Конспект занятия по ознакомлению с хомяком в старшей группе.
Конспект занятия по ознакомлению с хомяком в старшей группе.
Цель. Познакомить детей с особенностями внешнего вида, образа жизни хомяка.
Программное содержание.
Формировать конкретные представления и элементарные понятия о хомяке, знать характерные особенности внешнего вида и повадки, уточнить пищу, места обитания в природе, отличия от диких хомяков.
Развивать внимание, мышление, развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать заботливое отношение к животным, желание ухаживать за ним, воспитывать интерес к природе родного края.
Познакомить детей с понятием «грызуны». Сравнить с «домашним» хомячком – сходство и отличия.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы (сказки народов Северо-востока), рассматривание иллюстраций.
Словарная работа.
Познакомить с новыми словами и выражениями: семенит, грызун, защечные мешочки.
Активизировать в речи детей выражение: густой мех, нора.
Индивидуальная работа. Упражнять Машу в произношении звука «с» (сирийский хомяк). Продолжать учить Ангелину и Никиту А. отвечать на вопрос полным предложением.
Методические приемы. Рассказ воспитателя, обобщающая беседа, вопросы, речевой образец, напоминание, пояснение.
Материалы и оборудование. Картинки и фотографии дикого хомяка, на отдельных листах бумаги нарисованы 70 горошин, 300 зерен пшеницы, 20 виноградин.
Ход занятия.
Вводная часть.
Послушайте загадку и попробуйте отгадать, с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Загадка про хомяка
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей). А вот и подсказка. (Показ картинок хомячка).
Основная часть.
Рассматривание и обследование.
А теперь взгляните на этого щекастого красавца. (Показ картинок и фотографий). Это хомяк, который живет в полях. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке. Песчинки, сбегая по телу мелкими струйками, уносят с собой грязь. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Что это за цвет такой – «рыжевато-бурый»? Рыжий – это какой? А бурый? (Ответы детей). Вот и получается оранжево-серо-коричневый. На голове и боках желтые пятнышки, брюшко черное бархатистое.
Хомяк – зверь злой, неуживчивый. Он любит покой и одиночество. Как вы понимаете слово «одиночество»? (Ответы детей). Неуживчивость хомяков такова, что при встрече родственники тут же начинают драться и выяснять отношения.
Селятся хомяки поодиночке, поблизости от хлебных или кукурузных полей, садов, виноградников. Роют глубокие и сложные норы. Что значит «сложные норы», как вы думаете? (Ответы детей). Извилистые, с запутанными ходами и многими выходами. Днем хомяки спят, а ночью выходят на кормежку.
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? (Ответы детей). За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Случается, попадется хомяку крупная добыча, птичье яйцо, например. В лапах его не унесешь, за щеку не засунешь. В таких случаях хомяк толкает его лбом и кати в нору.
Иной раз насобирает хомяк разной еды. Тогда разложит ее в разные щеки: за одной щекой зерна, а за другой кузнечики и прочее «мясо» насекомых.
Посмотрите на эти картинки. (Показ). В своих защечных мешках за один раз хомяк может принести:
70 крупных горошин,
20 виноградин,
300 зерен пшеницы.
За лето хомяк съедает столько, что можно было бы наполнить этой едой большой мешок. А на зиму запасает еще больше. У зимы, как известно, рот велик. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
А сейчас пришло время немного поиграть
Игра "Хомячок"
Хомка, хомка, хомячок – хомка - шелковый бочок.
(Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево. Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок. Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок.)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх.)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки.)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом.)
И выходит на зарядку. (Маршировать.)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях.)
Хочет Хомка (Кисти рук прижать к плечам)
Сильным стать! (напрягая мышцы.)
Хомяки – звери хозяйственные. Запасы в кладовых у них в полном порядке, все продукты хранятся по отдельности. Но это у старых, бывалых хомяков, а молодые часто сваливают все в кучу.
Давайте-ка, поиграем еще немного. У вас на блюдце лежат вперемежку горошины и пшеничные зерна. Ваша задача разделить их на две кучки – горошины к горошинам, пшеничные зерна к пшеничным зернам. Приступайте. (Дети выполняют задание).
Запасы хомяки делают, в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят. Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят их нор тощими. Подкормившись, потолстев, затевают свадьбы. А уже к концу весны хомячиха рождает 5-7 малышей, но иногда бывает и 15. Хомячата появляются на свет крошечными, но быстро растут и в скором времени начинают рыть «детские» норы в большой родительской норе. Это они тренируются, готовятся к самостоятельной жизни. И правильно делают! Не успеют хомячата как следует окрепнуть и всему научиться, как мать выгоняет их из родного дома. Побродят они вокруг да около и начинают рыть каждый для себя отдельную нору.
Враги хомяков ласки, лисы, хорьки, собаки, полозы, чайки, вороны, совы и другие хищные птицы. Рассердившись, хомяк прыгает, стучит зубами, пронзительно визжит и смело бросается на врага какой бы величины тот не был. Известны случаи, когда хомяк обращал в постыдное бегство крупных охотничьих собак и, защищая себя, нападал даже на человека. А сам-то величиной с крысу. Недаром в народе его зовут «злой карбыш». Укус хомяка опаснее, чем укусы более крупных зверей. Длинные и тонкие хомячьи зубы в момент укуса слегка раздвигаются в стороны и рвут ранку.
Но первым хомяк нападать не станет, ведь больше всего на свете он мечтает, что бы его оставили в покое и не трогали. Такой уж у него не кампанейский характер.
Хомяки относятся к большому семейству грызунов. Как вы думаете, каких животных называют грызунами? Каких грызунов вы знаете? Что у них общего? (Ответы детей).
Обобщающая беседа по вопросам:
1. Почему хомяка называют щекастым?
2. Чем питается хомяк?
3. Как переносит добычу в нору?
4. Как справляется с крупной добычей?
5. Как готовится к зиме?
6. Как хомяк зимует?
7. Какие норы роет хомяк?
8. Кто является врагами хомяка?
9. Как ведет себя хомяк при встрече с врагом?
10. Какими появляются на свет хомячата? Как ведут себя?
11. Как начинают самостоятельную жизнь?
12. Что можно сказать о характере хомяка?
13. Что происходит, если встречаются два хомяка?
14. Чем опасен укус хомяка?
15. Почему хомяка называют хозяйственным?
3. Итог.
Спасибо тебе, хомячок дорогой,
За то, что ты весь симпатичный такой:
За рыжую спинку, за белое брюшко,
За розовый пальчик, за голое ушко,
За быстренький усик, который щекочет,
За хвостик, что в руки даваться не хочет,
За то, что ты щеки надул и молчок -
Большое спасибо тебе, хомячок!
Вы все молодцы, очень хорошо работали, внимательно слушали, активно отвечали на вопросы. Наше занятие окончено.
Литература.
Верестенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1980.
Наумов Н.П. Экология животных. М.: Эксмо, 1999.
Хомяки. М.: Академия, 2009.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
;ђЗаголовок 1ГђЗаголовок 2ГђЗаголовок 315