Доклад Ушаковские чтения. Любимов Иван Степанович


Районная
заочная научно-практическая
конференция
«Ушаковские чтения»



Любимов
leftcenterИван Степанович

Любимов Иван Степанович – командир 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии подполковник.
Биография.
Родился 25 марта 1909 года в Киеве в семье рабочего. Русский. Член. КПСС с 1939 года. Окончил среднюю школу. В 1932 году окончил два курса Харьковского техникума связи.
В 1932 году призван в ряды Красной Армии. В 1933 году окончил 9-ю военную школу лётчиков и летнабов в Харькове. Служил в 32-м истребительном авиационном полку Военно-воздушных сил Черноморского флота, с августа 1933 года - военный пилот, с ноября 1934 - младший лётчик, с апреля 1938 - командир звена, с ноября 1939 - начальник штаба эскадрильи. В июне - августе 1940 года был исполняющим должность начальника штаба истребительной авиационной эскадрильи в 8-м авиационном полку, затем вернулся в "родной" 32-й истребительный авиаполк и назначен командиром эскадрильи.
В этой должности вступил в Великую Отечественную войну в июне 1941 года. Первую воздушную победу одержал в бою 31 августа 1941 года. А в бою 9 октября 1941 года над Сивашем был тяжело ранен. Чудом остался жив, лишился ног. Неимоверным напряжением воли и непрерывными изнуряющими тренировками добился возвращения в строй. С июля 1942 года - вновь в боях в составе своего полка.
После долгого перерыва сумел вернуться в строй и опять возглавил эскадрилью, продолжив счёт своих воздушных побед. В октябре 1942 года И.С. Любимов был назначен командиром 32-го истребительного авиаполка. В мае 1943 года полк за выдающиеся боевые заслуги получил гвардейское знамя и стал 11-м гвардейским истребительным авиаполков.
К сентябрю 1943 года И.С. Любимов совершил свыше 100 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил лично 8 самолётов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за умелое руководство в боях авиационной эскадрильей и авиационным полком, за проявленные мужество, отвагу и бесстрашие в бою гвардии подполковнику Ивану Степановичу Любимову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2893).C октября 1943 года - командир 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. В боях за освобождение Новороссийска, таманского полуострова, Керчи, Крыма, Северного Причерноморья, Румынии И.С. Любимов проявил высокое лётное мастерство и подлинное бесстрашие. К середине 1944 года его боевом счету было 174 боевых вылета, до 60 воздушных боёв, 9 личных воздушных побед. За это время он вырос от командира эскадрильи до командира дивизии.
После окончания боевых действий на Черном море полковник Любимов в октябре 1944 года был направлен на учёбу. В мае 1945 года он окончил Высшие авиационные академические курсы при Военно-Морской академии имени К.Е. Ворошилова и вновь принял под командование 4-ю истребительную авиадивизию ВВС Черноморского флота, командовал ею до декабря 1948 года.
В 1950 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1951 года - Председатель квалификационной комиссии авиации ВМС СССР. С июля 1951 года - начальник противовоздушной обороны - командующий Приморским районом ПВО Черноморского флота. С января 1953 года - начальник противовоздушной обороны флота - заместитель начальника ВВС Черноморского флота. С января 1955 года - старший преподаватель кафедры ВВС флота в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (с 1958 года именовалась Военной академией Генерального штаба), доцентом, профессором, кандидатом военных наук. Передавал своё мастерство и опыт командирам младшего поколения.
С февраля 1973 года генерал-майор авиации И.С. Любимов - в отставке. Вёл военно-патриотическую работу среди молодежи. Жил в Москве.
Генерал-майор авиации (11.05.1949)
Награды.
2 ордена Ленина (1942, 22 января 1944 года)
3 ордена Красного Знамени (1942, 1944, 1952)
орден Ушакова II степени (1944)
орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 года)
орден Красной Звезды (1947)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За безупречную службу»
Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Орден Британской империи
Героическая выдержка
-1638301167765В три часа ночи 22 июня 1941 года в Севастополе была объявлена боевая тревога: на город шли вражеские самолеты. Никто и не предполагал, что это начало войны с фашистской Германией. В воздух поднялось дежурное звено истребителей - Любимов со своими ведомыми Авдеевым и Филатовым.
Прожекторы выхватывали из темени ночи самолеты со зловещими черными крестами. Вот один. Любимов дал полный газ и молнией атаковал бомбардировщик. Длинная очередь и тот исчез. Сбит? Нет? Этого Иван Степанович не знает и сейчас, во всяком случае не с него начался боевой счет летчика. Счет открыл в следующую ночь, когда сбил над аэродромом «юнкерса».
Воздушное крещение для эскадрильи Любимова было удачным. Она одной из первых в войне открыла счет сбитым гитлеровцам, затем не раз обращала в бегство фашистских асов. Надо сказать, на Севастополь посылались только отборные летчики флота Геринга.
Вскоре морские летчики стали сухопутными. Их посылали для прикрытия пехоты. Особенно запомнились Ивану Степановичу знаменитые рейды с бомбардировщиками Арсения Шубикова, которых сопровождала его эскадрилья. Сообща удавалось наносить весьма чувствительные удары по врагу и притом без потерь. Сказывалось преимущество тактики, совместно разработанной летчиками. Между прочим, впервые Шубиков и Любимов применили интересное новшество: к бомбардировщикам подвешивали по два истребителя. Потом, в воздухе, истребители отцепливались и надежно охраняли эскадрилью Шубикова.
В этих полетах в сентябре четверка Любимова, прикрывавшая бомбардировщиков, вступила в бой против большой группы «мессершмиттов». Любимов увидел горящий самолет своего ведомого Ларионова и поспешил ему на помощь. Но молодой летчик рукой указал назад. Иван Степанович понял — оттуда ему в хвост пытался зайти немец.
Любимову достался очень опасный противник, но, перехватив инициативу и получив преимущество в высоте, он все же зажег «мессер», тот рухнул на землю. Рядом вспыхнул другой, сбитый товарищами. Испуганные гитлеровцы быстро ретировались, оставив в покое бомбардировщики Шубикова.
— Запомнился один октябрьский бой, — вспоминает Иван Степанович, - и вот почему. Тогда я дважды встретился с одним из фашистских асов: в воздухе и на земле.
Любимов и Авдеев вылетели навстречу нашим бомбардировщикам, которые возвращались на базу после выполнения задания. Гитлеровцы обычно стремились перехватить бомбардировщики как раз в то время, когда те возвращались домой с пустыми баками и нередко даже расстреляв все патроны. Командование быстро разгадало нехитрую тактику. Любимов со своим ведомым полетел встречать бомбардировщиков, оградить их от возможных атак.
Теперь внезапность оказалась на стороне черноморцев. Гитлеровцы, застигнутые врасплох, дали деру, Но один из них, видимо, искусный летчик, принял бой. Любимов, использовав преимущества в высоте, зашел ему в хвост и длинной очередью свалил «мессера». Летчик выбросился из горящего самолета на парашюте. Любимов пошел на посадку и выехал к месту гибели «мессера». Это была новая модель, и он хотел лучше ознакомиться с ней. На земле Любимов с товарищами вторично пленили летчика. Случилось это так. Иван Степанович и механик решили испытать крепость лобового стекла самолета. Механик выстрелил. Раздался крик, и из стога сена выполз и поднял руки немецкий летчик. Он решил, что стреляли по нему. Потом плененный ас попросил передать свой именной маузер Любимову. Этот маузер сейчас хранится в Военно-морском музее.
Когда передний край фронта подкатился к Перекопу, эскадрилья И.С. Любимова для прикрытия боевых действий бомбардировщиков была переброшена к Сивашу. 9 октября 1941 года бой разгорался стремительно. "Мессершмитты" наседали на бомбардировщик. Истребители отбивали атаку за атакой. После короткой схватки к сопровождению бомбардировщиков возвратились только самолёты И.С. Любимова и М.В. Авдеева.
Наконец и цель. Били зенитки. Перед бомбардировщиками стояла стена огня. И вот бомбы пошли вниз. Задание выполнено. Качая крыльями, мимо И.С. Любимова проскочил ведомый и разворотом ушел вверх. Капитан догадался, что со всех сторон пикируют "мессершмитты". Боезапас на исходе. На концевой бомбардировщик навалились два "мессершмитта". И.С. Любимов поспешил отбить их.
К перекрестию прицела подполз силуэт вражеской машины. Оставалось только чуть-чуть довернуть. Но нажать на гашетку капитан не успел. В кабине с треском разлетелась приборная доска. Хлестнули горячие брызги; антифриза. В лицо, голову, руки, казалось, впились сотни осиных жал. И.С. Любимов оглянулся, бомбардировщики переходили линию фронта. Всё в порядке.
Но глаза залиты кровью из раны на голове. Провёл ладонью по очкам. Стало светлее. Совсем рядом пронёсся "мессершмитт" с драконом на фюзеляже. И.С. Любимов довернул свой самолёт и нажал на выступы гашетки. Но пулемёты молчали. И вдруг острая боль обожгла ногу. Видимо, ударили сзади. Машина накренилась и стала терять высоту. И.С. Любимов зашёл на посадку. Толчок, и тишина. Где-то близко линия фронта. И.С. Любимов с трудом поднялся на руках и перевалился через борт.
И вдруг снова — нарастающий гул. И.С. Любимов не успел повернуться, как новый страшный ожог парализовал ногу. Перед глазами поплыли огненно-жёлтые круги. И.С. Любимов протянул руку и вскрикнул. Ноги не было. С трудом открыл глаза. Нога отрублена. Вытащил из реглана пояс, наложил жгут. А за спиной вновь нарастал знакомый рёв вражеского самолёта. Прикрывшись парашютом, И.С. Любимов снова лёг под мотором.
"Мессершмитт" развернулся и пронёсся совсем низко. Это был тот же истребитель с драконом и цифрой 21 на борту. Всё стихло. И.С. Любимов выполз из-под машины и, разорвав рубашку, принялся бинтовать раны. Но как только прикасался к отсечённой ноге, терял сознание.
Очнулся ночью. Кричал, что есть силы, но даже свой голос ему казался далёким. Видимо, не кричал, а хрипел. Выстрелил. Потом вновь и вновь нажимал на спусковой крючок. И вдруг донесся лошадиный топот. Лошадь остановилась. На ней смутно маячил силуэт. Мальчик подвёл лошадь, чтобы подсадить на неё раненого. Но поднять, потерявшего много крови, лётчика наверх мальчонка не сумел - не хватило сил. Пришлось ему ехать за подмогой.
После нескольких месяцев лечения пришлось осваивать протез, заново учиться ходить. Целыми днями И.С. Любимов тренировался в ходьбе. Вернулся в полк через девять месяцев с протезами вместо ног. Но как управлять самолётом с протезом? Не так-то легко и здоровому лётчику после большого перерыва получить допуск на боевой вылет.
И.С. Любимов не жалел себя. Он добился того, что стал ежедневно ходить пешком не менее 10 километров. На ночь присыпал стрептоцидом стёртую в кровь тонкую кожицу едва зарубцевавшейся раны. Вскоре начал заново осваивать велосипед. Не раз подводил его протез, срываясь с педалей. Но, поднявшись с земли, И.С. Любимов снова садился за руль. В конце концов он научился управлять велосипедом достаточно хорошо. Это был первый шаг к возвращению в небо.
Следующий экзамен — полёт на учебном самолёте. И.С. Любимов также успешно его выдержал. Сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. И вот настал день, когда он сел за штурвал боевого истребителя. Это было в июле 1942 года. Злость, желание отомстить своим врагам превозмогали боль, когда он накручивал километры на велосипеде. Механики полевой мастерской педали управления в истребителе приспособили "под Любимова".
После долгого перерыва он вновь начал летать, продолжив счёт своих воздушных побед. Вскоре И.С. Любимов был назначен командиром 32-го истребительного авиаполка. В мае 1943 года полк стал 11-м гвардейским. Много замечательных воздушных бойцов воспитал за это время И.С. Любимов. И при каждой возможности выходил в воздух сам.
22 сентября 1943 года эскадрилья "Пе-2" 40-го бомбардировочного авиационного полка под прикрытием 12-ти истребителей 11-го гвардейского истребительного авиационного полка вылетела на бомбардировку плавательных средств противника в порту Тамань. Группу истребителей вёл сам командир 11-го гвардейского полка подполковник И.С. Любимов. Итогом этого боя было три сбитых "FW-190" и один "Me-109". Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой аэродром.
Однажды посты наблюдения сообщили, что со стороны Новороссийска показались два вражеских истребителя. Группа И.С. Любимова быстро взлетела и стремительно пошла на сближение с противником. И.С. Любимов не поверил своим глазам: на фюзеляже "мессершмитта" — "дракон" и та же цифра—21! Вот он, долгожданный момент!
Шли на встречных курсах. Нажимать на гашетку не спешили. Первым открыл огонь фашист. И.С. Любимов атаковал и с удовлетворением следил, как алые вспышки раскрашивали машину врага. И.С. Любимов взял кабину в прицел. Даже сквозь свистящий гул мотора он слышал рокот своей пушки. "Мессершмитт" завалился на крыло. И.С. Любимов в последний раз уловил взглядом цифру 21. На машине И.С. Любимова механик нарисовал десятую звезду.
Из воспоминаний П. П. Макарова:
«… Любимова доставили в севастопольский госпиталь. Ранение оказалось серьёзным. Перед отправкой в тыл я побывал у Ивана Степановича. Капитан передал мне свой шлем и планшет, сказав: "Сохрани ! Я ещё вернусь !". Однако надежды, что он будет снова летать, было мало.
...В конце октября 1941 года положение на фронте ещё больше осложнилось. Противник прорвал Ишуньские позиции и захватил весь степной Крым с отличной аэродромной сетью. 30 октября началась героическая оборона Севастополя. У нас осталось всего 82 самолёта и 2 грунтовых аэродрома, точнее, 2 посадочные площадки: одна на окраине Севастополя - Куликово поле, другая - на мысу Херсонес.
Остатки нашей эскадрильи вошли в состав 8-го истребительного авиаполка. В канун нового 1942 года Красная Армия отбила наступление противника на Севастополь, и в январе - марте удалось потеснить врага на рубеж, с которого он начал готовить второе наступление. Я написал об этом в госпиталь Любимову. Он сообщил, что поправляется, учится ходить и надеется скоро вернуться...
К середине июня противник стиснул кольцо вокруг Севастополя. Теперь линия фронта проходила в 8 километрах от аэродрома. Наши истребители взлетали на виду у неприятеля, часто под артиллерийским обстрелом.
В конце июня линия фронта настолько приблизилась к аэродрому, что по лётчикам уже стали стрелять немецкие снайперы из винтовок с оптическим прицелом. В таких условиях последние самолёты нашего полка покинули Херсонес и перебазировались на Северный Кавказ. Как - то, я получил приказ командира полка срочно явиться в штаб. Войдя в помещение, я не сразу обратил внимание на офицера с тростью в руке. А он вдруг повернулся ко мне лицом, подошёл, слегка припадая на левую ногу:
- Ну вот мы и встретились, Павел !- Иван Степанович ! - изумился я. - Снова к нам ?
- А как же ! Я обещал вернуться - и вернулся !..
Все в полку были, конечно же, рады возвращению Любимова. Пришёл он не на штабную работу, а чтобы снова летать..."
В родную часть он вернулся с орденом Ленина на груди, полученным за крымские бои, и протезами вместо ног. Но как управлять самолётом с протезом ? Не так - то легко и здоровому лётчику после большого перерыва получить допуск на боевой вылет. Иван Степанович не жалел себя. Он добился того, что стал ежедневно ходить пешком не менее 10 километров. На ночь присыпал стрептоцидом стёртую в кровь тонкую кожицу едва зарубцевавшейся раны. Вскоре начал заново осваивать велосипед. Не раз подводил его протез, срываясь с педалей. Но, поднявшись с земли, Любимов снова садился за руль. В конце концов он научился управлять велосипедом достаточно хорошо. Это был первый шаг к возвращению в небо.
Следующий экзамен - полёт на учебном самолёте. Любимов также успешно его выдержал. Сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. И вот настал день, когда он сел за штурвал боевого истребителя. Это было в июле 1942 года. Злость, желание отомстить своим врагам превозмогали боль, когда он накручивал километры на велосипеде. Ещё спасибо механикам полевой мастерской - педали управления в истребителе они приспособили "под Любимова".


Гвардии подполковник И. С. Любимов благодарит техника
за сконструированные им ручные тормоза и управление наамериканском истребителе "Аэрокобра". Июль 1943 года.
Память жива
Скончался Иван Степанович Любимов 26 декабря 2000 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 12).
Надгробный памятник

В Москве на Кунцевском кладбище (участок 12).
Его именем назван поселок Любимовка, ныне в черте Севастополя.
Запись в книге памяти города Курска.
Иван Степанович Любимов жил селе Глушково Глушковского района. Член КПСС. С 1926 по 1929 г. работал на Глушковской суконной фабрике слесарем.

Скульптура в Музее Краснознаменного Черноморского флота в г. Севастополь.