РК Ход работы: 1. Изучаем и подготавливаем микроскоп к работе.2.Определяем увеличение объекта.3. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука.4. Помещаем готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект . Последовательно сделав обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро).5.Составляем свой багаж знаний ЗАДАНИЕ №7 РК «Мой багаж знаний» Не забудьте …..После работы уберите у себя на столе !!! Сегодня на уроке мы узнали: Мы узнали что МИКРОСКОП – это сложный прибор, его использование позволяет изучить внутреннее строение организмов и процессы их жизнедеятельности.Получили первые навыки работы с микроскопом (умеем и знаем как настраивать его и рассматривать в него изучаемые объекты).Научились готовить влажные микропрепараты натуральных изучаемых объектовРассмотрели строение клеток кожицы лука и выяснили , что они состоят :из оболочки, цитоплазмы, ядра.Научились определять увеличение микроскопа.Узнали, как устроен микроскоп. Рефлексия ЗАДАНИЕ №8 РК Домашнее задание: В полученных разработках найдите как можно больше слов которые встречались сегодня у нас на уроке. Спасибо всем ! Ты сегодня многое узнал и многому научился !!!!