Открытый урок Применение электронных таблиц MS Excel для расчетов 
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ Б1Л1М ЖЭНЕ ГЫЛЫМ МИНИСТРЛ1Г1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Экономика- аKпараттыK п‰ндерініS €Б
МО экономико-информационных дисциплин
Информатика п‰нінен ашыK сабаKтыS ‰дістемелік ‰зірлемесі
Методическая разработка открытого занятия по предмету
 Информатика
Сабак такырыбы:
Тема занятия:	Применение электронных таблиц MS Excel для расчетов
JaрастырCан оKытушы
Составил преподаватель: Омирзакова Д.Т.
Сабактьщ гакырыбы / Тема урока:
Применение электронных таблиц MS Excel для расчетов
СабаKтыS маKсаты / Цель урока:
A.Білімдік / Образовательная:
-	формирование  навыков  решения  практических  экономических  задач  сиспользованием Microsoft Excel;
- формирование представления о  практических  экономических  задачах  как множестве экономических, финансовых и прочих подзадач. 
Б. Дамытушылык / Развивающая:
развитие самостоятельности при постановке и реализации задач;
развитие аналитических способностей;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование системного подхода к взглядам на окружающий мир.
B.Т‰рбиелік / Воспитательная
воспитание таких качеств личности, как активность, умение работать в команде, ответственность;
воспитание устойчивого познавательного интереса к предмету через показ профессионального практического применения темы.
Болашак н‰тижені болжау/ Описание ожидаемого результата 
Білім/Знания
-	Закрепление   понятия   использование   формул,   диаграмм   в   программе Microsoft Excel.
Икемділік/ Умения
Формирование умений анализа данных с помощью таблиц и диаграмм;
Формирование    умений    использования    рисунков    для    оформления документов, печати документов.
ДаCды /Навыки
-	Закрепление навыков применения знаний на практике.
СабаKтыS т_рлері / Тип урока: Обобщение и систематизация усвоенного материала
Вид урока: Деловая игра «Тендер»
Jaрал-жабдыKтар, кернекі Kaралдар / Оборудование, наглядные пособия:
Кабинет, оборудованный ПК, локальной сетью, принтером;
Электронная таблица Microsoft Excel;
Методические указания к практической работе;
Задания к практической работе;
Карточки оценки, перекидной календарь, карточка взаимооценки.
П‰наралыK   байланыс/   Межпредметные связи:   Финансы   и   кредит, Микроэкономика и  макроэкономика,  Менеджмент и маркетинг,  Банковское дело, Налоги    и    налогообложение,    Основы    рыночной экономики,    Экономическая информатика
Сабактыц жоспары/Илан урока:
Организационный момент - 1 -2 мин.
Формирование 3-4 групп предприятий-участников тендера (3-4 чел), 1-2 >века - организаторы тендера, распределение ролей в группах - 1 -2 мин.
Объявление тендера - 1 -2 мин.
Определение этапов самостоятельной работы - 5-7 мин.
Выполнение работ в группах, согласно ролей - 5-7 мин. (Приложение А)
Представление предприятий (1-2 чел от группы). 
Опрос экономических, информационных понятий - 15-20 мин. (Приложение В)
Завершение работ в группах - 15-20 мин.
Сдача коммерческих предложений  организаторам тендера, совещание организаторов-3- 5м
Представление рекламы от каждой группы - 7-12 мин.
Подведение итогов тендера, объявление победителей - 3-5 мин.
Определение д/з - 1 -2 мин.
Выставление оценок в группах - 2-3 мин.12. Рефлексия - 3-5 мин
Сабак барысы / Ход урока:
1.	Организационный момент - 1 мин. Приветствие учащихся,  отметить отсутствующих
2.	Формирование 3-4 групп предприятий-участников тендера (3-4 чел), 1-2 человека - организаторы тендера, распределение ролей в группах: 1-2 экономисты для выполнения расчетов, 1 -2 менеджеры для продвижения своего предприятия на рынке.
3.	Объявление тендера- 1-2 мин. Организаторы тендера: «Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия, в связи с расширением рынков сбыта, корпорация «Альянс» объявляет о проведении тендера на закупку офисной мебели - шкафов. Планируемый нами объем закупок составляет от 200 до 300 изделий в месяц в течении 3 лет. Вы можете выслать заявки для участия в тендере по адресу г.Экибастуз, Строительная ЗОВ до 1 марта. В течении велели от момента получения заявки вам будут высланы подробные материалы о деталях конкурса».
4.	Определение этапов самостоятельной работы - 5-7 мин. 
Преподаватель: Давайте подумаем,  что  вам нужно сделать, чтобы стать победителем тендера? Правильно - предложить самую выгодную цену или условия поставок. но условия  поставок в большей степени определяются организаторами тендера, поэтому мы можем повлиять только на цену. Скажите, вы можете произвольно устанавливать цену на свой товар, или какие-то факторы могут влиять на ваше окончательное решение по цене? Вспомните уроки экономики, маркетинга и назовите факторы. (Отвечают - объем спроса, уровень конкуренции, себестоимость, средняя та на аналогичные товары на рынке и т.д). В данный момент мы не имеем  достаточной информации о средней цене на рынке, уровне спроса и других факторах, у нас есть материал, для определения себестоимости. Вот он для каждой группы раздаю задание для выполнения практической работы по группам). В задании есть только  цена  на материалы  и  примерная  численность  работников,  требуемых для выполнения  работ. Вам надо самостоятельно определить любым способом себестоимость вашей продукции и при защите своих работ доказать выбранную вами методику расчета.  Исходя из себестоимости установить цену на ваш товар. При расчетах обязательно  учитывать  влияние  налогообложения,  накладные и непредвиденные   расходы.   При   затруднениях   можно   пользоваться   справочным материалом по видам и ставкам налогов, которые есть у консультантов. Расчеты оформить для сдачи организаторам тендера. Для менеджеров необходимо составить краткую справку о вашей фирме по форме (раздаю форму для заполнения) для заявления об участии в тендере. При предоставлении  справки  о  предприятии  будет  проводиться  краткий  опрос  по пройденным вами в курсе информатики. А затем продумать рекламную кампанию для вашей фирмы. Это может быть видеоматериал (подготовленный с помощью программы PowerPoint), аудио-ролик (Программа Звукозапись).   реклама   для   газеты   или   билборда.   При   составлении   рекламного материала обязательно продемонстрировать особенность вашей фирмы: сделать акцент на особенности вашего товара, его отличия от других аналогичных товаров, обратить внимание на технологию  или  квалификацию  работников  -  одним  словом  найти именно вашей фирмы, вашего товара. Так как времени до последнего срока подачи заявления и коммерческого предложения по цене не много (обращаю внимание на календарь, который висит на доске) - каждый «день» равен 5 минутам вам организовать свою работу, чтобы вы все успели в срок. Так как вы являетесь конкурентами,   вы   не   должны   обсуждать   особенности   ваших   расчетов   и   т.д. Организаторы тендера определяют наиболее выгодную цену, наиболее эффективную рекламную кампанию,   проверяют   правильность   расчетов   самостоятельно   или   с помощью консультантов, определяют победителя.
5.	Выполнение работ в группах, согласно ролей - 5-7 мин.Экономисты выполняют расчеты, менеджеры готовят справку.
6.	Представление  предприятий.   Опрос  экономических,  информационных понятий
Менеджеры озвучивают подготовленные справки. Для определения рейтинга фирм-производителей проводиться опрос 5-7 вопросов всего. За каждый правильный ответ выдается карточка.
7.	Самостоятельная работа в группах - 15-20 мин.
Организаторы тендера готовят договор и распечатывают его в двух экземплярах.
8.	Сдача коммерческих предложений организаторам тендера, предварительное совещание организаторов - 3-5 мин.
9.	Представление рекламы от каждой группы -7-12 мин.
При вопросах по поводу расчетов (это может быть слишком низкая или высокая цена,  примерная  себестоимость  по  вариантам  у  организаторов тендера) задаются вопросы экономистам.
10.	 Подведение итогов тендера, объявление победителей - 3-5 мин.Окончательное    совещание   организаторов   тендера,    при    необходимости
используют советы преподавателя. Объявление результатов, заключение договора.
11.	Определение д/з - 1 -2 мин
Повторить финансовые функции в Excel всем. Д/з для организаторов - собрать информацию о банке (из Интернета, конкретного банка) о кредитах для малого и среднего бизнеса, ИП и ТОО, условия, ставки, порядок расчета. 
12.	Выставление оценок в группах - 2-3 мин.
На карточках каждый учащихся выставляет оценку по итогам работы участникам своей группы. Преподаватель совместно с организаторами тендера выставляет оценку за урок учащимся.
12. Рефлексия - 3-5 мин.
Как вы можете оценить свое настроение на конец урока? Знания и умения каких дисциплин потребовались вам для выполнения задания? Какие новые знания и умения вы приобрели за сегодняшний урок? Считаете ли вы, что ситуация и способы расчетов, использованные вами на уроке могут потребоваться в реальной практической деятельности?
Я желаю вам успехов в вашей будущей работе. До свидания. Спасибо за урок.
Сабак барысы / Ход урока
№
СабаK
кезеSдері/
Этапы урока
ОKытушы ‰рекеті Деятельность преподавателя
Окушылар іс- ‰рекеті/ Деятельность учащихся
Jaрал-
жабдыктар,
корнекті
Kaралдар/
Оборудование, наглядные
пособия
1
`йымдастыру- маKсаттыK кезеSі/ Организационно-целевой этап
Постановка цели урока
	Организационныймомент
	Мотивацияучебной деятельности
	Организацияучебной деятельностина уроке
	Психологическаяподготовка учащихсяк проверке знаний
	Созданиеэмоциональногонастроя
Формирование 3-4 групп предприятий-участников тендера (3-4 чел), 1-2 человека - организаторы тендера, распределение ролей в группах: 1-2 экономисты для выполнения расчетов, 1 -2 менеджеры для продвижения своего предприятия на рынке.
Операция - танымдьK кезеSі / Операционно-познавательный этап
Л. Этап подготовки
учащихся к
самостоятельной работе
Определение этапов самостоятельной работы - 5-7 мин.
Определение порядка расчетов
экономистов, порядок работы мнеджеров, роль организаторов тендера
Объявление тендера - 1-2 мин. Организаторы тендера объявляют конкурс.
При определении этапов работы учащиеся участвуют в обсуждении
Задание к практической работе по вариантам
Б. Выполнение самостоятельной работы по этапам
Консультация при необходимости, контроль выполнения
-Выполнение работ в группах,
Задание к
согласно ролей - 5-7 мин.
практической
Экономисты выполняют расчеты,
работе по
менеджеры готовят справку.
вариантам,
-Представление предприятий. Опрос
методические
экономических, информационных
указания к
понятий.
практической
Менеджеры озвучивают
работе,
подготовленные справки. Для
перекидной
определения рейтинга фирм-
календарь,
производителей проводиться опрос 5-
кабинет,
7 вопросов всего. За каждый
оборудованны
правильный ответ выдается карточка.
й локальной
-Самостоятельная работа в группах -
сетью,
15-20 мин.
принтером;
Организаторы тендера готовят
Электронная
договор и распечатывают его в двух
таблица
экземплярах.
Microsoft
-Сдача коммерческих предложений
Excel,
организаторам тендера,
карточки
предварительное совещание организаторов - 3-5 мин.
оценки.
В. Представление результатов самостоятельной работы
Консультация при необходимости, контроль выполнения
-Представление рекламы от каждой
Выполненная
группы - 7-12 мин.
работа, ПК.
При вопросах по поводу расчетов
(это может быть слишком низкая или
высокая цена) задаются вопросы
экономистам.
-Подведение итогов тендера,
объявление победителей - 3-5 мин.
Окончательное совещание
организаторов тендера, при
необходимости используют советы
преподавателя. Объявление результатов, заключение договора.
Рефлексивті баCалау кезеSі/ Рефлексивно- оценочный этап
Д/з для организаторов -собрать информацию о банке(из Интернета, конкретного банка) о кредитах для малого и среднего бизнеса, ИП и ТОО, условия, ставки, порядок расчета. Для остальных учащихся повторить стратегии диверсификации, порядок- налогообложения на имущество для ИП и ТОО. порядок расчета социального налога, социальных отчислений.
Записывают д/з
Рефлексия - 3-5 мин. Как вы можете оценить свое настроение на конец урока? Знания и умения каких дисциплин потребовались вам для выполнения задания? Какие новые знания и умения вы приобрели за сегодняшний урок? Считаете ли вы, что ситуация и способы расчетов, использованные вами на уроке могут потребоваться в реальной практической деятельности?
Выставление оценок в группах - 2-3 мин.
На карточках каждый учащихся выставляет оценку по итогам работы участникам своей группы. Преподаватель совместно с организаторами тендера выставляет оценку за урок учащимся.
Отвечают и подводят результаты работы.
Карточки взаимооценки.
Приложение А
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Применение электронных таблиц MS Excel для расчетов
Цель: Обобщить навыки решения экономических задач с использованием таблиц, диаграмм, формул в программе Microsoft Excel.
Оборудование: ПК, принтер, локальная сеть, задания к практической работе, карточки взаимооценки.
Методические указания
I. Издержки принято подразделять на два вида: постоянные (их размер не зависит от объёма выпуска), Переменные (зависят от объёма выпуска)
П. Основные методы установления цены:
Метод надбавок
Метод дохода но капитал
Метод потребительской оценки
Метод следования за лидером
Ценообразование на конкурсные проекты
III.Построение диаграмм для анализа. Выделить область данных Вставка>Диаграмма> Выбираем тип диаграммы>Устанавливаем прочие параметры
IV. Вывод документа на печать
ФАЙЛ>Печать.    Появляется    окно,    в    котором    указываем    страницы, количество копий и другие параметры
Контрольные вопросы:
Назначение программы Microsoft Excel.
Виды ссылок в формулах.
Назначение диаграммы
Что такое автозаполнение?
Какие функции существуют в Microsoft Excel.
Как быстро оформить таблицу в Microsoft Excel?
Приложение В
Задания для учащихся по вариантам
1 вариант. Задания для экономистов
Вычислите Стоимость по каждому наименованию затрат
№ пп
Наименованиезатрат
Цена (руб.)
Количество
Стоимость
В % от общегокол-ва затрат
1.
Стол
800
400  
2.
Стул
350
400  
3.
Компьютер
14 976
5  
4.
Доска школьная
552
7  
5.
Дискеты
25
150  
6.
Кресло
2 500
3  
7.
Проектор
12 000
1   
Общее кол-во затрат  
Задание 2. На основе полученной себестоимости установить цену на ваш товар. Положить его в конверт, вместе со справкой о вашем предприятии и передать организаторам тендера.
Задания для менеджеров.
Задание 1. Подготовить справку о вашем предприятии по форме:
Название предприятия:
Форма организации (ТОО, ИП, АО):
Дата регистрации предприятия:
Средний объем продаж за прошлый год:
Численность работников:
Размер уставного капитала:
Нераспределенный доход/убыток за прошлый год:
Стоимость оборудования:
Передать ее организаторам тендера. При представлении справки ответить на вопросы организаторов тендера.
Задание 2. Продумать рекламную кампанию для вашей фирмы. Это может быть видеоматериал (подготовленный с помощью программы PowerPoint), аудио-ролик (Программа Звукозапись), реклама  для газеты или   билборда. При   составлении материала обязательно продемонстрировать особенность вашей фирмы: акцент на особенности вашего товара, его отличия от других аналогичных обратить внимание на технологию или квалификацию работников - одним найти «изюминку» именно вашей фирмы, вашего товара
2 вариант. Задания для экономистов.
Задание    1.   Рассчитать   себестоимость    1    изделия   при   данном   расходе 1лов. расходов на оплату труда, затрат на аренду, амортизацию,    прочих платных расходах.
Материалы
Ед.изм
Кол-во
Цена за ед.
Плита (МДФ. ЛДСП, ДВП и прочее)
м2
19,3
1350
Фанера
м2
3,7
420
Шурупы
шт.
45
7
Навесы
шт.
6
130
Ручки
шт.
2
60
Отделочная лента
м.
55
30
Упаковка
шт.
1
600
Отходы - 10% от расхода материалов
Требуемые специалисты и границы их ежемесячной заработной платы:
Мастер 1 чел.: 40000-50000 тенге
Сборщик 3 чел.:   30000-40000 тенге
Разнорабочий 1-2 чел.:   20000-30000 тенге
Директор 1 чел.:  50000-60000 тенге
Менеджер 1 чел.: 30000-40000 тенге
Бухгалтер 1 чел.: 20000-30000 тенге
Прочие и накладные расходы - 30% от суммы постоянных издержек Размер   налогов   на   з/пл   (социальный   налог,   социальные   отчисления) установить в размере 10 % от заработной платы в месяц.
Задание 2. На основе полученной себестоимости установить цену на ваш товар. Положить его в конверт, вместе со справкой о вашем предприятии и передать организаторам тендера.
Задания для менеджеров.
Задание 1. Подготовить справку о вашем предприятии по форме:
Название предприятия:
Форма организации (ТОО, ИП, АО):
Дата регистрации предприятия:
Средний объем продаж за прошлый год:
Численность работников:
Размер уставного капитала:
Нераспределенный доход/убыток за прошлый год:
Стоимость оборудования:
Передать ее организаторам тендера. При представлении справки ответить на вопросы организаторов тендера.
Задание 2. Продумать рекламную кампанию для вашей фирмы. Это может быть видеоматериал (подготовленный с помощью программы PowerPoint), аудио-ролик (Программа Звукозапись), реклама для газеты или билборда. При составлении рекламного материала обязательно продемонстрировать особенность вашей фирмы: сделать акцент на особенности вашего товара, его отличия от других аналогичных товаров, обратить внимание на технологию или квалификацию работников - одним словом найти «изюминку» именно вашей фирмы, вашего товара.
3 вариант. 
Задания для экономистов.
Задание 1. Рассчитать себестоимость 1 изделия при данном расходе материалов, расходов на оплату труда, затрат на аренду, амортизацию, прочих и накладных расходах.
Материалы
Ед.изм
Кол-во
Цена за ед.
Плита (МДФ, ЛДСП, ДВП и прочее)
м2
17,2
2300
Фанера
м2
3,4
300
Шурупы
шт.
46
12
Навесы
шт.
4
98
Ручки
шт.
2
72
Отделочная лента
м.
48
21
Упаковка
шт.
1
560
Отходы - 10% от расхода материалов
Требуемые специалисты и границы их ежемесячной заработной платы:
Мастер 1 чел.: 25000-30000 тенге
Сборщик 2 чел.:   20000-40000 тенге
Разнорабочий 2-3 чел.:    15000-20000 тенге
Директор 1 чел.:  40000-50000 тенге
Менеджер 1 чел.: 25000-30000 тенге
Бухгалтер 1 чел.: 25000-30000 тенге
Прочие и накладные расходы - 40% от суммы постоянных издержек Размер   налогов   на   з/пл   (социальный   налог,   социальные   отчисления) установить в размере 10 % от заработной платы в месяц.
Задание 2. На основе полученной себестоимости установить цену на ваш товар. Положить его в конверт, вместе со справкой о вашем предприятии и передать организаторам тендера.
Задания для менеджеров.
Задание 1. Подготовить справку о вашем предприятии по форме:
Название предприятия:
Форма организации (ТОО, ИП, АО):
Дата регистрации предприятия:
Средний объем продаж за прошлый год:
Численность работников: 
Размер уставного капитала: 
Нераспределенный доход/убыток за прошлый год:
Стоимость оборудования:
Передать ее организаторам тендера. При представлении справки ответить на вопросы организаторов тендера.
Задание 2. Продумать рекламную кампанию для вашей фирмы. Это может быть видеоматериал (подготовленный с помощью программы PowerPoint), аудио-ролик (Программа Звукозапись), реклама для газеты или билборда. При составлении рекламного материала обязательно продемонстрировать особенность вашей фирмы: сделать акцент на особенности вашего товара, его отличия от других аналогичных товаров, обратить внимание на технологию или квалификацию работников - одним словом найти «изюминку» именно вашей фирмы, вашего товара.
4 вариант.
Задания для экономистов.
Задание 1. Рассчитать себестоимость 1 изделия при данном расходематериалов, расходов на оплату труда, затрат на аренду, амортизацию, прочих инакладных расходах.	
Материалы
Ед.изм
Кол-во
Цена за ед.
Плита (МДФ, ЛДСП, ДВП и прочее)
м2
17,2
2300
Фанера
м2
3,4
300
Шурупы
шт.
46
12
Навесы
шт.
4
98
Ручки
шт.
2
72
Отделочная лента
м.
48
21
Упаковка
шт.
1
560
Отходы - 10% от расхода материалов
Требуемые специалисты и границы их ежемесячной заработной платы:
Мастер 1 чел.: 35000-40000 тенге Сборщик 2 чел.:   30000-40000 тенге Разнорабочий 2-3 чел.:   25000-30000 тенге Директор 1 чел.:  40000-50000 тенге Менеджер 1 чел.: 20000-30000 тенге Бухгалтер 1 чел.: 20000-30000 тенге
Прочие и накладные расходы - 50% от суммы постоянных издержек Размер   налогов   на   з/пл   (социальный   налог,   социальные   отчисления) установить в размере 10 % от заработной платы в месяц.
Задание 2. На основе полученной себестоимости установить цену на ваш товар. Положить его в конверт, вместе со справкой о вашем предприятии и передать организаторам тендера.
Задания для менеджеров.
Задание 1. Подготовить справку о вашем предприятии по форме:
Название предприятия:
Форма организации (ТОО, ИП, АО):
Дата регистрации предприятия
Средний объем продаж за прошлый год: 
Численность работников: Размер уставного капитала:
Нераспределенный доход/убыток за прошлый год: 
Стоимость оборудования:
Передать ее организаторам тендера. При представлении справки ответить на вопросы организаторов тендера.
Задание 2.   Продумать рекламную кампанию для вашей фирмы. Это может быть видеоматериал (подготовленный с помощью программы PowerPoint), аудио-ролик (Программа   Звукозапись),   реклама   для   газеты   или   билборда.   При   составлении рекламного материала обязательно продемонстрировать особенность вашей фирмы: сделать акцент на особенности вашего товара, его отличия от других аналогичных товаров. обратить внимание на технологию или квалификацию работников – одним найти «изюминку» именно вашей фирмы, вашего товара.
Дополнительные вопросы.
Виды ссылок в формулах, (абсолютные, относительные)
Назовите основные факторы производства, (материалы, труд работников, оборудование, земля, денежные средства и т.д)
Какие переменные издержки вы можете назвать? (прямые материальные затраты на производство продукции)
15