Материал для родительского собрания Смысл и назначение совместной деятельности школы и семьи
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Смысл и назначение совместной деятельности школы и семьи
(в помощь классному руководителю)
Вовенко Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
2015 2016 г.
Смысл и назначение совместной деятельности школы и семьи
Издавна ведутся споры о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности: семейное воспитание или воздействие общественных факторов: детского сада, школы, внешкольных учреждений, средств массовых коммуникаций. Ответить на них однозначно невозможно. Ибо приоритет отдельных средств воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка, в зависимости от индивидуальностей детей. В зависимости от сложившейся у ребенка социальной и психолого-педагогической ситуации возможен различный выбор.
Для школы, и в частности классного руководителя, не столь важна приоритетность семьи как фактора воспитания. Существенно лишь то, что семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
Семья для ребенка-это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содепжание, и организационные формы, и логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи, общечеловеческую и психолого-педагогическую позицию учителя, классного руководителя в работе с родителями учащихся.прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное вомпитание основано на чувстве. Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания.недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, дерзким, а иногда – замкнутым, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, избалованности, зазнайства.
Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений.вместе они отдыхают, ведут домашнее хозяйство, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапозон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
В чем же основной смысл и назначение взаимодействия школы и семьи в развитии и воспитании учащихся? Прежде всего в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.
Кроме того, педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии, более компетентен в вопросах психологии, педагогики, этики, права. И поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания.
Наиболее распрастраненными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следуе считать такие:
Неадыкватное воздействие факторов материального порядка;
Бездуховность родителей;
Авторитаризм, либо либерализм;
Наличие аморального тона отношений в семье;
Отсутствие нормального психологического климата в семье;
Фанатизм в любых его проявлениях;
Безграмотность в психолого-педагогическом отношении;
Противоправное поведение взрослых;
Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.
Классный руководитель выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом воспитателя юридически определено правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка.
Согласно воспитательной позиции школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвящение родителей;
- вовлечение родителей в совместную деятельность;
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- взаимодействие с общественными организациями;
Все перечисленные функции работы школы способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Успешность либо неуспешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избраннымипедагогом методическими основами этого взаимодействия.
Прежде всего это объективная, првильно выбранная позиция педагога. Когда-то Гиппократ, приходя к больному, говорил: « Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я ничего не смогу для тебя сделать. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь».та же логика должна быть и в воспитательном процессе. Есть четыре компонента: учитель, ученик, родители и проблемы.умный педагог делает ставку на сотрудничество: « Мы вместе – я, ученик и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом». И именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы.
Достигнуть такой позиции позволит соблюдение методических правил контакта с родителями. Любая встреча с ним, начиная от доверительной беседы с глазу на глаз до общественного родительского собрания, должна логически включать в себя пять компонентов:
Что хорошего я могу сказать об ученике (классе).
Что меня беспокоит в его развитии.
Каковы могут быть причины данного явления (устанавливаются вместе с родителями).
Каков выход может быть в решении проблемы?
Договоренность об общей стратегии и тактике воспитания, выбор средств, методов,приемов воздействия на ребенка.
Соблюдение этих методических правил позволит педагогу грамотно инструментовать организационные формы работы с родителями.это родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, переписка (позитивного характера), благодарственные письма, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений за прошедший период, детские праздники, различного рода состязания (интеллектуальные, спортивные, игровые). Главное их условие – соответствие воспитательной цели, формированию у учащихся запланированной системы ценностных отношаний к себе и окружающему миру.
15