Проект Чудесные превращения капельки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ: «Чудесные превращения капельки»
Для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет
Подготовительная группа №6 «Лакомки»
(срок реализации проекта 4 недели)
Авторы проекта:
Воспитатели:
В.В. Грушка
Урай 2015
Паспорт проекта
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детского сада №6 «Дюймовочка»
Наименование учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
– детский сад №6 «Дюймовочка»
Юридический адрес ДОУ 628285 Тюменская область ХМАО - Югра г. Урай, микрорайон 2 дом 85
Телефон, факс Телефон, факс: 8-(34676)-2-84-44
Название проекта «Чудесные превращения капельки» (далее проект).
Разработчики В. В. Грушка
География участников Воспитанники 6 - 7 лет, родители воспитанников детского сада № 6 «Дюймовочка», воспитатели.
Цель проекта Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как к объекту неживой природы. Расширение и конкретизация представлений детей о физических свойствах воды; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, приобщение родителей к проектированию и реализации проекта.
Основные задачи проекта Обучающие: познакомить детей с основными физическими свойствами воды.
Развивающие: развивать навыки поисковой деятельности в изучении воды, как объекта неживой природы, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов.
Масштаб и условия реализации проекта Планируемое время реализации – среднесрочный (4 недели с 12 по 9 ноября 2015 года). В реализации проекта участвуют: дети подготовительной группы «Лакомки», родители воспитанников, воспитатели.
Условия: опытно-экспериментально-исследовательская деятельность, проходит в форме партнерства взрослого и ребенка.
Ожидаемые результаты В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Форма представления результатов Альбом фотографий и описание представленных детьми опытов.
Составлена картотека экспериментов и опытов с водой.
Поделки демонстрирующие различные свойства воды.
Картотека условных обозначений физических свойств воды.
Выставка творческих работ, рисунков выполненных детьми совместно с родителями «Я и туча, и туман, И ручей, и океан», «Надо крепко закручивать кран, Чтоб не выбежал весь океан».
Акция: «Пять минут поэзии на ночь».
Актуальность
Проблема ухудшения экологической обстановки в современном мире требует от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к природе. Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое воспитание это долгий путь формирования правильного отношения к природе. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Чудесные превращения капельки» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению результата, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Задачи:
Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях, дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации.
Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
Научить разным способам очистки воды.
Развивать навыки поисковой деятельности в изучении воды, как объекта неживой природы, развивать познавательный интерес,
Воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 этап. Организационный (12 октября).
Дети, наблюдая за первым снегопадом, вспомнили о том, что дождь и снег это разное состояние воды. В результате дальнейшей беседы о воде, дети проявили заинтересованность в дальнейшем знакомстве с физическими свойствами воды, в связи с чем, была поставлена цель и определены задачи проекта.
2 этап. Планирование работы (12-13 октября).
Определив интересы детей, был составлен план реализации проекта, создана развивающая среда, разработаны темы и содержание бесед, творческих занятий.
3 этап. Формирующий (13 – 6 ноября).
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.
4 этап. Заключительный (9 ноября).
Подведение итогов, анализ полученных результатов.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Чудесные превращения капельки»
№ п/п Содержание работы Цель
1 Составление «Календаря пожеланий». Учить детей определять для себя интересные задания, планировать свою деятельность в течение длительного времени, воспитывать уверенность в себе.
2 Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
3 Беседа «Мир воды». Расширить знания детей о воде, как объекта неживой природы. Способствовать самостоятельным выводам о необходимости воды для всех живых существ на земле.
4 Эксперимент: «Вода не имеет формы» Учить детей опытным путем определять физические свойства воды.
5 Беседа: «Зачем вода нужна человеку?» Дать понятие о важности воды в повседневной жизни человека, о сферах жизни, в которых она используется.
6 Беседа: «Кому в природе нужна вода?» Дать понятие о важности воды в жизни всего живого на Земле. Мотивировать детей к определению алгоритма сохранения запаса пресной воды.
7 Беседа-презентация «Круговорот воды в природе». Конкретизировать знания детей об агрегатных состояниях воды, об условиях ее перехода из одного состояния в другое. Дать понятие «Круговорот воды в природе».
8 Беседа «Почему вода из реки ушла?». Познакомить с возможными ситуациями, которые могут привести к экологической катастрофе. Познакомить детей с правилами поведения на берегу водоемом.
9 Беседа «Закрути скорее кран, Чтоб не вытек океан». Мотивировать на составление правил бережного отношения к воде.
10 Выставка совместных работ детей и родителей «Закрути скорее кран, Чтоб не вытек океан». Воспитывать желание беречь природу, и воду как основу всего живого на Земле.
11 Выставка рисунков: «Я и туча, и туман, И ручей, и океан». Развивать творчество и воображение.
12 П/И «Камушки, карасики», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте». Совершенствовать двигательные умения и навыки, Развивать ловкость, быстроту реакции.
13 Рассматривание иллюстрации о воде и различных водоемах. Предварительная работа по изображению воды и водоемов.
14 Акция «Пять минут поэзии на ночь». Стихи о воде. Развивать память. Укрепление детско-родительских отношений.
15 Эксперимент: «Вода не имеет вкуса, запаха, она прозрачная». Мотивировать детей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьми результатами своей поисковой деятельности.
16 Эксперимент: «Тонет – не тонет». Мотивировать детей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьми результатами своей поисковой деятельности.
17 Эксперимент: «Как воду сделать чистой». Мотивировать детей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьми результатами своей поисковой деятельности.
18 Заучивание пословиц и загадок о воде. Укрепление детско-родительских отношений. Развивать память, логическое мышление.
19 Выставка детских книг о природе, детских энциклопедий. Развивать поисковый интерес, желание узнавать новые новое о неживой природе, в частности – о воде.
20 Чтение Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев.
21 Познавательно-исследовательское занятие «Научная лаборатория по исследованию свойств воды». Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как к объекту неживой природы.