Проект «Рабочая тетрадь по Товароведению и экспертизе качества непродовольственных товаров»


Региональный конкурс лучших практик реализации
проектной деятельности в системе СПО
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камышинский политехнический колледж»
Секция 1.
«Внедрение в обучение СПО проектной деятельности как средство становления профессиональной компетентности будущего профессионала»
Проект «Рабочая тетрадь по Товароведению и экспертизе качества
непродовольственных товаров»
Выполнила: Абдуллина Жанна Вячеславовна,
преподаватель спецдисциплин ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»
г. Камышин
2015
Слово «проект» в буквальном переводе
с латинского - «брошенный вперед».
У меня нет педагогического образования, но есть специальное и огромный опыт трудовой деятельности, большой стаж работы в торговле. С ними я и пришла работать в колледж. Здесь я столкнулась с множеством проблем, среди них - нехватка учебников и пособий - практикумов для специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». И со временем я поняла, что переломить ситуацию можно, создав Рабочие тетради.
Я предположила, что Рабочая тетрадь, как средство индивидуализации обучения, может способствовать развитию самостоятельности студентов, если она содержит дифференцированные задания и обратную связь. Еще одна гипотеза состоит в том, что методика работы с Тетрадью базируется на постоянном уменьшении помощи преподавателя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления студента.
Так родился проект, над которым я сейчас работаю, суть которого - стимулировать интерес студентов к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен колледжа.
Краткая аннотация проекта
Актуальность проекта. В современных условиях развития народного хозяйства возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация компетентностного подхода требует интенсификации образовательного процесса и улучшения условий его осуществления. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Необходимо разрешение противоречия между возросшими требованиями к процессу обучения специальным дисциплинам и снижением мотивации у студентов к изучению специальных дисциплин. Необходимо объединить два основных направления товароведения: практическое и теоретическое, что долгое время вызывало разногласие преподавателей и практиков. С изменением социально-экономических условий проблемы обучения по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» требуют новых подходов в обучении и прохождении производственной практики.
Гипотеза: работа над проектом позволит создать дидактические и технологические условия осмысленности учения, включение в него студентов на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Основная цель: повышение качества образования по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; расширение и углубление знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования в ВУЗах. В том числе:
образовательные цели проекта:
исследование и анализ ассортимента и качества непродовольственных товаров;
обеспечение более качественной информацией заинтересованных пользователей;
обоснование методологической базы проведения экспертизы;
изучение нормативных документов;
развивающие:
развитие логического мышления;
обеспечение пооперационное формирование умений и навыков
развитие интереса к самопознанию;
умение правильно и быстро принимать решения;
разработка стратегий успеха работы предприятия;
развитие инициативы и умения действовать самостоятельно, решать современные проблемы на рынке товаров;
воспитательные:
прививать интерес к будущей профессии;
системность подхода позволит как будущим руководителям и специалистам в значительной степени повысить обоснованность принимаемых ими управленческих решений.
Задачи проекта: доказать, что использование Рабочей тетради по «Товароведению и экспертизе качества потребительских товаров» способствует:
созданию и повышению мотивации к обучению;
развитию навыков структурирования информации и идентификации проблем;
развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
стимулированию инноваций за счет синергетики знаний – развития системного, концептуального знания;
применению методики анализа качества товаров на предприятиях и торговых организациях.
Аргументированность основных положений проекта.
Проект позволит эффективно решать основополагающие задачи, влияющие на качество обучения и развитие студентов и их профессиональных компетенций.
Проект четко нацелен на эффективность внедрения новых идей, методов изучения качества товаров, исследований на практике. Конкретно изучается и исследуется работа торговых точек города Камышина.
В центре учебного процесса находятся студенты. Проект вовлекает студентов в решение содержательных, взятых из реальной жизни задач. Выполнение задач приучает студентов самостоятельно принимать решения и вкладывать свои интересы и желания в создаваемые продукты и их представления. Студенты учатся в процессе исследовательской деятельности и в определенной мере контролируют пути достижения целей проекта. Студенты часто работают в группах, выполняя роли, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям. При этом преподаватель в своей деятельности должен реализовывать принципы педагогической помощи: доступность, профессионализм, субъектность, диалогическое общение.
Проект нацелен на достижение учебных целей, соответствующих образовательным стандартам, и сосредоточен на том, что будут знать студенты в результате обучения. Опираясь на цели обучения, преподаватель выбирает подходящие план обучения и оценивания, организует учебную деятельность.
Проект основывается на вопросах, направляющих процесс обучения. Существует три типа направляющих проект - вопросов: основополагающие, проблемные и учебные.
Основополагающие вопросы - это широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают студентов к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин, и они помогают студентам увидеть, как связаны предметы между собой. Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько студенты понимают базовые концепции учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.
Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы обучающихся не создает перегрузки, а, наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает его усвоению и закреплению. При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: выберите правильный ответ; решите задачу; выполните задание; закончите предложение; проставьте в тексте пропущенные цифры.
Важно отметить, что студенты должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а потому предпочтение отдается заданиям такого рода, как ситуационные задачи. Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть, нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. А условия реальной ситуации прививают практические навыки наблюдения, эксперимента.
Проект включает различные типы оценивания. В самом начале проекта оговаривается, что ожидается от студентов. В дальнейшем эти ожидания проверяются и трансформируются на основании многочисленных проверок различными методами оценивания. В проект встроены возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки.
Проект связан с реальностью окружающего мира, с реальной жизнью студентов, с местным сообществом, с внешними экспертами. Студенты могут представлять результаты своей работы подходящей аудитории, связывая проект с ресурсами местного сообщества, привлекая внешних экспертов и общаясь с ними при помощи информационных каналов.
Студенты используют в работе с электронным вариантом Рабочей тетради различные информационно-коммуникационные технологии, которые поддерживают развитие навыков мышления, знание предмета и создание конечных продуктов. ИКТ помогают ученикам контролировать результаты работы и создавать более персонифицированные конечные продукты.
Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью работы над проектом. Работа над проектом поддерживает развитие и познавательных и метапознавательных умений, таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка информации. В ходе проекта направляющие вопросы заставляют студентов задуматься и связать предмет изучения с концепциями реального мира.
Студенты демонстрируют понимание вопроса, представляя результаты своей работы в продуктах и выступлениях. Проект завершается демонстрацией студенческих работ, во время которых студенты показывают свои презентации, печатные документы, предложения и даже театрализованные постановки, демонстрирующие понимание образовательных стандартов и целей обучения. Конечный продукт позволяет студентам самовыразиться и почувствовать ответственность за свое обучение.
Новизна идеи: проект направлен на повышение качества образования, формирует новые общие и профессиональные компетенции; инновационный подход в том, что проект удовлетворяет потребности социальных партнеров; удовлетворяет потребности студентов в получении новых рабочих профессий.
Научное обоснование. Ослабление контроля качества товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства. Все это обязывает на современном этапе гармонизировать два направления в товароведении — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.
Предполагаемый результат. Внедрение проекта позволит сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции для студентов – выпускников: применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы товаров; способствовать обеспечению эффективной коммерческой деятельности путём управления ассортиментом с целью оптимального его формирования, управлением качеством товаров и осуществления его контроля, идентификации товаров и выявления их фальсификации, регулирования процессов транспортирования и хранения; осуществлять и развивать деловые связи с поставщиками; принимать своевременные и обоснованные решения по вопросам, входящим в компетенцию товароведа.
План реализации проекта. По продолжительности этот практико-ориентированный проект можно назвать долгосрочным, он рассчитан на весь курс обучения Товароведения и экспертизы качества непродовольственных товаров. Важно проследить связь изучаемых дисциплин с практической направленностью, связью с производством и торговыми точками региона.
Заключение. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие, еще в прошлом веке французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом».
Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов однообразных заданий и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведения широкого спектра форм и видов самостоятельной работы обучающихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики.
Рабочие тетради могут быть представлены в виде полиграфического издания и направлены на различные виды работ в рамках учебного процесса, а именно: лекционный курс (опорный конспект лекций по разделам дисциплины), практические занятия (материал для работы на семинарах), самостоятельная работа (задания для самоконтроля).
Однако при изучении МДК.01.01 и МДК.02.01, где активно используются расчетные и статистические методы, целесообразно применять также электронные рабочие тетради, которые позволяют органично внедрить в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). При этом изменяется технология общения преподавателя и студента. Это общение может происходить в электронном виде с использованием интернет-ресурсов, что особенно актуально при переходе на дистанционное обучение, элементы которого целесообразно внедрять и в рамках традиционного способа обучения.
Разработанная Рабочая тетрадь по Товароведению и экспертизе качества непродовольственных товаров содержит:
задачи для аудиторного занятия;
вариативные домашние задания для самостоятельного решения;
проблемные задачи и ситуации;
индивидуальное задание (кейс);
справочные материалы по изучаемым темам;
методические указания к выполнению заданий.
В данной Тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение студентов к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов - коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. 
Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Проверка знаний позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях. Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.
Самостоятельная работа – важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах. 
В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы: использование Рабочей тетради влияет на качество формируемых у студентов знаний. Об этом свидетельствуют результаты контрольного эксперимента. Средний коэффициент усвоения знаний учащихся экспериментальной подгруппы вырос на 32%, а в контрольной подгруппе на 12%.
Проект используется второй год, и по итогам прошлого учебного года показатели успеваемости по МДК.02.01. повысились, в чем я вижу положительное влияние использования Рабочей тетради.
Список использованных источников
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов.– М.: Норма. – 2009.
Товароведение и экспертиза промышленных товаров/ под ред. Неверов А.Н.: Учебник. -М.: МЦФФЭР, 2006.
Айлова Г.И., Васильева М.П., Петренко И.А., Рыженко Г.Н. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных товаров и ювелирных товаров. -СПБ.: Питер, 2005
Дзахмишева И.Ш., Балаева С.И., Блиева М.Р. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006
Иванова В.Я., Голубенко О.А. Товароведение и экспертиза кожевенной продукции. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006
Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. - М.: ИТК "Дашков и К", 2005.
Паршикова В.Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров. –М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005
Ходыкин А.П. Товароведение и экспертиза культтоваров (товары для спорта и активного отдыха). - М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2006
Журналы: «Пластические массы», «Потребитель», «Спрос», «Сертификация», «Стекло и керамика», «Кожевенно-обувная промышленность», «Новости в мире косметики», «Текстильная промышленность»
http://www.rospotrebnadzor.ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: законы и нормативные документы регламентирующие товарное обращение и безопасность товаров на территории РФ)
Примеры листов рабочей тетради
Задача 1
При проведении испытаний бытовых электрических пылесосов А, Б и В уставлены масса собранного модельного загрязнителя и количество собранных нитей (табл.1).
Определите пылеочистительную и нитесборочную способность пылесосов А, Б и В. Дайте
заключение о соответствии пылеочистительной и нитесборочной способности пылесосов
требованиям стандарта.
Таблица 1 - Результаты испытаний пылеочистительной и нитесборочной способности пылесосов
Наименование
пылесоса
Результаты испытаний
пылеочистительной способности
бытовых электрических пылесосов
нитесборочной способности
бытовых электрических
пылесосов на ковре
на полу на ковре количество нитей
масса пыли,
оставшейся
на полу, г
масса пыли,
собранной в
пылесборнике, г
на щетке,
штук
в пылесборнике,
штук
А 2,12 33,70 12 21
Б 2,05 34,05 14 22
В 1,75 34,27 18 22