Инструкционно-технологическая карта для практического занятия тема занятия Кривая производственных возможностей
Инструкционно-технологическая карта № 1
Для выполнения практического занятия по дисциплине
«Основы экономической теории»
ТЕМА: «Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне нее»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Научить строить производственные кривые
Научить анализировать точки на кривой, внутри и вне её
Систематизировать знания по теме «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»
Способствовать отработке навыков построения кривых возможностей
РАЗВИВАЮЩАЯ
продолжить формирование навыков групповой работы;
развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
развитие коммуникативных навыков;
воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость
воспитание информационной культуры;
ТИП УРОКА - урок закрепления знаний
ВИД УРОКА - практическое занятие
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – метод контроля и самоконтроля
ОБЕСПЕЧЕНИЕ - микрокалькуляторы, инструкционно-технологическая карта
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ – математика, информатика, история, экономика ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ – статистика, финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, цены и ценообразование, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Кривая производственных возможностей и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности. Производственные возможности российской экономики
ЗНАТЬ
Альтернативные издержки. Классификация кривых производственных возможностей. Классификация точек на КПВ
УМЕТЬ
Строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне нее.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Кривая производственных возможностей показывает комбинации максимальных объемов получаемых благ.
Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.
Классификация точек на КПВ
A - все ресурсы направлены для производства блага Y;
B - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
C - эффективное производство, все ресурсы используются полностью;
D - все ресурсы направлены для производства блага X;
F - не эффективное производство, не рациональное использование ресурсов. Увеличение одного блага может происходить при увеличении другого, производственные мощности экономической системы не загружены;
E - недосягаемая для данной экономической системы. Пути достижения до точки E: 1) интенсивный путь развития (НТП, повышение производительности); 2) экстенсивный путь развития(вовлечение дополнительных ресурсов);
Классификация кривых производственных возможностей
нелинейная: выпуклая форма КПВ - закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину).
линейная: увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемости двух благ.
Построение кривой производственных возможностей
Варианты построения кривой производственных возможностей.
На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию
На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).
Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат
Находим суммарные (совокупные) значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).
Находим альтернативные издержки для фермера №1: 60/20 = 3 ц моркови за 1 ц свеклы.
Находим альтернативные издержки для фермера №2: 30/40 = 3/4 ц моркови за 1 ц свеклы.
Находим минимальное значение 3/4. Следовательно, фермер №2 будет специализироваться на выращивании свеклы. Поэтому кривая совокупных производственных возможностей сначала имеет угол наклона, соответствующий издержкам фермера №2. Чертим от точки (0, 90) до точки (40,60). Когда возможности производства свеклы у фермера будут исчерпаны, оно начнет развертываться и у фермера №1. Поэтому в точке (40,60) кривая суммарных производственных возможностей изменит угол наклона: теперь он будет соответствовать альтернативным издержкам фермера №1.
Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0). Соединяем данные точки.
Закон возрастающих альтернативных издержек
Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.
Альтернативные издержки - ценность лучшего из худших альтернативных способов имеющихся благ (ресурсов).
Движение от точки к точке на КПВ: B => C. Потребление блага X на dX, но теряем потребление блага Y на dY.
dY / dX - альтернативные издержки производства 1 ед. балага X;
dX / dY - альтернативные издержки производства 1 ед. балага Y;
Построение кривой производственных возможностей
Варианты построения кривой производственных возможностей.
На рынке присутствует один экономический агент (фермер, строитель и т.п.). Для построения КПВ откладываем на соответствующих осях используемые ресурсы. Проводим прямую линию.
На рынке присутствуют два экономических агента (фермер, строитель и т.п.) .Фермер №1 использует свою пашню для свеклы (20 ц) и моркови (60 ц). Фермер №2 использует свою пашню для свеклы (40 ц) и моркови (30 ц).
3.Строим индивидуальные линии КВП в одних осях координат
Находим максимальные значения для свеклы (60 = 20 + 40) и моркови (90 = 30 + 60).
Наносим на график точки (0,90), (40,60), (60,0). Соединяем данные точки.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей?
Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова. Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.
Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1,2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если:
государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%;
Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц;
одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц.
Решения рассматривать отдельно друг от друга.
Задача 4. На рис. 1 дана кривая производственных возможностей.
Что произойдет с КПВ, если:
в отрасли производящей товар X, НТП позволит увеличить количество продуктов до 60 единиц;
в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 единиц;
эти процессы произойдут в обеих отраслях?
Рис. 1. Кривая производственных возможностей.
Задача 5. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 1. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.
Таблица 1
Варианты
Тракторы
Минометы
Альтернативная стоимость
1 трактор
1 миномет
A
6
0
B
5
10
C
4
19
D
3
27
E
2
34
F
1
40
G
0
45
Задача 6. На рис.2 изображена ЛПВ экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
А) Найдите точки на ЛПВ для следующих комбинаций этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
60 кинокамер и 200 часов;
80 кинокамер и 60 часов;
35 кинокамер и 300 часов;
40 кинокамер и 300 часов;
250 кинокамер и 58 часов.
Рис. 2. Кривая производственных возможностей
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ
Дайте определение потребности и сформулируйте закон возвышения потребностей.
Дайте характеристику ресурсам
Раскройте содержание трех основных вопросов экономики
Что определяет кривая производственных возможностей?
Почему мы считаем товары дефицитными?
Задание на дом
Оформить отчет по практической работе
Решите задачу
При производстве алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой графе табл.2 это соответствует:
Таблица 2. Таблица производственных возможностей
Продукт
а
б
в
г
Алюминий, кг.
5
7
6
5
3
4
1
2
Вазы
10
20
20
30
10
20
30
10
Кривая производственных возможностейРисунок 5Кривая производственных возможностейпостроение кривой производственных возможностейРисунок 7построение кривой производственных возможностейпостроение кривой производственных возможностейРисунок 9построение кривой производственных возможностейРисунок 1Рис. 2. Кривая производственных возможностей.Рисунок 2Рис. 3. Кривая производственных возможностей=ђЗаголовок 1=ђЗаголовок 415