Рабочая программа по ИЗР (10-11 класс)

Рабочая программа по истории западной России 10-11 класс.
(учитель Ермоленко Е.В. МБОУ «Славская СОШ»)
Пояснительная записка.
История западной России (Калининградская область) является региональным компонентом изучения истории. Изучается дополнительно к федеральному плану за счет часов регионального, школьного компонента в объёме 1 час (34 ч.) в 10 классе и 1 часа (34 ч.) в 11 классе.
В нем освещены наиболее сложные вопросы истории края с 1945 г. По настоящее время. Освещается 65-летняя история Калининградской области с момента ее образования и до наших дней. Рассказывается об основных этапах и проблемах экономического, политического и культурного развития края на фоне событий и процессов, происходивших в стране, рассматриваются главные особенности и специфические черты общественной жизни региона. Особое внимание уделено положению калининградского эксклава как неотъемлемой части Российской Федерации и решению связанных с этим геополитических проблем. Курс содержит 19 глав, 109 параграфов. Изучение каждой главы заканчивается проведением практической работы и обобщающим повторением, носит занимательный и практический характер. Предусмотрено две практические работы на 2 часов в 10 классе и 2 часа обобщения. В 11 классе четыре практические работы на 6 часов и 2 часа обобщающего повторения. Все работы носят оценочный характер.
Изучая историю той территории, где сейчас живут калининградцы, речь идет об истории края в особом понимании. Истории части России, истории Калининградской области (всего 65-летний период).
Другой особенностью изучения нашего края является то обстоятельство, что предстоит помнить о примерно семисотлетнем языческом периоде истории, такой же протяженности периоде существования немецкоязычной государственности и на этом фоне – знания о всего шестидесятипятилетнем периоде российской истории. При этом и последний, российский, период истории края в определенной мере связан с немецкой историей.

УМК курса история западной России:
История западной России: Учебник. 10-11 классы / Под редакцией А.П. Клемешева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
История западной России. Калининградская область: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 10-11 классы / Сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под редакцией А.П. Клемешева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
История западной России: Рабочая тетрадь для школьников. 10-11 классы. Сост. Г.В. Кретинин, Е.Ч. Жук, М.В. Ильина; Под ред А.П. Клемешева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Электронный вариант рабочей тетради.
Атлас. История западной России. Калининградская область. Под ред. А.П. Клемешева. Изд-во Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007.
История западной России. Калининградская область: Хрестоматия для школьников. 10-11 кл. Изд-во Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007.


Дополнительная литература:
Восточно-Прусская операция. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1973.
Дриго С.В. За подвигом – подвиг. Калининград, 1984
Калининградская область: Очерки истории и развития. Калининград, 1988
Односельчане. Народная повесть. Изд. РГУ им. И. Канта, 2006
Самая западная. Сборник документов и материалов о становлении и развитии Калининградской области (1946-1952). Калининград, 1980
Самая западная: Калининградская область в документах и материалах за 1962-1985гг. Калининград, 2001
Памятная книжка Славского района. Славск. 2006.

Требования к уровню подготовки учащихся
Целью изучения истории края является:
дать знания о целостной картине исторических событий данного периода и представления о сопричастности родных мест к мировым и отечественным событиям;
формирование у них понимания необходимости исторической преемственности поколений, убежденности в том, что Калининградская область была, есть и остается неотъемлемой частью Российской Федерации;
развивать навыки работы с письменными историческими источниками, умения анализировать и сравнивать, обобщать и систематизировать знания, соотносить их с историей Отечества;
воспитание у учащихся чувства патриотизма, а так же знаний основ культуры межгосударственных отношений;
Изучение истории края проводится в контексте российской истории. На основе историографии и исторических источников, содержащихся в УМК дается представление о том, что в разные времена между Пруссией и Россией, между Тевтонским орденом и Москвой (или Новгородом), между двумя империями существовали развитые политические, дипломатические, торгово-экономические, культурные, религиозные контакты. Здесь происходили знаковые события мировой истории и истории СССР в ходе Великой Отечественной войны. С Восточно-Прусской операции начинается новая страница в истории этого края и это событие накладывает огромный отпечаток на последующие вехи истории края, сохраняя свое влияние на современность. Калининградская область становится форпостом России в развитии международных отношений. Это позволяет достигать понимания учащимися логики исторического процесса.

Обучение строится с учетом патриотической направленности, уважения к истории и традициям своей как большой, так и малой Родины, других народов и государств, а так же с учетом взаимосвязи и хронологической преемственности событий, произошедших на территории края.



Тематическое планирование истории западной России
10 - 11 класс


Тема
Кол-во часов

1.
Введение в курс
2

2.
Восточно-Прусская операция Красной Армии.
3

3.
Образование Калининградской области
3

4.
Заселение Калининградской области
3

5.
Государственный план восстановления и развития Калининградской области
3

6.
Морской край России
3

7.
Наши богатства
3

8.
Промышленность, строительство и транспорт
3

9.
Сельское хозяйство
2

10.
От «оттепели к «застою»: политическая и общественная жизнь региона
3

11.
Образование. Культура. Спорт.
2

12.
Калининградская область в период перестройки (1985-1991)
2

13.
Обобщающее повторение
2


Всего в 10 классе
34

1.
Политическое развитие в новых условиях.
7

2.
Изменение геополитического положения области
5

3.
Особая (свободная) зона и становление новой экономики
5

4.
Социальное развитие и духовная жизнь
7

5.
Муниципальная реформа и развитие городов и поселков. Межрегиональные и международные связи.
7

6.
Перспективы развития
2

7.
Итоговое повторение
1


Всего в 11 классе
34


Итого
68



Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
Комбинированный урок – КУ
Практическая работа - ПР

Материально-техническая база:

- Компьютер
- Проектор
- Электронная доска
- Наглядные пособия


Критерии и нормы оценки:
Отметка «5» - материал усвоен в полном объёме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Отметка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Отметка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Отметка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценивание тестовых заданий:

80% от максимальной суммы баллов - оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».


Календарно-тематическое планирование истории западной России 10 кл (34 ч.)

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Домашнее задание
Дата

Тема 1. Введение в курс (2 ч)

1,2
Введение в курс «История западной России». Вводное повторение. 2-й урок – входной контроль.
2
УИПЗЗ
Вводная лекция, записи в тетради
1, 2 нед сент.

Тема 2. Восточно-Прусская операция Красной Армии. (3 ч)


3
Бумеранг войны. Действие разведгрупп на территории Восточной Пруссии в 1944-1945 гг.
1
УИПЗЗ
§ 1,вопросы
3 нед

4
Прорыв к Балтийскому морю. Штурм Кенигсберга.
1
УИПЗЗ
§ 2, 3, вопросы, сообщения
4 нед

5
«Восточно-Прусская операция» - практическая работа
1
УПОКЗ
Сообщения, РТ с. 4-6, ХР с. 5-35 (выборочно)
1 нед октября

Тема 3. Образование Калининградской области (3 ч.)

6
Победный май и Восточная Пруссия.

1
УИПЗЗ
§4-7 ,вопросы ХР с. 44
2 нед

7
Первые послевоенные годы.
1
КУ
§ 8-10, вопросы,
сообщения.
3 нед

8
«Образование Калининградской области» -
практическая работа
1
УПОКЗ
сообщения, РТс. 7
4 нед

Тема 4. Заселение Калининградской области (3 ч.)

9-10.
Заселение области.
2
УИПЗЗ
§ П-15, вопросы, ХР -с. 80, сообщения
2,3 нед ноября

11
Завершение массового заселения края в середине 50-х гг.
1
КУ
§16-17, РТс. 12, вопросы,
4 нед

Тема 5. Государственный план восстановления и развития Калининградской области (3 ч.)

12-
13.
Возрождение жизни в области: трудности и их преодоление.
2
УИПЗЗ
§18-20, вопросы, ХР с. 120
1,2 нед декабря

14.
Реализация плана восстановления и развития области.
1
УИПЗЗ
§ 21-22, вопросы, РТ с. 19
3 нед

Тема 6. Морской край России (3 ч)

15.
Калининград – город моряков и рыбаков.
1
УИПЗЗ
§ 23-27, вопросы, РТ с. 23
4 нед








16-
Море в научной и культурной жизни нашего края

КУ
§ 28-29,
3 нед

17.

2

вопросы,
января





РТ с. 46



Тема 7. Наши богатства (3 ч)



18.
Чем мы можем гордиться?

УИПЗЗ
§30-32,
4 нед



1

вопросы, РТ с.27
января

19.
Богатства нашего района
1
КУ
Сообщения.
1 нед






февраля

20
Обобщающее повторение
1
УПОКЗ
§18-29,
2 нед





понятия, тест



Тема 8. Промышленность,
строительство и транспорт. (3 ч.]


21.
Флагманы калининградской индустрии.
1
УИПЗЗ
§33-34,
3 нед





вопросы, РТ с.
февраля


Градостроительство.

КУ
§35-36,
4 нед

22.

1

вопросы, ХР -121, РТ с. 31



Транспортные артерии региона. Трудности в развитии

КУ
§37-38,
1 нед

23.
экономики в 70-80-е годы XX столетия.
1

вопросы
марта

Тема 9. Сельское хозяйство (2 ч.)


Трудности и достижения в


§39-43, вопросы,
2, 3 нед

24-
25
развитии сельского хозяйства.
2
КУ
РТ с. 37, ХР с.141


Тема 10. От «оттепели к «застою»: политическая и общественная жизнь региона (3 ч)








Особенности общественно-

УИПЗЗ
§44-45,
1 нед

26
политической жизни региона в 1950-1980-е гг.
1

вопросы, РТ с. 42,ХРс. 157
апреля


Годы «оттепели» в

КУ
§46-47, вопросы,
2 нед

27
общественной жизни края.
1

подготовка к тестированию









28
Нарастание кризисных явлений и вхождение области в период «застоя».
1
КУ
§48
3 нед


Тема 11. Образование. Культура. Спорт. (2 ч.)


29.
Место и роль образования в жизни нашего края
1
УИПЗЗ
§49, вопросы, сообщения, РТ с. 47
4 нед

30.
Культурная и спортивная жизнь области
1
КУ
§50-53,
вопросы, сообщения
1 нед мая

Тема 12. Калининградская область в период перестройки (1985-1991) (2 ч.)


31
Нарастание кризисных явлений в экономике.

1
УИПЗЗ
§54-55, вопросы, ХР с.180
2 нед

32
Изменения в политической жизни области в эпоху перестройки. Проблема калининградской идентичности.

1
УИПЗЗ
§56-59, вопросы, РТ с.51,
3 нед

33
Обобщающее повторение
1
УПОКЗ
Повторение, тест
4 нед

34
Резерв.
1







Календарно-тематическое планирование по истории западной России 11 кл (34 ч)


п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Домашнее задание
Дата

Глава 1. Политическое развитие в новых условиях (7 ч)

1.
Вводное повторение.
1
УОСЗ
Повторить понятия
1 нед. сент.

2.
Политические изменения начала 90-х гг. Решение вопроса о власти.
1
УИПЗЗ
п. 63-67, вопросы
2 нед.
сент.

3.
Политический портрет региона. Стабилизация в Калининградской области в н. ХХI века.
1
ИНМ
п.68-69, вопросы
3 нед.
сент.

4-5.
Политические партии и общественные объединения
2
УИПЗЗ
п.70-71, вопросы
4 -5 нед сент

6-7.
«Политическое развитие в новых условиях» - практическая работа. Проектная деятельность
2
ПР
РТ, с. 58-60
2- 3 нед октября

Глава 2. Изменение геополитического положения области (5 ч)

8-9.
Геополитическое положение области.
2
УИПЗЗ
п. 72-74
4-5 нед
Октября

10-11.
Трудности, проблемы и альтернативы развития региона в новых условиях.
2
УИПЗЗ
п.75 - 77, вопросы
2–3 нед ноября


12.
«Изменение геополитического положения области» - обобщающее повторение
1
УПОКЗ
Вопросы в конце главы с.209
4 нед
ноября

Глава 3. Особая (свободная) зона и становление новой экономики (5 ч)

13-14..
Экономический кризис (1991-1998 гг.). СЭЗ «Янтарь». Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области»
2
УИПЗЗ
п. 78-82, вопросы
1-2 нед
декабря

15-16.
Выход из кризиса. Проблемы и перспективы развития СЭЗ.
2
УИПЗЗ
п. 83 – 85, вопросы
3-4 нед
декабря

17.
«Особая (свободная) зона и становление новой экономики» - практическая работа.
1
УЗНЗВУ
РТ, с. 61-64
3 нед января

Глава 4. Социальное развитие и духовная жизнь (7 ч)

18-19.
Социальное развитие области.
2
УИПЗЗ
п. 86 - 90, вопросы
4-5 нед
января

20-21.
Духовная жизнь региона.
2
КУ
п. 91 - 95, вопросы
1-2 нед
февраля

22.
Форпост российской культуры на Балтике.
1
УЗНЗВУ
п. 96, вопросы
3 нед
февраля

23.
«Социальное развитие и духовная жизнь» - практическая работа
1
УЗНЗВУ
РТ, с.65-71
4 нед февраля

24.
Обобщающее повторение.
1
УПОКЗ
Вопросы в конце глав
1 нед марта

Глава 5. Муниципальная реформа и развитие городов и поселков. Межрегиональные и международные связи. (7 ч)

25-26.
Региональная власть и местное самоуправление
2
УИПЗЗ
п. 97-99, вопросы
2-3 нед марта

27.
Города и районы, проблемы и перспективы их развития.
1
УЗНЗВУ
п. 100, вопросы
1 нед
апреля

28-29.
«Развитие Славского района, решение проблем, определение перспектив» - практическая работа. Проектная деятельность.
2
ПР
На местном материале.
2-3 нед апреля

30-31.
Межрегиональные и международные связи.
2
УОСЗ
п. 101-105, вопросы
4 нед
Апр и 1 нед мая

Глава 6. Перспективы развития (2 ч)

32.
Калининградская область как военный форпост, морские ворота и мост в Европу.
1
УИПЗЗ
п. 106, вопросы
2 нед мая

33.
Федеральная политика по отношению к региону и региональная политика.
1
КУ
п. 107-109, вопросы
3 нед
мая

34.
Итоговое повторение.
1
УПОКЗ

4 нед мая










13PAGE \* MERGEFORMAT14415