Технологическая карта урока по теме устройство увеличительных приборов ( 5 класс)
Методическая разработка
урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс
(в структуре ФГОС ООО)
Разработка учителя биологии первой
квалификационной категории
МКОУ СОШ №1 п. Куйтун
Горбасенко О.В.
2016 г.
Технологическая карта урока « Устройство увеличительных приборов»
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организмов».
УМК: «Биология. Бактерии, грибы, растения» под редакцией В.В. Пасечника.М.Просвещение.2014г.Класс: 5Б
Целевой блок
Тема Устройство увеличительных приборов.
Тип урока Урок открытия нового знания
Элементы технологий Развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные, проблемного обучения
Решаемые проблемы Для чего используют увеличительные приборы? Какие биологические объекты рассматривают при помощи лупы, а какие при помощи светового микроскопа? С чем это связано?
Виды деятельности
( элементы содержания, контроль) Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами, умение давать описание биологических объектов; парное выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой.
Дидактические цели (для учителя) создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.
Цель (для учащихся): Формирование знаний об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.
Цель ???
познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов
Формируемые УУД:
Личностные:устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание(исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Регулятивные: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще неизвестно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Познавательные:определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “микроскоп”, “наблюдение”, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Задачи урока Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
* Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач, практический.
Основные понятия Лупа- штативная и ручная, микроскоп, тубус, объектив, окуляр, штатив, предметный столик, микропрепарат, предметные и покровные стекла
Оборудование для учителя ПК, мультимедийная презентация
Оборудование для учащихся световой микроскоп, готовый микропрепарат, индивидуальные рабочие листы, учебник.
Межпредметные связи Физика (устройство оптических приборов)
Математика (математические расчетные действия);Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);История (экскурсия в историю открытия увеличительных приборов);
Организация пространства
(Формы работы) Парная, фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты Предметные:
научиться давать определение понятию клетка;
объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки;
описывать устройство увеличительных приборов ( лупа и школьный микроскоп);
определять увеличение микроскопа;
формулировать правила работы с микроскопом;
называть последовательность действий при работе с микроскопом.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
давать определения понятий;
работать с приборами;
устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Регулятивные:
Организовывать выполнение заданий учителя;
Оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
Работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
Личностные УУД:
Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о лупе и микроскопе как увеличительных приборах, позволяющих изучить микроскопическое строение объектов; понимания необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами4 умение применять полученные знания в практической деятельности.
Условные обозначения УУД:
Л – личностные, П- предметные.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика, направленная на формирование метапредметных результатов
познавательная коммуникативная регулятивная
слушают учителя
Ценностно-смысловая установка на урок
Л. Включаются в урок во взаимодействии с учителем, слушают учителя
Определяют условия для достижения результата
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: осознанное включение учащегося в учебную деятельность. Поиск формулирования темы урока. Создание эмоционального настроя. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Каждый ученик хочет получить за свою работу хорошую отметку. Для того чтобы вы могли себя объективно оценить, со стороны посмотреть на весь ход урока, я предлагаю вам поработать в рабочих листах. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, и в конце урока обобщите результат. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий На уроках биологии мы говорим о том, что жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в 4 царства природы.
Назовите царства природы?
Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопические размеры?
Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать его строение?
Ребята, вы наверное догадались, какая тема урока? Называют царства природы, воспроизводят информацию по памяти.
Отвечают-
бактерии.
Предполагают- микроскоп, лупа.
Называют тему урока.
Строят выказывания в устной форме.
П. Сотрудничают с учителем и одноклассниками,
высказывают свою точку зрения. Л
Осуществление совместной познавательной деятельности Сопоставление известного с тем, что ещё неизвестно.
П3. Построение плана выхода из затруднения.
Цель: сконцентрировать внимания на объекте изучения, путей достижения цели. Правильно (дополняет, обобщает)- тема урока: «Устройство увеличительных приборов.»( слайды)
А теперь оцените себя: если вы самостоятельно сформулировали тему урока, поставьте- !;Если не смогли, но понимаете её- ?, если не поняли тему- - .
Ребята, как вы думаете, что узнаете на уроке, чему вы научитесь?
Записывают тему урока в рабочий лист. ПСтавят в рабочий лист отметку.
Оценивают результаты своей деятельности.
Учащиеся предполагают: знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применять правила. ПСтроят выказывания в устной форме.
Сотрудничают с учителем и обучающимисяИндивидуальная работа в рабочих листах. Л
Осуществление совместной познавательной деятельности определяют цель и этапы достижения цели.4. Реализация построенного плана. Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, реализация учащимися способов и этапов действий. -Ребята, как надо поработать чтобы достичь цели урока?
-Подумайте, какие личностные качества вам помогут достичь цели?
-Удивительную историю изобретения микроскопа вам расскажут учащиеся нашего класса.
( приложение 1). ( слайды)
-Пришло время изучить устройство увеличительных приборов и выполнить лабораторную работу № 1.
« Строение увеличительных приборов»
( на слайде появляется изображение микроскопа с обозначением его части, учитель предлагает найти обозначение этой части в учебнике п.6 стр.23, назвать эту часть и записать соответствующее обозначение в рабочий лист)
- Микроскопы, стоящие перед вами называют световыми.
-Итак, мы познакомились с устройством светового микроскопа.
-Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение даёт микроскоп, с которым он работает.
-Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа.
-Подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. ( слайды)
- Если вы поняли как высчитывать увеличение микроскопа и на сделали ошибки при подсчёте, поставьте- !, допустили ошибку и исправили её- ?, если вы не поняли как высчитывать увеличение- ---
Продолжение лабораторной работы: предлагаю вам организовать работу следующим образом: один из вас читает правила работы с микроскопом, другой делает так, как это правило советует. Затем можно поменяться.
-Теперь повторим последовательность действий используя готовый микропрепарат. Высказывают свою точку зрения.
Прослушивают, анализируют и фиксируют информацию в тетрадь.
П.
Находят, отвечают: увеличение окуляра х на увеличение объектива.
Записывают в рабочих листах. ПОценивают себя в рабочих листах. Л
Учащиеся отрабатывают приёмы и правила работы с микроскопом. ПВыступают перед аудиторией
Осуществление совместной познавательной деятельности
Грамотно строят речевые высказывания
Воспринимают информацию на слух
Слушают учителя и одноклассников;
Взаимодействуют со сверстниками. Л
Проводят самооценку.
Л
Самостоятельно оценивают правильность выполнения заданий и при необходимости вносят коррективы.
Организовывают выполнение задания учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Работают в группах.
Л
5. Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися знаний, умений. Самостоятельная работа с самопроверкой. -Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом. Выполните задание на рабочем листе.
-А теперь оцените себя: если вы считаете, что не допустили ни одной ошибки- !, одну- ?, две и более- -- Выполняют задание №1. с выбором правильного утверждения на рабочих листах. ПОценивают себя в рабочих листах. Л Слушают учителя Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания и при необходимости вносят коррективы. Л
6.Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Проводит фронтальную беседу по вопросам: отработка основных понятий: микроскоп, части микроскопа; правила работы с микроскопом.
Предлагаю вам разгадать кроссворд « Устройство увеличительного прибора»
Отвечают на вопросы, проговаривают новые понятия: объектив, окуляр, микропрепарат, увеличение микроскопа, правила работы с микроскопом. ПУчащиеся разгадывают кроссворд, фиксируют ответы в рабочем листе. Строят речевые высказывания в устной форме.
Индивидуальная работа в рабочих листах. Л
Используют ранее изученный материал.
Осознание уровня сформированности знаний
7.Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы затруднения? Отвечают на вопросы учителя. Л Диалог с учителем и обучающимисяОсуществляют рефлексию своей деятельности
Л
8. Домашнее задание Консультирует и объясняет д/ з п. 6 стр.23 ответить на вопросы письменно, подготовить сообщение ( презентацию) об истории открытия микроскопа. Слушают пояснения учителя Диалог с учителем Записывают д/з в дневник. Л