Статья Новые подходы в образовании и воспитании

Новые подходы в преподавании и обучении.
Стасенко О.А.
ГУ "Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная"
г.Костанай
Казахстан


В своем ежегодном послании народу "Казахстанский путь 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее" Президент Н.А. Назарбаев определил семь приоритетных направлений предстоящей работы и одним из них является направление развития образования в Казахстане.
"Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации".[1]
В свете приоритетов Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности с учетом способностей и потребностей. Одна из целей Программы направлена на "формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны". [2]
На мой взгляд, совершенствование системы образования должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого  учителя, его подходов к обучению детей. Для этого постоянно необходимо повышать квалификацию, идти в ногу со временем. Значит, пришла пора учителю, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. А результатом этих перемен станет новый ученик – "независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях".[3] А самое главное – ученик научится тому, как учиться. Помочь учителю в этом могут курсы повышения квалификации нового формата, построенные на основе программы Кембриджского университета.
В основу Программы курсов, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на  утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников.[3]
Учитель должен применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Для меня учителя, окончившего трехмесячные курсы по Программе Кембриджского Университета, именно групповая форма работы является основной формой организации урока, т.к. она изменила функцию учителя. На традиционном уроке учитель передает знания, в основном, в готовом виде. При использовании групповой формы работы учитель становимся  организатором урока, соучастником коллективной деятельности.
Современный урок надо рассматривать как часть серии уроков, где знания и умения, приобретенные на одном уроке, плавно перетекают в другой, но расширяясь и углубляясь. Ранее планирование уроков заключали в себе: постановку триединой цели, поэтапность уроков, какие формы и методы будут использованы на уроке. Сейчас я подхожу к планированию уроков с позиций вопросов: Что? Каким образом? Для чего? Как доминирующую роль учителя заменить ролью помощника и наблюдателя? Сейчас для меня планирование сложный процесс, который требует знаний, умений, размышлений.
Я никогда раньше не проводила на уроке тренинги для создания на уроке коллаборативной среды. Теперь я использую тренинги для улучшения взаимоотношений между учениками. После их проведения на уроке у детей улучшается настроение, дети становились более открытыми, у замкнутых в себе детей появляется желание работать, общаться с другими ребятами, происходит настрой на доверительные отношения, улучшаются взаимоотношения между детьми. Об этом ребята пишут во время рефлексии урока.
На моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик", при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, "что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении".[3] В процессе парной и групповой работы появился диалог "ученик-ученик". Дети поняли, что являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата, идеи проходили в двух направлениях и продвигали обучение ученика вперёд. [3]
Учащиеся в процессе диалогической беседы, задавая друг другу вопросы и отвечая на них, вовлекаются в процесс получения знаний самостоятельно.
Планируя групповую работу, я ставлю цель развития у учащихся коммуникативных способностей, умение слушать и слышать собеседника.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является, то что класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому ученику с двух сторон, и со стороны учителя, и со стороны одноклассников. При этом, ученик оказывающий помощь, получает не меньшую помощь, так как его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технология использования групповой работы складывается из нескольких этапов. Первый этап подготовка к выполнению группового задания включает в себя: определение группы, постановку познавательной задачи (проблемной ситуации),инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам. Второй этап - это групповая работа, т.е знакомство с материалом, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), подведение итогов группового задания.
Третий этап - заключительный, предполагает сообщение о результатах работы в группе, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели, выставление оценок.
Групповая работа позволяет каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Использование разных видов деятельности на своих уроках (обсуждения в группах, использование приёмов, способствующих развитию критического мышления, составление кластеров, флипчартов, презентации) облегчает  запоминание изучаемого материала. Процесс выполнения заданий в группах осуществляется на основе обмена мнениями, высказыванием суждений. Выработанные в группах решения обсуждаются всем классом. Во время рефлексии ученики подводят итоги своей работы: что понравилось, что получилось, что ещё хотели бы узнать, над чем нужно поработать .Используя  групповую форму работы, я заметила, что при совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. В классах есть учащиеся, которым по разным причинам тяжело  публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они занимают активную позицию, обсуждают наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ученики в такой ситуации чувствуют себя увереннее. Анализ результатов работы в группах показал, что чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей. С другой стороны, ученики охотнее и свободнее высказываются, когда учителя нет рядом.
Групповая форма работы позволяет осуществлять дифференцированный подход, т.е. проводить работу на уроках с одарёнными и талантливыми учениками, а также способствует активизации мыслительных процессов, развитию критического мышления, вовлечению всех учащихся в учебную деятельность, развитию речи детей и их познавательных способностей, обогащению словарного запаса. Ученики имеют возможность самостоятельно оценивать свою работу или взаимооценивать друг друга. В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, я увидела ряд преимуществ: возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания,
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности. [4]
В моем понимании ученик - росток, который будет расти и давать превосходные плоды, т.к. в каждом ребенке есть природные задатки и способности. Поэтому наша основная задача учителей увидеть эти способности, создать оптимальные условия для развития, учитывая «зону ближайшего развития» ( Л.С.Выготский), для того, чтобы каждый ученик мог развиваться самостоятельно, осознавать то, как он учится и в соответствии с этим формировать собственные ценности, уметь ставить цели и выбирать стратегии своего обучения. Учитель – это плодородная земля, которая подпитывает ученика своими соками. Но одной земли недостаточно, необходимо и тепло, и свет, и любовь. И только после создания оптимальных условий мы сможем получить плоды своего труда. «Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и возможностей преподавания и обучения». [5]

Литература:
1.Послание Президента РК народу Казахстана от 17 января 2014 года
2. Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
3. Руководство для учителя «третий базовый уровень», Nazarbayev Intellectual Schools, University of Cambridge. 2012г.
4. Хуторский А.В. «Развитие одаренности школьников» //Научно-методический журнал «`стаз» , № 3 – 2006г.
5.  Развивающее обучение и подготовка к школе - iddrive.kz